Interested Article - Женщины в Иордании

Королева Иордании Рания

Политический, социальный и экономический статус женщин в Иордании варьировался в зависимости от правовых, традиционных, культурных и религиозных ценностей. Права женщин в Иордании зависят от таких факторов, как класс, место происхождения, религия и другие . Права иорданских женщин также различаются в зависимости от региона: бедуины, друзы и чеченцы имеет свои собственные культурные традиции.

Согласно Глобальному индексу гендерного разрыва Всемирного экономического форума 2020 года, Иордания занимает 138 место из 153 стран с точки зрения гендерного равенства .

Движение за права женщин в Иордании имеет долгую и богатую историю: «Союз иорданских женщин» выступает за образование женщин, политические права и правовые реформы.

Иордания провела правовые реформы, направленные на улучшение прав женщин, хотя в рабочей силе сохраняются значительные препятствия на пути к гендерному равенству .

Насилие в отношении женщин по-прежнему остается серьёзной проблемой в Иордании, усилия по решению этой проблемы затруднены отсутствием правовой защиты и культурой безнаказанности преступников .

Политическое представительство

Действующая правовая база

Нынешняя действующая система прав женщин в Иордании включает Конституцию Иордании, кодекс гражданского состояния, Закон о личном статусе и международное право, касающееся прав человека . Традиционные и культурные стереотипы женственности также влияют на положение женщин в Иордании . Иорданские женщины получили право голоса в 1974 году, что было довольно поздно для региона, где к 1967 году многие другие мусульманские страны предоставили женщинам избирательное право .

Конституция Иордании 1952 года провозглашает равенство всех иорданцев перед законом . Статья 22 гласит, что каждый иорданец имеет равные возможности быть назначенными на государственную должность .

Поправка 2003 года ввела систему квот в иорданском парламенте, выделение мест для женщин было новым явлением .

Уголовный кодекс смягчает наказание для мужчин, совершающих насильственные действия в отношении женщин в контексте «чести» (см. ниже: «Гендерное насилие» ). Первоначальный закон позволял мужчинам самостоятельно применять закон, новая поправка оставила наказание и вынесение приговора на усмотрение судебной системы штата .

В Трудовом и Уголовном кодексах нет положений, защищающих женщин от сексуальных домогательств .

Иордания является членом многих международных организаций , которые гарантируют женщинам основные права человека .

Представительство на выборных должностях

Женщины протестуют в Аммане , 1968 год.

Доля женщин в иорданском парламенте за последнее десятилетие выросла, но все ещё остается низкой. Несмотря на закон 1974 года, дающий женщинам право проводить избирательные кампании и занимать государственные посты, немногие иорданские женщины мотивированы баллотироваться на политические посты, и ещё меньше избираются и в конечном итоге служат .

В 2016 и 2020 годах глобальная инициатива «Сестричество» в Иордании запустила программу под названием «Взгляд на женщин» для мониторинга активности женских политических кампаний и их восприятия . Король Абдалла II , принял закон, требующий введения квоты на количество женщин в парламенте . 15 из 130 мест в нижней палате парламента резервируются за женщинами. На выборах 2013 года женщины получили 19 мест , в 2020 году—15 .

Женщины-кандидатки составили 20,5 % из 1674 человек, баллотировавшихся в парламент в 2020 году; в конечном итоге они получили 11,5 % мест .

Видным членом Сената Иордании была доктор Алия Мохаммед Оде Абу Тайе . Королева Иордании Рания использовала свое положение и власть для поддержки прав женщин . Её семья имеет палестинское происхождение (отец из Тулькарма , мать из Наблуса ), но она родилась и выросла в Кувейте . У Рании есть степень делового администрирования, полученная в Американском университете в Каире (1991), и до того, как выйти замуж за короля Абдаллу II в январе 1993 года, она работала банкиром . В марте 2008 года она запустила видеоблог в рамках своих усилий по разрушению стереотипов об арабах и развитию диалога с Западом .

Иорданская национальная комиссия по делам женщин

Иорданская национальная комиссии по делам женщин (JNCW) поддерживает гендерное равенство . Члены комиссии работают над выравниванием социального, политического и экономического статуса женщин в Иордании путём предложения и продвижения соответствующих законов .

В 1996 году иорданский кабинет сделал JNCW официальным правительственным «ориентиром» по всем вопросам, касающимся женщин, подчинив комиссию непосредственно премьер-министру .

