Interested Article - Покровский собор (Барановичи)

Знак «Историко-культурная ценность» Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000041

Покровский собор , Собор Покрова Богородицы — старейший из существующих православных храмов в Барановичах , крупнейший в Белоруссии памятник архитектуры неоклассицизма . Высокую художественную ценность имеют мозаичные украшения собора, представляющие собой свидетельство высокого искусства русской художественной школы .

История

Предыстория

Деревянная православная церковь, построенная в Барановичах в 1908 году на территории нынешнего собора, в 1915 году во время Первой мировой войны была увеличена за счёт пристроек. Однако в ночь на 2 мая 1921 года, после праздничной вечерни первого дня Пасхи , храм сгорел. Благодаря собравшимся утром на пепелище православным жителям города приход принял решение восстановить церковь. В руководство избранного вскоре комитета по постройке нового храма вошли сенатор польского Сейма , протоиерей Павел Мацкевич и церковный староста Яроцкий .

Строительство храма

Церковь первоначально хотели восстановить из дерева по проекту архитектора , однако два года проект о её постройке пробыл у властей Новогрудского воеводства , будучи не утверждён. Тогда согласно принятому комитетом по постройке при поддержке архиепископа Дионисий решению строить кирпичный храм был составлен первый план, автором которого явился варшавский архитектор .

С учётом новости о решении польских властей уничтожить Варшавский собор Александра Невского и законсервировать его мозаики первоначально было принято решение возвести храм в Барановичах в виде уменьшенной копии варшавского собора, но впоследствии от него отказались; при этом об этом первоначальном плане напоминают большие подземные и цокольные помещения, оставшиеся от него. В разработке проекта включился архитектор Станислав Филисевич . Решение разместить мозаики в новом барановичском храме, потребовавшее использования особых архитектурных приёмов, стало, наряду с выбором территории, одной из причин, по которой, согласно исследователю С. Харевскому, стилистических аналогов собора не существует .

Уже 6 августа 1924 года закладка нового храма была торжественно освящена. Цена проекта составила 147 тысяч злотых . Из них 36 тысяч злотых было собрано в 1925—1928 годах жителями Баранович, 8 тысяч выдал Барановичский городской магистрат, а власти Польши благодаря сенатору Назаревскому отчисляли три года подряд по 58 тысяч злотых .

20 ноября 1928 года состоялась торжественная установка куполов на церковь, в которой вплоть до 1931 года велись работы посредине храма, в частности, оформлялись иконостасы и выкладывалась мозаика из Варшавского собора Александра Невского . 4 октября 1931 года состоялось освящение собора Покрова Богородицы архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским) . В список памятников архитектуры Покровский собор, в 1949 году ставший единственным действующим православным храмом в Барановичах и остававшийся им долгое время, вошёл в 1953 году и был взят под охрану государством .

Архитектура

Представляет собой кирпичный крестово-купольный храм . К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды ; накрывает его полусферический (в треть сферы ) купол с двумя оболочками . Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами , которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом .

Монументальные четырёхстолпные портики украшают северный и южный фасады собора с трёхугольными фронтонами , оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер . Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников . Основной объём и примыкающую к нему четырёхгранную (квадратную плане) трёхъярусную колокольню, увенчанную четырёхгранным полусферическим куполом с высоким шпилем и по углам декорированную спаренными колоннами, связывает с запада узкая, протяжённая трапезная . Для насыщенного декора самой колокольни были использованы разные элементы, как-то: полуколонны , угловые одинарные и спаренные колонны , мощные лопатки , а также профилированные карнизы . Результатом использования данных элементов, которые, по мнению Хоревского С. В., хоть и относятся к классицизму, но весьма при этом вольно истолкованы, стали взаимоупорядоченные и в то же время отдельные для каждого из ярусов ритмы . Полуциркульный тимпан , вставленный между двух полуколонн , выделяет главный вход. Чтобы окаймить прямоугольные оконные проёмы, украшенные кованными решётками, и ниши фасадов, в архитектуре собора использованы неглубоко профилированные наличники с треугольными сандриками . Полукруглую апсиду фланкируют ризницы со сферическим покрытием . Обширные подвальные помещения (соборная канцелярия) в цокольном этаже храма имеют самостоятельные наружные входы, под ними расположена большая крипта , а под алтарной же частью — ризница . Как экстерьер, так и интерьер собора украшают мозаичные панно (с частичной утратой смальты ) .

