Interested Article - Бейлик Бафры

Бейлик Бафры анатолийский бейлик ( эмират ), основанный в XIV веке и ликвидированный в 1419/20 году.

Государство входило в группу малых бейликов, называемых вместе бейлики Джаник . Оно образовалось на территории вокруг Бафры .

История

Большинство туркменов Бафры происходили из туркмен чепни , которые в XIII веке расселились в регионе и сыграли важную роль в завоевании и тюркизации региона . Помимо чепни в регионе расселились туркмены племён ыгдыр и салыр ( учок ) и племя баят ( бозок) .

С начала XIV века и до 1322 года Бафра принадлежала бейлику Перванеогуллары . В 1322 году (по другим данным после 1324 года или около 1330 года ) погиб последний правитель бейлика. Не имея наследников, он незадолго до смерти признал суверенитет соседнего бея из династии Джандарогуллары . Таким образом, с этого времени Бафра, как и прочие города Перванидов, перешла под власть Джандаридов . Точно неизвестно, когда возник бейлик Бафры. В XIV веке, когда возникли бейлики Джаник , в состав которых входил и бейлик Бафра, этот регион Анатолии был ареной борьбы различных политических сил. Джандарогуллары и Эретнаогуллары доминировали в регионе. В 1381 году на смену Эретнидам пришло государство Кади Бурханеддина . В этот период увеличил своё влияние правитель ещё одного из бейликов Джаник — Кутлушах Шадгельды-паша. В последней четверти XIV века османские правители, Джандарогуллары и Кади Бурханеддином конкурировали за влияние в регионе .

В источниках очень мало информации о бейлике. Неизвестными остаются и личность бея, основавшего бейлик Бафра, и имена правителей, и их порядок. Единственный правитель, о котором есть небольшие сведения — Эмирза-бей (Эмир Мирза или Мирза Хасан). Согласно надписи на захоронении, он считался независимым правителем Бафры. Во время его правления город был оживлённым торговым центром, куда приезжало множество людей на ярмарки и рынки. Эмирза-бей и члены его семьи похоронены в тюрбе Эмирзы-бея в . Строительная надпись гробницы на арабском и персидском языках размещена над входной дверью. В надписи, датированной 1381 годом, написано, что Эмирза-бей построил гробницу для своих пятерых детей (Хаджи Лютфуллах, Паша-хатун, Илалмыш-хатун, Хант-хатун и Султан-хатун), умерших от чумы в 1380 году. Дата смерти Эмирзы-бея в надписи не указана, но на захоронении его брата Ахмед-бея есть дата смерти — 1411/12 год . В надписи на саркофаге Эмирза-бей именуется как «Сын покойного Эмира Али-бея, сына Хусейн-бея, пощаженный и прощенный, благословенный Эмирза-бей». То есть, его отца звали Хусейн, а деда — Али. В тахрирах (учетные книги) есть записи о том, что Эмирза-бей основал вакуф , в который входили мечети , медресе и завия . Кроме Эмирзы, его брата Ахмеда и пяти детей в тюрбе и рядом с ним находятся захоронения нескольких людей: Ресула б. Хусейн, Шереф-хатун б. Али (ум. 1396/97), Гичи-хатун б. Мехмед, Гази б. Мехмед (ум. 1467), Сейида б. Гази (ум. 1411/12), Бахт-хатун (ум. 1411/12), Хаджи Хызыра б. Шади (ум. 1380/81), Эйлюка б. Шади. Нет сомнений, что это члены одной семьи . На основании исследований надписей на захоронениях тюрбе Эмирзы-бея турецкий исследователь Зеки Орал утверждал, что это семья хафизов и ученых. Также, исходя из этих надписей, он предполагал, что похороненные в тюрбе могли происходить из семьи Сельджуков или потомков сельджукских визирей и чиновников, но более уместно считать их ветвью Перванеогуллары . Если бы дед Эмирзы-бея, Али-бей, был сыном известного сельджукского визиря , можно было бы сделать вывод, что Эмирза-бей был связан с бейликом Перванеогуллары (но сын Перванэ, Али, родился не позднее 1277 года, а Эмирза был жив в 1381 году) .