JNCW ответственна в значительной степени за разработку национальной политики в отношении прав женщин и экономического развития .

Принцесса Басма — президент комиссии, генеральный секретарь Маха Али .

Социальное представительство

Образование

В Иордании самый высокий уровень грамотности на Ближнем Востоке .

В Иордании самый высокий уровень грамотности женщин на Ближнем Востоке (98,1 %) . Различия в карьерных ожиданиях в зависимости от пола, как правило, проистекают из культурных традиций .

Статья 20 Конституции делает начальное образование обязательным для всех иорданцев и бесплатным в государственных школах .

Правительство Иордании тратит 3,2 % своего ВВП на образование (2021 г.) , и с 1980 года уровень грамотности женщин в Иордании увеличился с 69,2 % до 91 % (2002 г.), до 97,4 % (2012 г.) и, наконец, до 98,1% (2021 г.) .

Зачисление женщин в школы всех уровней является высоким, и иорданские женщины имеют самое большое среднее количество лет обучения по сравнению с женщинами в Кувейте и Бахрейне . На 2005 год мужчины в Иордании получали образование на 1,7 года больше, чем женщины в Иордании, эта разница считается очень незначительной для региона .

Причина по которой иорданские женщины бросают учёбу— брак и их обязанности по дому, для мужчин причина другая— поиск работы для помощи семье .

Доступ женщин к техническому обучению ограничен из-за ожиданий от женщин изучения тем, напрямую связанных с их доминирующими ролями жён и матерей, таких как искусство, гуманитарные науки и преподавание (2005) . В иорданских учебниках присутствуют чрезмерные гендерные стереотипы .

«Фонд королевы Рании по образованию и развитию», основанный в 2013 году, оказывает поддержку системе образования . В ходе исследований фонда в области образования в Иордании было обнаружено, что в Иордании именно девочки имеют наибольший процент образования по сравнению с мальчиками, что привело к обратному гендерному разрыву . Королева Рания также является защитником ЮНИСЕФ и в 2009 году была почетным глобальным председателем Инициативы ЮНИСЕФ по образованию девочек при Организации Объединённых Наций .

Занятость

Конституция и ислам не запрещают женщинам трудиться . Запрещена дискриминация иорданцев по признаку расы , языка или религии . Законы о труде дополнительно делают акцент на том, что под иорданцами подразумеваются как мужчины, так и женщины . Трудовой кодекс включает женщин в определение работника . Иорданское трудовое законодательство защищает женщин от потери работы во время беременности и предоставляет им помощь по уходу за детьми . Но традиционные идеалы мужественности и женственности и патриархальный характер правовой системы способствуют заметному отсутствию женщин на рабочих местах и неравенству, с которым они сталкиваются, оказавшись там .

Традиционные взгляды придают большое значение роли женщин в частной сфере и в семье в иорданском обществе .

Стереотипы ошибочно диктуют, что :

  • биологические различия определяют социальную функцию человека
  • мужчины и женщины несут разные и взаимодополняющие обязанности в семье
  • мужчины и женщины имеют разные, но справедливые права, связанные с этими обязанностями
  • необходимо раннее вступление женщины в брак.

Обязанность мужчин защищать своих жён и детей считается достаточным оправданием для осуществления ими власти над женщинами во всех сферах принятия решений, как в общественной, так и в частной сфере.

Именно поэтому представительство женщины в политике и обществе опосредованы её мужем . Эта парадигма пронизывает правовую базу.

Four women, one in a wheelchair and two wearing headscarves, sitting around a table assembling mosaics with tools and materials
Женщины собирают мозаику в рамках государственной программы

Безработица , неполная занятость, различия в заработной плате и профессиональная сегрегация являются четырьмя основными факторами в экономике, влияющими на уровень занятости женщин .

Безработными в Иордании являются :

  • 15 % мужчин
  • 25 % женщин
  • 82 % молодых женщин в возрасте 15-29 лет.

Женщины заняты неполный рабочий день, значительная часть иорданской экономики традиционно закрыта для женщин .

Женщины зачастую более образованы, что приводит к тому, что многие женщины соглашаются на работу, требующую более низкого образования.

Дискриминация в оплате труда в Иордании сочетается с традиционными и культурными факторами .

Законодательство Иордании предполагает, что жены должны быть послушны своим мужьям, поскольку мужчины финансово поддерживают семью, и если она непослушна, её муж может прекратить финансовую поддержку .

