Interested Article - Контан (ресторан)

Вид на старое помещение «Контана» до 1910-х годов

Контан — дореволюционный ресторан в Санкт-Петербурге , располагавшийся по адресу набережной Мойки 58. Заведение было прозвано по имени своего владельца — Августа Кантона . «Контан» располагался в здании гостиницы «Россия», в глубине его двора и стал одним из самых знаменитых заведений общепита в дореволюционном Петербурге . С 1912 года Контан приобрёл звание самого фешенебельного ресторана в городе .

История

Хотя официальной датой открытия ресторана считается 1885 год , одноимённый ресторан Августа Кантона существовал раньше на соседнем участке . Н.И.Соболев, открывший на Мойке 58 гостиницу «Россия» уговорил Кантона перенести свой ресторан в первый этаж «России», так как располагавшиеся под одной крышей гостиницы и рестораны как правило приносили приличные доходы друг другу. Переместив «Контан» по новому адресу, Августу Кантону удалось сохранить как старых посетителей, так и привлечь новых , под крышей гостинице «Контану» удалось приумножить свою славу и стать одним из популярнейших ресторанов города . Ресторану достались остатки сада от усадьбы генерал-прокурора Сената Никиты Трубецкого, жившего на участке до 1760-х годов, где был организован летний сад . У ресторана был небольшой зал, в который можно было попасть по длинному коридору, освящённому тёмно-красным светом и застланному пышным ковром .

Современный вид на двор Мойки 58, где располагался летний сад ресторана

В 1888 году Кантон переехал по адресу ресторана и открыл там буфет . C 1891 года он занимался уже только ресторанным делом . Кантон первый начал в своём заведении организовывать передвижные выставки, с участием известных художников, в том числе Айвазовского , Маковского и других .

В конце 1890-х годов «Контан» перешёл во владение к Альмиру Жуену и Луи Филиппару, в 1912 году — к Оливье . Ресторан пользовался большой популярностью, как у богачей, так и прочей «приличной» публики . Посетители, которые не могли себе позволить оплатить обед, посещали бар ресторана . «Контан» предлагал типичные для французского ресторана блюда — пломбир с абрикосами, говяжье филе Фи-нансьер, суп-пюре из спаржи, консоме итд .

В новом здании

В 1911 году ресторан был почти полностью уничтожен в пожаре . В 1913 и 1914 годах на участке был построен доходный дом Жуэна по проекту Мельцера и в котором разместили новый одноимённый ресторан . При новом заведении в его внутреннем дворе открыли летний сад, завоевавший популярность у посетителей . В нём была устроена летняя зала со столиками и открытой площадкой для музыкантов . Тогда же в «Контане» начал выступать популярный румынский оркестр поду управлением Жана Гулеско , чьи выступления на скрипке ценились в Петербурге , появилась эстрада .

Первым ударом для ресторана и гостиницы при ней стал тяжёлый экономический кризис, вызванный первой мировой войной , затем Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война, ресторан с гостиницей прекратили своё существование в 1918 году . В первые дни после революции, помещения ресторана и гостиницы стали штаб-квартирой черносотенной организаций Союз русского народа , Союз Михаила Архангела и других монархических объединений . В 1920-е годы помещения гостиницы и ресторана приспособили под коммунальные квартиры .

На первых двух фотографиях — летний сад ресторана, на третьей — основной зал, на четвёртой — его работники

Посетители

В «Контане» постоянно устраивались творческие вечера деятели искусства и литературы . «Контан» посещали разные знаменитости и устраивали там торжественные рауты, банкеты и вечера. Среди них были художники Айвазовский , Маковский , композитор Рубинштейн , скульптор Трубецкий , певец Фигнер . «Контан» любили посещать Кузьмин , Мещерский , Нувель , Потемкин и другие . Здесь обсуждали сплетни о спектаклях, пьесах и литературных новинках . В начале XX века «Контан» сформировался, как литературно-художественный клуб , постоянными посетителями которого были Куприн , Блок , Толстой , Амфитеатров , Аверченко и другие. В ресторане был оборудован специальный кабинет для деятелей искусства , в котором поэты зачитывали свои стихи, а художники рисовали зарисовки и дружеские карикатуры . Данным художественными произведениями администрация ресторана украшала помещения ресторана .

Здесь торжественные вечера устраивали выпускники Технологического института , участники съезда русских цементных техников и заводчиков, участницы Женского съезда итд . В «Контане» в 1916 году праздновали 25-ти летний юбилей франко-русского союзнического соглашения с участием высших сановников и дипломатов . Здесь устраивали концерты Зилотти , Глазунов , Шаляпин .

«Контан» связан с трагической судьбой молодого графа Николая Юсупова , здесь он устроил прощальный ужин со своей возлюбленной графиней , помолвленной с другим графом Мантейфелем. Даже после замужества Николай и Мария продолжали встречаться и прознав об этом, оскорблённый Мантейфель вызвал Юсупова на дуэль и застрелил его .

Примечания

  1. , с. 137.
  2. Виталий Задворный. . — Новое Литературное Обозрение. — 994 с.
  3. . encspb . Дата обращения: 8 января 2024.
  4. Георгий Зуев. . — Litres, 2022-05-15. — 744 с. — ISBN 978-5-457-49896-9 .
  5. Альбин Конечный. . — Новое Литературное Обозрение, 2020-10-27. — 2069 с. — ISBN 978-5-4448-1430-7 .
  6. . www.citywalls.ru . Дата обращения: 8 января 2024.
  7. , с. 141.
  8. , с. 29.
  9. , с. 138.
  10. , с. 139.
  11. , с. 30.

Литература

  • Юлия Демиденко. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века. — Центрполиграф, 2011. — 361 с. — ISBN 978-5-227-03013-9 .
  • Людмила Донченко, Владимир Надыкта. . — ЛитРес, 2022. — 349 с. — ISBN 9785044309180 .
Источник —

Same as Контан (ресторан)