Interested Article - Бухгольц, Генрих

Генрих Бухгольц ( нем. Heinrich Buchholz ; 1735, Нарва — 1781, Санкт-Петербург ) — русский художник немецкого происхождения.

Биография и основные работы

Родился в 1735 году в Нарве (на тот момент входила в состав России) в семье прибалтийских немцев . Учился у художника Лукаса (Луки) Пфандцельта , который жил в России с 1741 года: до 1743 года в Ревеле , а затем — в Петербурге .

Что касается датирования хронологических границ творческой деятельности Бухгольца, то в этом вопросе существует большая путаница. Во многих источниках повторяется, что Бухгольц приехал в Россию в 1760-х годах, чего не могло быть, так как он родился в России , к тому же его учитель проживал там же. Более вероятно, что Бухгольц поступил в ученики к Пфандцельту ещё в 1740-е годы (может быть, даже в 1743 году, когда тот, по пути из Ревеля в Санкт-Петербург, проезжал через Нарву). Тем не менее в начале 1760-х годов Бухгольц всё ещё рассматривался в качестве «новичка».

В самом начале 1760-х годов Бухгольц участвовал в создании эскиза для мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» . Созданием эскиза (14 футов длиной и 9 высотой) руководил другой ученик Пфандцельта Карл Людвиг Христинек . По словам мемуариста Якоба Штелина , «в помощь Христинеку были даны жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии строений », одним из которых как раз и являлся Бухгольц.

Ориентировочно в середине 1760-х годов императрица Екатерина Вторая поручила Бухгольцу скопировать парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны , к тому времени уже покойной, работы Луи Токе , который она желала разместить в Портретном зале Большого Царскосельского дворца . Создавая заказанную ему копию, Бухгольц смог скопировать одеяние Елизаветы, однако не мог справиться с воспроизведением её лица. В результате, после нескольких безуспешных попыток, в центр портрета работы Бухгольца (который, в свою очередь являлся копией с портрета работы Токе) был вшит квадрат холста с портретом Елизаветы работы Луи Каравака , после чего Бухгольц соединил два фрагмента в единый портрет. На странности портрета, сшитого из двух разных, впервые обратили внимание только в 1917 годы члены Художественной комиссии во главе с художником Александром Бенуа .

В 1769 году Бухгольц расписал снаружи одну из парадных карет императрицы Екатерины Великой, которая в начале XX века хранилась в собрании ныне несуществующего санкт-петербургского Конюшенного музея .

Также Бухгольцем была создана аллегорическая картина , прославляющая императрицу Екатерину, как преемницу Петра I (1777, ныне хранится в Государственном Эрмитаже ). В левой части картины изображён Пётр I, восседающий на облаке, которому Хронос (персонификация Времени) указывает на прошедшие за полвека позитивные изменения: Санкт-Петербург, основанный Петром Великим, процветает, закладываются новые корабли, выстроен памятник самому Петру Первому — Медный всадник . В правой части картины персонификация Славы, также парящая в облаках, показывает Петру барельеф с портретом Екатерины и карту Крыма, который в тот момент находился в процессе присоединения к России . По деревянному мосту через Неву русские солдаты проводят пленных крымских татар и турок , для того, чтоб возложить их знамёна к подножию памятника Петру .

Скончался Бухгольц в 1780 или 1781 году в Санкт-Петербурге.

Другие произведения

Также Бухгольцу приписывается создание целого ряда портретов, не образующих ни малейшего единства в стилистическом отношении, среди которых:

1) фельдмаршала Миниха , сегодня являющийся наиболее часто воспроизводимым его портретом (один вариант — Государственный Эрмитаж ; второй, поколенный вариант до революции хранился в санкт-петербургской Лютеранской церкви Петра и Павла ). Встречается утверждение, что именно этот портрет полководца Иоганном Штенглином , что небесспорно. Авторские (?) погрудные повторения того же портрета: — в ГРМ , второе — в музее-заповеднике «Кусково» . С них (?!) была выполнена . Более резонно предположить, что обе гравюры Штенглина восходят к несохранившемуся поколенному портрету; неизвестно, был ли автором эрмитажного портрета также Бухгольц.

2) , основанный на , но с внесением очень значительных изменений: погрудный портрет превращён в поколенный, персонаж портрета «переодет», но поворот и выражение лица оставлены теми же; лицо прорисовано гораздо менее тщательно.

3) (приписывается), Музей В. А. Тропинина , Москва .

4) с оригинала Луи Каравака , музей-заповедник «Петергоф» .

5) Портреты и , которые типологически сходны друг с другом, но не с остальными работами художника.

6) Екатерины I, как считается, с оригинала Жана-Марка Натье , . Вероятно, один из портретов (первый или же третий) является оригиналом, и его автором является не Бухгольц.

7) Несколько портретов Екатерины Второй: по меньшей мере, два погрудных — и музея-заповедника «Царицыно» , и один , также из собрания ГРМ. Версия, что все эти портреты являются копиями с работ В. Эриксена , восходит к Ровинскому , что, с учётом личного знакомства императрицы с художником, небесспорно.

Также в источниках упоминаются написанные Бухгольцем портреты барона И. И. Врангеля и Штегельмана (который в одних источниках называется архитектором , тогда как в других — архиепископом; впрочем, все источники отмечают, что портрет имел «хороший колорит»).

Галерея

Литература

Примечания

Источник —

Same as Бухгольц, Генрих