Мужчины могут запрещать своим женам работать, и иорданские суды поддерживают это .

Убийства чести происходят постоянно и их число в настоящее время растет, что уменьшает мотивацию женщин покидать безопасные дома . Законы Иордании, касающиеся убийств чести, по-прежнему позволяют судам снисходительно относиться к преступникам .

Профессиональная сегрегация существует во всех аспектах иорданской рабочей силы, поскольку присутствует как вертикальная, так и горизонтальная сегрегация . Вертикальная сегрегация относится к концепции стеклянного потолка , женщины работают на низкооплачиваемых и низкоранговых должностях и не могут пробиться на более высокие уровни. Горизонтальная сегрегация возникает, когда больше иорданских мужчин являются государственными служащими и занимают высокопоставленные должности, в то время как иорданские женщины сосредоточены на должностях среднего звена.

Последствия ограниченного экономического развития женщин и низкого участия женщин в рабочей силе приводят к низкой загрузке национального производственного потенциала (по оценкам Всемирного банка, он в настоящее время находится на половине своего потенциала), снижению среднего дохода домохозяйства и снижению ВВП на душу населения . Самой большой проблемой на пути равного вовлечения женщин в трудовую деятельность является патриархат .

В июле 2021 года министр СМИ Иордании призвал к расширению экономических прав и возможностей женщин, поскольку, согласно отчету Департамента статистики, женщины в Иордании составляют 15 % от общей численности рабочей силы .

Домашние рабочие-мигранты в Иордании

В Иордании трудоустроен миллион рабочих-мигрантов (хотя документально подтверждено только около трети), и подавляющее большинство из них составляют женщины из Филиппин , Бангладеш , Шри-Ланки и Уганды . Многие работницы работают по дискриминационной системе кафала , критикуемой Международнойя организацией труда , иорданской правозащитной неправительственной организацией «Тамкин» и ООН . Международная федерация домашних работников (основана в 2009 г.) пытается обеспечить достойные условия труда мигрантов в Иордании .

В 2009 году Иордания, как единственная страна в регионе, начала применять к работникам-мигрантам национальное трудовое законодательство . Однако система кафала и ранее не упоминалась в этих законах, а это означает, что проблемы неравенства для домашних рабочих-мигрантов не решена .

Женские организации

  • «Благотворительное общество Исламского центра в Иордании» — пример общения иорданских женщин из среднего класса.на социальной основе . Хотя они официально не связаны с государством, они влияют на страну как в социальном, так и в политическом плане.
  • «Иорданский хашимитский фонд» поощряет женщин создавать свои собственные комитеты, участвовать в местных выборах и создавать небольшие кооперативы, состоящие только из женщин. Эти инициативы начались в 1980-х годах, встретив заметное сопротивление со стороны общественных лидеров, причем некоторые из них угрожали закрыть женские комитеты в своем районе .
  • «Коллектив иорданских женщин-художниц», созданный в 2020 году занимается продвижением иорданских женщин в творческих отраслях.
  • Королева Рания вместе со своим фондом организует множество инициатив в области образования, прав женщин и прав детей . Она пытается открыть Иорданию для современных влияний .

Спорт

Дима и Лама Хаттаб (31 декабря 1980 г.) — сестры-близнецы из Иордании, первые женщины-ультмарафонцы на Ближнем Востоке, принявшие участие в Marathon des Sables . Сёстры столкнулись с трудностями при поиске спонсорской помощи у крупных компаний Иордании .

Камар Маджали, возглавляет женскую федерацию велоспорта.

Спонсоры убеждены, что женщины вряд ли добьются успеха в спортивных соревнованиях . Однако, в отличие от других арабских стран, женщины-спортсменки в Иордании не подвергаются критике. Известные спортсменки: принцесса Хайя . Она — самая молодая арабская спортсменка (конный спорт), и первая арабская женщина и член арабской королевской семьи, принявшей участие в Олимпийских играх .

Искусство

На выставке в галерее Zara под названием «Нежные линии силы» были представлены работы четырёх местных художниц . Их произведения прославляют стойкость женщин и способствуют более широкому признанию творческих усилий женщин в Иордании .

С помощью различных художественных средств, таких как живопись, скульптура и перформанс, эти женщины бросают вызов социальным нормам и переопределяют традиционные гендерные роли . Включив феминистские взгляды в свои работы, эти художницы оказали глубокое влияние на городскую среду .