В последней четверти XIV века во время борьбы османов против Кади Бурханеддина, последний пытался укрепить свои позиции, заключая соглашения с правителями бейликов Джаник или османами в соответствии с меняющимися политическими условиями . В начале 1390-х годов, когда Кади Бурханеддин расширял свои территории за счёт бейликов Джаник, беи Бафры заключили союз с Джандарогуллары. Бейлики Бафра, Таджеддиногуллары , Ташаногуллары и Кутлушахи сформировали союз против Кади Бурханеддина под руководством Джандароглу Сулеймана-бея. Однако этот союз не состоялся из-за прибытия османского султана Баязида I к Кастамону . Джандарогуллары пришлось заключить соглашение с Кади Бурханеддином. В этой ситуации бей Бафры подчинился османам вместе с Ташаногуллары. Победив и убив Сулеймана-бея, Баязид увеличил свое влияние в регионе. Пока Кади Бурханеддин формировал союзы против османов, местные беи (включая, вероятно, и бея Бафры) предпочли придерживаться стороны османов. В 1392 году Кади Бурханеддин взял в осаду Амасью , но Ахмед Кутлушах передал город Баязиду. Когда в 1393 году османский султан прибыл в регион, бей Бафры ему подчинился, как Таджеддиногуллары и Ташаногуллары. Беи Бафры продолжали свое противостояние Кади Бурханеддину в конце XIV века, когда в Анатолию пришел Тамерлан .

До битвы при Анкаре Бафра оставалась территорией Османской империи . Неясно, правили ли беи Бафры снова в Бафре в последующий период. Согласно источникам, в период османского междуцарствия Бафра находилась в руках визиря бея Кубадогуллары Джунейда. Джандарид Исфендияр-бей захватил Самсун и Бафру, управлять городами он назначил своего сына Хызыра. Турецкий историк И. Теллиоглу предположил, что Бафра была захвачена Исфендияром до 1411 или 1417 года . М. Мейер утверждал, что Исфендияр присоединил Бафру в 1418 году . В 1419/20 году Хызыр-бей оставил османам Самсун и, похоже, Бафру . Таким образом, бейлик просуществовал до 1419/20 года .

Шихабуддин аль-Умари (живший в Египте) и Азиз ибн Ардашир Астарабади (прожил несколько лет у Кади Бурханеддина в Сивасе ) называли Бафру «Бавра» (بورا). Аль-Умари писал, что это один из самых известных городов в районе Кастамону , а его эмира зовут Мурад-бей. Ибн Ардашир сообщал, что у бея Бафры было около 1000 солдат .

В Бафре почти не осталось строений периода бейлика Бафра, единственным сохранившимся сооружением является тюрбе Эмирзы . Известно, что также Эмирза-бей построил деревянную мечеть. Согласно тахриру (кадастровая книга) 1485 года в деревне Тюрбе (где расположено тюрбе Эмирзы) существовал « Вакуф мечети Эмирза-бей» и «район мечети Эмирза-бей». В 1642 году название «район мечети Эмирза-бей» было изменено на «район Джами-йи-Кебир» (Великая мечеть). Мечеть Эмирзы-бея была снесена в 1675—1676 годах Айше-хатун, женой османского великого визиря Кепрюлю Мехмед-паши ; вместо снесённой была построена мечеть, известная сегодня как большая мечеть (Улу джами). В документе 1785/86 года название «Джами-йи Кебир» было записано под его старым названием «Мирза-бей Джами» .

Примечания

  1. , S. 127.
  2. , S. 128.
  3. .
  4. , p. 223.
  5. .
  6. , S. 123—124.
  7. , S. 122—123.
  8. , S. 392—406.
  9. , S. 409—410.
  10. , S. 124.
  11. , A. Hacıemiroğulları (Bayramoğulları) beyligi; C. Taceddinoğullari.
  12. , S. 660.
  13. , с. 44.
  14. , S. 125.
  15. , S. 121.

Литература

  • Karakök T. XII. Canik Beyleri // . — İs. : Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti, c. 11). — ISBN 978-6-052-37549-5 .
  • Kesik M. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — An. , 2007. — C. XXXIV . — S. 245—246 .
  • Oral Z. Durağan ve Bafra'da İki Türbe (тур.) // Belleten. — 1956. — C. 20 , sayıl. 79 . — S. 385—410 .
  • Özen А. // Tarihi, Sosyal ve Kültürel Yönleriyle - BAFRA / Editör Prof. Dr. Osman KÖSE. — 2023. — S. 119—130.
  • Tellioğlu I. Doğu Karadeniz Bölgesinin Türk Yurdu Haline Gelmesi Hakkında Bir Değerlendirme (тур.) // Journal of Turkish Studies. — 2007. — C. 2 , sayıl. 2 . — S. 654—664 .
  • Zachari̇adou E. Sinoplu Gazi Çelebi (тур.) // Tarih İncelemeleri Dergisi. — 2001. — Vol. 16, num. 1 . — S. 221—224. — ISSN .
Источник —

Same as Бейлик Бафры