Световой барабан , поддерживаемый четырьмя восьмигранными столбами, открывается в молитвенный зал, перекрытый плоским потолком . Трёхъярусный иконостас выполнен в русском стиле с резными царскими вратами и образами XIX — начала XX веков, такими как «Иисус Христос Благовещальный», «Святой Лаврентий», «Матерь Божия с младенцем», «Святой Стефан», «Спас с предстоящими», «Христос со сферою», «Благовещение», «Спас Пантакратор» (первая половина XVIII века, перенесён с могильной церкви Александра Невского). Также хранится образ в серебряном окладе «Матерь Божия Жировицкая» (1847) и многое другое . Кроме того, данный иконостас, привезённый некогда из бывшей домовой церкви Варшавского королевского замка , считается одним из наибольших в Белоруссии. Образа этого иконостаса были написаны как в русской, так и в академической манере. Среди авторов данных икон, представляющих собой уникальные образцы искусства, присутствуют Васнецов, Бруни и Врубель .

Три цилиндрические башни с лукоподобными куполами оформляют источник, находящийся перед источником. Вход на соборное кладбище пролегает через трёхарочные ворота .

Мозаика

Варшавский собор

Мозаики Покровского собора изначально были сделаны для Варшавского собора Александра Невского, который строился 19 лет и был освящён в 1912 году . Они были созданы по эскизам Виктора Васнецова , Николая Кошелева , Николая Бруни и (иногда указывается и Андрей Рябушкин ) и выполненные в 1902—1911 годах в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова путём как простого, так и обратного набора шлифованной смальты . Так, сначала смальта внешней стороной наклеивалась на картон в технике обратного набора, а затем — уже на месте, в Варшаве — путём простого набора смальты монтаж перекладывался на бетон . Фролов сам лично подбирал смальту, руководя всем процессом в целом . В оформлении собора наряду с мрамором и гранитом были использованы драгоценные и полудрагоценные камни .

Дискуссия о том, как быть с православным храмом, по мнению многих, символом российской оккупации, разгорелась сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 году , повлияла советско-польская война . Разрушение продолжалось с 1924 года вплоть до 1926-го. Так, для уничтожения лишь одних стен понадобилось 14 800 взрывов. При этом православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество, переданное затем в Западную Белоруссию .

Перевозка в Барановичи

Основное церковное имущество ( алтари , 10 киотов , 20 образов на досках, 9 образов на дереве и полотне, три мозаичных образа («Матерь Божия Умиление», «Митрополит Алексий» и « Иосиф Волоцкий »)) было доставлено в Барановичи в 1926 году в трёх вагонах, чему немало поспособствовал сам А. Назаревский. После привоза данное имущество хранили в строении возле самой церкви, которое уже 5 сентября, возможно, в результате умышленного поджога, сгорело. Мозаики, хранившиеся в это время в другом месте, сохранились .

Остатки имущества Варшавского собора Александра Невского, как-то: четыре образа на цинке , семь двухстворчатых дубовых дверей, 40 фрагментов мозаики и 13 ящиков росписей на гипсовых пластинах, вкупе с иконостасом бывшей домовой церкви Варшавского королевского замка 23 августа 1928 года были переданы в Барановичи митрополитом Дионисием. Из доставленных 40 фрагментов мозаики 10 из-за невозможности сложить цельный рисунок до сих пор покоятся в подземельях собора, в то время как из 30 оставшихся фрагментов сложили 4 панно, которые и разместили на внутренних и внешних стенах храма .

Мозаики

Мозаик, расположенных как внутри, в интерьере собора, так и снаружи, на фронтонах, насчитывается семь композиций .

Мозаика, находящаяся в соборе, имеет больше 20 000 оттенков смальты. Последняя изготавливалась в мастерской Фролова. Слой стекла покрывался сусальным золотом и сверху тиражировался ещё один слой стекла. Всего в соборе использованы семь из 16 мозаичных панно Александро-Невского собора .