Художественные начинания иорданских женщин охватывают широкий спектр тем, включая расширение прав и возможностей женщин, культурную самобытность и социальную справедливость .

Семейные права

Свадьба

Иорданские мужья определяют способность своих жен использовать гарантированные конституцией права на труд и другую общественную деятельность. Мужчины ожидают, что их жены будут послушными, потому что зависят от мужей финансово .

Парламент Иордании увеличил возраст вступления в брак до 18 лет как для мальчиков, так и для девочек, поскольку предыдущий закон устанавливал возраст вступления в брак на уровне 16 лет для мальчиков и 15 лет для девочек, что способствовало ранним бракам и последующему отказу девочек от школы .

Развод

Иорданские женщины подают на развод в религиозных судах ( шариатская судебная система ) . При разводе часто оставляют женщин ни с чем. Существует серьёзная культурная стигма в отношении разводящихся иорданских женщин, поскольку этих женщин обвиняют в том, что они допустили распад брака и предали семью .

Начиная с 2010 года правительство меняло судебную систему , расширяя права женщин . Был разработан новый закон, заставляющий мужчин платить алименты в течение трех лет вместо шести месяцев, как это было раньше . Поскольку мужчины имеют право развестись и перестать содержать своих жен, если они «непослушны», другой закон создал обязательный фонд для разведенных женщин, гарантирующий им компенсацию от бывшего мужа .

Дети

Отец отвечал за имущество , содержание и образование детей, а мать обеспечивала физический уход и воспитание . Отец считался "естественным опекуном ", в случае развода родителей опеку брала на себя мать . Однако сегодня дети «принадлежат» обоим родителям, а мать обычно остается дома, чтобы воспитывать детей.

Собственность

Женщины в Иордании по закону владеют и наследуют меньше, чем их родственники-мужчины . На женщин оказывали давление, заставляя их отдать свою землю членам семьи мужского пола . В результате менее 4% всей собственности в Иордании принадлежит женщинам .

Гендерное насилие

Убийства чести

Убийства чести — это акты насилия, совершаемые членами семьи в отношении женщин, которые, как считается, каким-то образом опозорили семью ( супружеская неверность , добрачный секс и флирт или жертвы изнасилования) . Уголовный кодекс Иордании оправдывает убийства чести, предоставляя преступнику снисходительность в наказании.

Каждый год члены семьи убивали десятки женщин (2002) . Ежегодно в Иордании совершается от 15 до 20 убийств чести (2017) . В апреле 2010 года 33-летнему мужчине было предъявлено обвинение в том, что он забил до смерти свою жену и бросил её тело на шоссе. Муж легко признался в убийстве, зная, что такие убийства рассматриваются как убийства чести, а вместо этого должны называться обычными преступлениями .

Изменить законодательство (особенно статью 340 Уголовного кодекса Иордании) было сложно, поскольку насилие в отношении женщин традиционно считалось «частным делом», а не «ответственностью государства» .

При поддержке короля Абдаллы и королевы Рании проводится общенациональная кампания по изменению статьи 340, которая предоставляет снисходительность в иорданских судах виновникам убийств чести .

«Закон об изнасиловании в браке»

Ранее статья 308 Уголовного кодекса Иордании предусматривала, что вступление в брак лица, совершившего изнасилование, с жертвой изнасилования помогало избежать сурового уголовного наказания (" закон об изнасиловании в браке ") .

Закон был отменён в августе 2017 года, что было воспринято как публичная победа женских организаций . Аналогичный закон был отменен в Тунисе тем же летом , и, таким образом, изменение иорданского кодекса также можно рассматривать как часть глобальной кампании .

