Interested Article - Каринский собор

Кари́нский собо́р ( арм. Կարնո ժողով ) — поместный собор Армянской апостольской церкви , состоявшийся в Карине в 633 году. Собор был созван для восстановления единства между Армянской и Греческой церквями. Несмотря на положительное решение о восстановлении общения, «Каринская уния» успеха не имела.

Исторический очерк

В первой половине VII века византийский император Ираклий I стремился к объединению с нехалкидонитами . После совместной победы византийско-армянских войск над персами , Ираклий направил армянскому католикосу послание . Католикос Езр отправился в Карин для встречи (которая произошла либо в 630 , либо в 632 году ) с Ираклием. В ходе переговоров католикоса и императора, стороны пришли к согласию и причастились из одной чаши .

По инициативе Ираклия около 633 года в Карине был созван собор Армянской церкви в котором участвовало 193 армянских и греческих епископа. Как утверждает исследователь В. А. Арутюнова-Фиданян монофелитство , используемое Ираклием для объединения с другими антихалкидонскими сообществами, на Каринском соборе не обсуждалось, поскольку в Армянской церкви отсутствовало учение о «единой воле Христа » в отличие от севириан . Магакия (Орманян) считал, что формула согласия полностью соответствовала вероучению Армянской церкви и не упоминала Халкидонский собор . Каринский собор оставил в Армянской церкви «монофизитское» добавление «Распятый за нас» к Трисвятому , однако ввёл греческую практику смешивания вина с водой в Евхаристии . После восстановления единства, в Армянской церкви получило распространение движение против вероучительного единства с греками, возглавляемое вардапетом Ованнесом , который обвинил Езра в получении взятки от Ираклия .

На протяжении VII века византийско-армянские церковные контакты были регулярными. Однако несмотря на это, тенденции к единству не получили дальнейшего развития, а арабское завоевание привело к прекращению контактов между Армянской и Византийской церквями .

Значение и оценки собора

Армянские источники по-разному оценивают Каринский собор. Традиционные армянские историки ( Себеос , Ованес Драсханакертци , Асохик ) оценивают единение с Константинопольской церковью как решение, навязанное всей церкви католикосом Езром . Армянские халкидонские источники («Повествование» католикоса Арсена, «Послание» Псевдо-Фотия) описывают Каринский собор как результат национального единения . Официальный сайт Армянской апостольской церкви так оценивает Каринский собор 633 года:

На самом деле исповедание веры, под которым подписался католикос Езр, было скорее политическим принуждением, чем религиозным убеждением .

Магакия (Орманян) писал, что Каринская уния католикоса Езра вызвала негодование клириков и мирян Армянской церкви до такой степени, что «на протяжении веков, <…> имя его и поныне стоит в списке патриархов с опрокинутой начальной буквой» .

Примечания

  1. Бозоян А. А., Юзбашян К. Н. , архим. Августин (Никитин) . // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 329—355. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  2. , с. 43.
  3. (арм.) . Армянская апостольская церковь. 25 февраля 2021 года.
  4. В. А. Арутюнова-Фиданян . // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 97. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  5. В. А. Арутюнова-Фиданян. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 326—329. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .

Литература

Ссылки

  • (арм.) . Армянская апостольская церковь. 25 февраля 2021 года.
Источник —

Same as Каринский собор