Interested Article - Сам (пение)

Слепые исполнители музыки сам на французской открытке

Сам ( вьетн. xẩm ) или хатсам ( hát xẩm , пение сам) — умирающая разновидность северовьетнамской народной музыки . В династический период сам в основном исполняли слепые музыканты. Они часто аккомпанируют себе на данбау или , иногда исполнители образуют ансамбли, в которых певцу аккомпанируют на таких инструментах, как барабан и . Мелодии сам заимствуют из других жанров, в частности, и , а обычные сюжеты — , и другие литературные произведения . С другой стороны, некоторые мелодии сам в свою очередь были переняты традиционными театрами (отмечено влияние сам на театр тео ) и песенными жанрами, включая камерное пение качу .

Сам предположительно возникло в XIV веке, во время правления династии Чан . Сам получило распространение по всему северу страны . По традиции сам исполняли слепые певцы и певицы, скитавшиеся из города в город и жившие за счёт исполнительского искусства .

В начале XX столетия артисты стали исполнять сам в ханойских трамваях, из-за чего жанр стали называть «трамвайное сам» ( xẩm tàu điện , сам тау дьен) . В 1930-х годах сам, как и остальная народная музыка, едва не исчезли из-за изменившихся настроений в обществе, однако в конце десятилетия стало считаться, что народная культура сохраняет традиционные ценности вьетнамского народа, и отношение к ней улучшилось .

В 1980-х годах трамвайные линии опустели, трамвайное сам исчезло, и это искусство начало забываться . Музыковеды прилагают значительные усилия, чтобы спасти жанр от гибели , в Ханое открылся театр сам . Несмотря на это, молодое поколение предпочитает современную музыку, и сам находится в опасности .

Широкую известность получила исполнительница сам Ха Тхи Кау . Она получила титул «народного мастера» и заслуженной артистки (Nghệ sĩ ưu tú) , её часто называли «последней певицей сам» . Другой знаменитой исполнительницей этого жанра является Май Тует Хоа ( Mai Tuyết Hoa ) .

В песнях исполнители сам старались вызвать жалость к себе, рассказывая о тяготах жизни бедняков . В зависимости от ритма барабана сам разделяется на два варианта: быстрое «рыночное сам» ( xẩm chợ , сам тё) и «пение актрисы» ( xẩm cô đào , сам ко дао) . Известно около 400 песен сам .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. , p. 80.
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. , p. 58.
  10. .
  11. .
  12. .
  13. .
  14. .

Литература

  • Кхыонг Кыонг. . Иллюстрированный журнал «Вьетнам» (23 октября 2007). Дата обращения: 4 января 2015.
  • . Vietnamnet.vn (14 сентября 2008). 4 апреля 2010 года.
  • Nguyen Ha Anh. . Vietnam News Agency . 6 декабря 2009 года.
  • (вьетн.) . . 24 февраля 2012 года.
  • Kim Ngoc Bao Ninh. A world transformed: the politics of culture in revolutionary Vietnam, 1945-1965 (англ.) . — University of Michigan Press , 2002. — P. 58. — ISBN 0-472-06799-0 .
  • Banham, Martin. (неопр.) . — Cambridge University Press , 1995. — С. . — ISBN 0-521-43437-8 .
  • То Туан. . Голос Вьетнама (18 марта 2013). Дата обращения: 4 января 2015.
  • . Ministry of Culture, Sports and Tourism of Vietnam (6 января 2010). 27 февраля 2012 года.
  • V.Xuan. (англ.) . Saigon Daily (4 марта 2013). Дата обращения: 5 января 2015. Архивировано из 10 марта 2013 года.
  • Sơn Hà. (вьетн.) . Vietnamnet.vn (3 марта 2013). Дата обращения: 5 января 2015.
  • Нгуен Ха Ань. . Иллюстрированный журнал «Вьетнам» (23 марта 2009). Дата обращения: 5 января 2015.
  • Elsner J. , Jähnichen G. , Humboldt Universität zu Berlin. Institut für Musikwissenschaft und Musikerziehung. . — Humboldt-Universität zu Berlin, Institut für Musikwissenschaft und Musikerziehung, 1991. — (Studies in ethnomusicology).
  • Vietnam Institute of Musicology. (вьетн.) . 10 мая 2009 года.
Источник —

Same as Сам (пение)