См. также

Примечания

  1. Ababneh, Sara (February 2016). "Troubling the Political: Women in the Jordanian Day-Waged Labor Movement". International Journal of Middle East Studies . 48 (1): 87—112. doi : .
  2. Schwab, Klaus. Global gender gap report 2020 insight report / Klaus Schwab, Robert Crotti, Thierry Geiger … [ и др. ] . — Geneva : World Economic Forum, 2019. — ISBN 978-2-940631-03-2 .
  3. (англ.) . — 2022.
  4. Hilary Mayell. (англ.) . (12 февраля 2002).
  5. The Economic Advancement of Women in Jordan: A Country Gender Assessment.
  6. . archive.ipu.org . Дата обращения: 5 ноября 2019.
  7. BANAT, RAID; AL-RAWASHDEH, MANAL; ALKHLAIFAT, HEBA (2022-02-04). . Journal of Polymer Materials . 38 (1—2): 137—151. doi : . ISSN . S2CID .
  8. Ramadan. (араб.) . Дата обращения: 20 ноября 2020.
  9. Sweis, Rana F. (2012-11-07). . The New York Times (англ.) . ISSN . Дата обращения: 15 мая 2023 .
  10. (англ.) . www.aljazeera.com . Дата обращения: 20 ноября 2020.
  11. Oesterreicher, Zachary (2021-06-01). . College of Liberal Arts & Social Sciences Theses and Dissertations .
  12. (англ.) . .
  13. . www.women.jo . Дата обращения: 29 апреля 2022.
  14. . women.jo . Дата обращения: 11 мая 2023.
  15. Amira El-Azhary Sonbol. (англ.) . — Syracuse University Press, 2003. — doi : .
  16. , pp. 3.
  17. . World Bank Open Data . Дата обращения: 11 мая 2023.
  18. (англ.) . — 2021.
  19. (англ.) . Queen Rania official website . Дата обращения: 11 мая 2023.
  20. . www.qrf.org . Дата обращения: 11 мая 2023.
  21. (англ.) . www.unicef.org . Дата обращения: 11 мая 2023.
  22. Sonbol, Amira El Azhary. . — 1st. — Syracuse, N.Y. : Syracuse University Press , 2003. — P. 54. — ISBN 9780815629856 .
  23. , pp. 87.
  24. (англ.) . www.ilo.org (7 октября 2011). Дата обращения: 18 мая 2023.
  25. , pp. 15.
  26. , pp. 16.
  27. MENAFN. . menafn.com . Дата обращения: 5 сентября 2021.
  28. (англ.) . Equal Times (16 июня 2020). Дата обращения: 20 ноября 2020.
  29. (англ.) . Namati . Дата обращения: 20 ноября 2020.
  30. Lara, Jeromel Dela Rosa, «Domesticated: Migrant Domestic Workers in Jordan and Their Place in Jordan’s Law and Homes» (2022).
  31. «Policy Brief No. 2: Reform of the Kafala (Sponsorship) System.» Migrant Forum in Asia.
  32. Parreñas, Rhacel Salazar. . — Stanford University Press, 2021-10-12. — ISBN 978-1-5036-2966-0 . — doi : .
  33. Clark, Janine A. Islam, Charity, and Activism.
  34. bint Talal, Basma. Rethinking an NGO: Development, Donors and Civil Society in Jordan. — London : IB Tauris, 2004. — P. 135–184. — ISBN 1-86064-925-4 .
  35. (англ.) , ISBN 978-1-315-21362-0 {{ citation }} : |title= пропущен или пуст ( справка )
  36. Maayeh. (англ.) . The National (1 июля 2008). Дата обращения: 18 мая 2023.
  37. Suha Maayeh. (англ.) . (1 июля 2008).
  38. (англ.) . Jordan Times (18 января 2018). Дата обращения: 18 мая 2023.
  39. , ISBN 978-1-315-64709-8 {{ citation }} : |title= пропущен или пуст ( справка )
  40. David, Helen. (англ.) . . University of San Francisco (2018).
  41. , pp. 10.
  42. Alami, Mona (22 April 2010). . (англ.) . Amman . Дата обращения: 29 апреля 2022 .
  43. , pp. 225.
  44. Sonbol, Amira El-Azhary. . — 1st. — Syracuse, N.Y. : Syracuse University Press , 1996. — P. 226. — ISBN 9780815603832 .
  45. , pp. 220.
  46. Mona Alami. (англ.) . (22 апреля 2010).
  47. (англ.) . Human Rights Watch (3 апреля 2017). Дата обращения: 26 июля 2021.
  48. Ruane, Rachel A. (2000). . Emory International Law Review . 14 : 1523 . Дата обращения: 29 апреля 2022 .
  49. ACOR. (амер. англ.) . ACOR Jordan (15 июня 2020). Дата обращения: 28 апреля 2022.
  50. (англ.) . UN Women (10 августа 2017). Дата обращения: 20 ноября 2020.
Источник —

Same as Женщины в Иордании