Ла-Виль-о-Буа-ле-Дизи
- 1 year ago
- 0
- 0
Виль Влади́мирович Липа́тов ( 10 апреля 1927 , Чита Дальневосточного края , РСФСР , СССР — 1 мая 1979 , Москва , РСФСР , СССР ) — советский русский писатель, сценарист и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Член КПСС с 1957 года.
Родился 10 апреля 1927 года в городе Чите в семье ссыльнопоселенцев. Отец — журналист, мать — учительница. В 1929 году родители развелись, и мать с сыном уехали на Дальний Восток.
В 1939 году Виль с матерью переехали в село Новокороткино Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Новосибирской (ныне Томской ) области, а в 1941 году — в село Тогур .
В 1952 году окончил исторический факультет Томского государственного педагогического института . С 1951 по 1956 годы работал журналистом и заведующим промышленным отделом томской областной газеты « ». Жил в Пионерском переулке (дом, находившийся между д. 4 и 8а, сгорел в 2000-е годы). В романе «Игорь Саввович» с журналистской точностью описал старые улицы Томска .
В 1957 году переехал в город Асино , работал заведующим отделом писем и культуры в районной газете «Причулымская правда». Вступил в КПСС.
Затем работал в Чите , Брянске специальным корреспондентом газеты « Советская Россия » (1964—1966), с 1967 года в Москве — специальным корреспондентом газет « Известия », « Правда », « Литературная газета ».
С 1976 по 1979 годы — секретарь правления СП СССР .
Скончался 1 мая 1979 года в Москве от оторвавшегося тромба .
Похоронен на Кунцевском кладбище .
Первые рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшке» опубликовал в 1956 году в журнале « Юность », в 1958 году выпустил первую книгу. Наибольшую известность принесли Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это всё о нём» (и сценарий одноимённого телефильма ), а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на её основе киносценарии трилогии о деревенском участковом, милиционере Анискине — « Деревенский детектив » (1968), « Анискин и Фантомас » (1974), « И снова Анискин » (1978).
Проза Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Одним из лучших образцов деревенской прозы, свободной от идеологической нагрузки, является повесть «Ещё до войны» (1971), в которой с необычайной достоверностью воссозданы быт и нравы сибирской деревни в годы перед Великой Отечественной войной.
Главную опасность своего времени Липатов видит в возникновении типа бездуховного «потребителя», жизнь которого посвящёна лишь достижению материальных благ .
Реальное положение дел в стране остро и трагично иллюстрирует произведение писателя Липатова «И это всё о нём» (1974), где в иносказательной форме показана фактическая смерть бескорыстного и идейного комсомольского движения в СССР, задушенного дельцами «теневой экономики» и бюрократами. В произведениях «московского» периода Липатов, по выражению томского журналиста и писателя Виктора Лойши, «небрежно мстил всем, кто когда-то как-то его обидел» . Лойша отмечал, что Липатов не только делал отрицательные персонажи узнаваемыми, но и называл их подлинными именами .
Писателя волновал вопрос конформизма, на одном из съездов писателей в кулуарах он сказал: «Раньше как было? Каждый монарх считал счастьем для себя процитировать писателя. А сейчас выступает Марков и цитирует Брежнева» .