Из мозаики Александро-Невского собора, сделанной по эскизу Виктора Васнецова, в Барановичах есть только один фрагмент — «Богоматерь с младенцем», расположенная в конхе апсиды и являющая фрагментом огромной — на 1 тысячу м² — композиции под названием «О тебе радуемся» Варшавского собора . Это поплечное изображение Матери Божией с Сыном , имеющее объёмную трактовку лиц, в тёмно-вишнёвой с голубой и светло-оранжевой одежде соответственно выделяет их силуэты на фоне золотых нимбов . При этом исследователь А. Н. Кулагин устверждает, что на стенах собора присутствуют также и другие мозаики Васнецова: мозаика «Отечествие» и портрет Симеона Полоцкого в полный рост с книгой и свитком .

С левой стороны алтаря, над северным входом, в храме находится мозаичная композиция « Деисус », сделанная по картону Николая Кошелева . На ней представлен Иисус Христос на белом облаке в окружении ангелов . В руках Христа — раскрытая Библия со словами «Міръ Вамъ». Для данной мозаики решение было найдено в сочетании насыщенных и глубоких тонов .

На улице, в тимпане фронтона южного портика собора размещена мозаичная композиция «Христос с донатором» («Спас с донатором»; раньше называлась «Слава Александра Невского»), выполненная по картонам Кошелева . На ней к ногам Иисуса склонился донатор — человек, в руках которого модель собора, похожего на Варшавский. Христос держит корону, которую желает возложить на голову донатора. Личность донатора — русский князь Александр Невский , однако некоторые исследователи считают, что это изображение архитектора Варшавского собора — Леонтия Бенуа , получающего благословение от Спаса и князя на сооружение храма . Синие тона преобладают в цветовой гамме данной композиции над розовыми, зелёными, охристыми .

Тимпан фронтона северного портика украшает фрагмент мозаичной композиции «Собор архистратига Михаила» по живописным рисункам Николая Бруни . На ней архангел Михаил вознесён над всеми прочими персонажами. Под ним в центре композиции — молодой Иисус Христос. По обеим сторонам ангелы и святые обращаются к ним. К сожалению, эта мозаика сильно повреждена при разборке Варшавского собора и имеет значительные утраты.

Ещё одна мозаичная композиция Бруни «Богоматерь с ангелами» находится в интерьере собора над южным входом . На ней изображена Богородица, которая в окружении ангелов сидит на троне. Для нимбов на ней применены растительные орнаменты; в цветовой гамме используются различные оттенки светло-голубого, зелёного, розового, глухого синего и красного цветов в сочетании с золотом самой смальты . Эта мозаика также имеет значительные утраты смальты . Утраченные детали заменили фресками во время монтажа в 1929 году.

На опорных столбах храма размещены привезённые из Варшавы мозаичные изображения — «митрополита Алексия» (на северном столбе) и «преподобного Иосифа Волоцкого» (на южном), сложенные по картонам В. Думитрашко .

Комментарии

  1. Иногда указывается, что иконостас был изготовлен в «псевдовизантийском духе» между 1929 и 1930 годами специально для образов собора Варшавы. См.: Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 40. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9. .
  2. Иногда указываются 1901—1911 годы. См.: Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — С. 47. — 240 с. .

Примечания

  1. Ермоленко Г. М. Покровский собор // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 89. — 424 с. — 25 000 экз. ISBN 5-85700-017-3 .
  2. Ярмоленка Г. М. Баранавіцкі Пакроўскі сабор // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 66. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 .
  3. Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 33. — ISBN 978-985-11-0389-4 .
  4. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 36. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  5. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 40. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  6. Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — С. 47. — 240 с.
  7. Руслан Равяка. (белор.) . Intex-press. Дата обращения: 7 января 2014. 7 января 2014 года.
  8. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 37. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  9. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 38. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  10. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 39. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  11. Ярмоленка Г. М. Баранавіцкі Пакроўскі сабор // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 67. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 .
  12. Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 34. — ISBN 978-985-11-0389-4 .
  13. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 36—37. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.
  14. Ермоленко Г. М. Покровский собор // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 89—91. — 424 с. — 25 000 экз. ISBN 5-85700-017-3 .
  15. Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 35. — ISBN 978-985-11-0389-4 .
  16. Ермоленко Г. М. Покровский собор // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 91. — 424 с. — 25 000 экз. ISBN 5-85700-017-3 .
  17. Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг.. — Вильня: ЕГУ, 2008. — С. 37—38. — 102 с. — ISBN 978–9955–77-13–9.

Литература

  • А. А. Ярашэвіч, І. Р. Томашава. Баранавіцкі Пакроўскі сабор. Мінск, 2008.

Ссылки

Источник —

Same as Покровский собор (Барановичи)