Interested Article - Илия (Зогби)

Илия Зогби ( араб. إلياس الزغبي ‎; 9 января 1912 16 января 2008 ) — епископ Баальбека Мелькитской грекокатолической церкви , сторонник православно-католического сближения . Получил известность в экуменических кругах во время Второго Ватиканского собора , а также благодаря «Исповеданию веры» 1995 года, известного как « Инициатива Зогби », целью которой была попытка восстановления евхаристического общения между Мелькитской греко-католической церковью и Антиохийской православной церковью .

Биография

Илия Зогби родился 9 января 1912 года в Каире. Его мать, Ханна Исхак Яред, была мелькитской греко-католичкой , а отец, Абдаллах Микаил Зогби, был новообращённым приверженцем Антиохийской православной церкви и бывшим католиком-маронитом . Илия был крещён в храме Мелькитской католической церкви . В 1928 году Илия отправился в Иерусалим и поступил в мелькитскую духовную семинарию святой Анны, которую опекали Белые отцы . 20 июля 1936 года он был рукоположен в священника в иерусалимской базилике Святой Анны . После посвящения, Илия стал приходским священником в Каире. Пастырская деятельность привела его к размышлениям о расколе , а жизнь многих смешанных (православно-католических) семей показала близость практики, истории и традиций Католической и Православной церкви . В 1951 году Зогби был назначен патриаршим провикарием в Александрии , а в 1954 году патриаршим викарием Египта и Судана . В 1955 году за публичный отказ от соблюдения законов, ущемляющих христианское население , Зогби был арестован .

Ко времени Второго Ватиканского собора (1962—1965), Зогби был освобождён и вместе с мелькитским патриархом Максимом IV участвовал в соборных заседаниях. В ходе собора Зогби отстаивал восточно-христианский взгляд о расторжимости брака в случае измены одного из супругов, вопреки традиционному католическому учению. В 1965 году папа Павел VI объявил о намерении сделать восточнокатолических патриархов Антиохии кардиналами , что по мнению мелькитов могло означать полное подчинение Риму и принятие обычаев Запада . В знак протеста против этого, Илия Зогби подал в отставку. В 1968 году синодом Мелькитской грекокатолической церкви Зогби был избран архиепископом Баальбека . В 1981 году Илия Зогби выпустил свою книгу «Все ли мы раскольники?» ( фр. «Tous Schismatiques?» ) в которой выдвинул свою идею двойного общения. Двойное общение должно было заключаться в продолжении единства Мелькитской церкви с Апостольским престолом Рима и в то же время в евхаристическом общении с православным Антиохийским патриархатом . В соответствии с инициативой Зогби, сближение Католической и православных церквей требовало новой трактовки папского примата . Это должно было выразиться в развитии синодальности в духе Второго Ватиканского собора . В соответствии с идеями Зогби «Папа не должен выполнять в восточных патриархатах ту роль, которую он выполняет в Латинской церкви в качестве патриарха Запада » . В ходе гражданской войны в Ливане , в 1982 году Зогби был похищен исламскими боевиками и позднее освобождён .

В 1988 году вышел на покой. Скончался в 2008 году в Бейруте .

Инициатива Зогби

В 1974 году по инициативе епископа Илии Зогби две церкви сформировали двустороннюю богословскую комиссию для движения к евхаристическому общению. Однако гражданская война в Ливане помешала осуществлению диалога между церквами. В 1995 году Зогби представил Мелькитской грекокатолической церкви формулу на основе которой, должно было состояться единение с православными. Она заключалось в полном признании догм Православной церкви и в общении в таинствах с епископом Рима, в пределах, признанных святыми отцами Востока в течение первого тысячелетия, до разделения . Данную инициативу одобрили 24 из 26 членов Священного синода Мелькитской церкви, а позже она была представлена антиохийскому православному патриарху Игнатию IV и мелькитскому патриарху Максиму V . Развитие данной экуменической инициативы привело к началу работы двусторонней богословской комиссии (по 2 богослова от каждой стороны), которая подготовила документ под названием «Воссоединение Антиохийского Патриархата» . В состав комиссии от мелькитов вошли бывший митрополит Баальбекский Илия Зогби и действующий митрополит Баальбека , православную сторону представляли митрополит Библосский и Батрунский Георгий (Ходр) и митрополит Бейрутский Илия (Ауди) .

Работа комиссии обсуждалась на заседаниях синодов Мелькитской грекокатолической (июль 1996) и Антиохийской православной (октябрь 1999 года) церквей . Священный синод Мелькитской грекокатолической церкви, состоявший из 34 иерархов во главе с патриархом Максимом V, проводивший заседание с 22 по 27 июля 1996 года одобрил инициативу Зогби и отметил в своём заявлении:

«[Мы] с нетерпением ждём того дня, когда греко-мелькитские католики и греческие православные Антиохийского патриархата вернутся к тому, чтобы быть одной церковью и одним патриархатом… это воссоединение не означает победы одной церкви над другой, перехода одной церкви в другую или растворения одной церкви в другой. Скорее, это означает конец разделению между братьями, которое произошло в 1724 году и привело к существованию двух отдельных независимых патриархатов, и вместе вернуться к единству, которое преобладало в едином Антиохийском патриархате» .

Священной синод Антиохийской православной церкви принял решение продолжить контакты с Мелькитской грекокатолической церковью и участие во всеправославно-католическом диалоге в рамках работы Смешанной международной богословской комиссии . Однако православная сторона также отметила, что интеркоммунион с Мелькитской церковью должен являться не первым, а последним шагом на пути к полному единству. Также синод отметил, что вступление в общение с Мелькитской церковью должно быть одобрено на всеправославном уровне . Комментируя в 1997 году «Мелькитскую инициативу» в письме патриарху Максиму V, префект Конгрегации доктрины веры кардинал Йозеф Ратцингер , префект Конгрегации по делам восточных церквей кардинал Акилле Сильвестрини и кардинал Эдвард Кассиди , председатель Папского совета по содействию христианскому единству раскритиковали идею интеркоммуниона между отдельной восточнокатолической и отдельной поместной православной церковью и отметили: «следует избегать преждевременных односторонних инициатив» .

Примечания

  1. James K. Graham. (англ.) . Orthodoxy in dialogue an International forum for Orthodox Christian engagement with the Contemporary World (8 декабря 2017). 1 марта 2021 года.
  2. , p. 33.
  3. , p. 34.
  4. , p. 35.
  5. , p. 37.
  6. , p. 38.
  7. Nicholas J. Samra . // ONE. — 1997. — № 23:3 . 20 мая 2006 года.
  8. Bishop Nicholas J. Samra. (англ.) . Catholic Near East Welfare Association. 22 апреля 2021 года.
  9. (англ.) . Website Melkite Eparchy of Newton . 11 ноября 2020 года.
  10. David Brown. (англ.) . Orthodoxy in dialogue an International forum for Orthodox Christian engagement with the Contemporary World (12 декабря 2017). 26 февраля 2021 года.

Литература

  • Aboueid, Suzane Mary. Archbishop Elias Zoghby and Orthodox-Catholic Reconciliation (англ.) . — Ottawa: Eastern Christian Publications, 2007. — ISBN 978-1-892278-69-2 .

Ссылки

  • Михаил Дымыд. . обращения: 4 февраля 2023. 1 октября 2022 года.
  • Bishop Nicholas J. Samra. (англ.) . Catholic Near East Welfare Association. 22 апреля 2021 года.
  • (англ.) . Catholic-Hierarchy.org. 10 апреля 2023 года.
Источник —

Same as Илия (Зогби)