Кёльн/Бонн
- 1 year ago
- 0
- 0
Нидерих ( нем. Niederich ) — средневековое кёльнское название поселения к северу от римской стены Кёльна . На его социальное развитие впоследствии значительное влияние оказали три возникших здесь аббатства . В более позднее время, как видно на карте города, составленной картографом Арнольдом Меркатором в 1571 году, местность представляла собой городской район с полями и , сохранивший свой сельский характер до начала XX века.
Первые поселения возникли между улицей Марцелленштрассе, начинающейся у римских северных ворот и ведущей к Нойсу с её продолжением , и на первоначальной Нидерихштрассе на востоке. Последняя соединяла церковь Св. Куниберта на внешнем северо-востоке с ядром города.
Как и его южный кёльнский пандан (Оверих, Overich), название пригорода «Нидерих», возможно, имело франкское происхождение . Развитие Нидериха было похоже на развитие западной и южной окраин раннего города.
Помимо бывшей римской военной дороги Айгельштейн, в этом северном регионе было ещё несколько «главных дорог». Тезка района, Нидерихштрассе, позже была переименована в своей южной части в Йоханнисштрассе вместе с Йоханнитским орденом, который возник около 1239 года. Там была построена . Другие улицы и переулки были созданы за счет поселений справа и слева от Айгельштайна, таких как Вайденгассе, Унтер Каленхаузен, Унтер Краненбаумен, которые существуют до сих пор, или Махаберштрассе (Маккавейская улица). На последней указанной улице, на территории, ранее известной как Грисберг или Грисбергер-Фельд, ещё со времён архиепископа Анно (около 1070 года) стояла часовня святой Магдалины , из которой со временем развился монастырь и Махаберская (Маккавейская) церковь бенедиктинских монахинь .
Раньше здесь на Рейне была построена церковь, которая затем была освящена в 1247 году как соборная церковь св. Куниберта. Её происхождение, возможно, можно увидеть еще в VII веке; принято считать, что первоцерковь была построена архиепископом Кунибертом Кёльнским перед северной римской стеной на месте раннефранкской часовни (аналогичное событие произошло около 803 г. в Миндене ) .
Куниберт возвёл небольшую церковь как место своего захоронения и посвятил её святому Клименту . Позже церковь потеряла своего первоначального покровителя и, вероятно, была освящена после канонизации её основателя. До 1106 года, когда пригород Нидерих был включен в состав города, пастырское попечение о его жителях было исключительной обязанностью св. Куниберта.
Церковь Св. Куниберта, которая позже отделила свой западный неф для служб мирян, присматривала за северным Айгельштайном, восточными частями улиц Планкгассе и Айнтрахтштрассе, а также за улицами Гереонсвалль, Вайденгассе, Тюрмсхенвалль, Унтер Каленхаузен и Унтер Краненбёймен. В этот район духовного попечения входили также улица «Ан дер Линде», монастырь Куниберт и одноимённая улица, Махабэрштрассе, Сервас-, Пенц-, Платц- и Гольдгассе (северная часть последней), а также северная часть Йоханнисштрассе и западный угол Максиминенштрассе. Район церкви Св. Куниберта, разделённый расширением города, был воссоединён в 1180 г. Бывшая часовня больницы св. Лупа была укрупнена до приходской церкви монастыря.
Церковь Святого Лупа (Кёльн) , ставшая приходской в 1172 году, отвечала за прихожан на Максиминенштрассе (северная сторона), Хофергассе и Йоханнисштрассе (на юг до Гольдгассе), на южной части Гольдгассе и «Вальдемансгассе». Последняя улица называлось Коцгассе с XV века из-за коцменгеров (продавцов мясных отходов, пригодных для питания), которые поселились здесь и позже стали Костгассе. К общине принадлежали также жители улицы «Альтес Уфер» (на юг до Гольдгассе) и жители Транкгассе на восток до Хубертусгассе. Из-за домов к западу от св. Лупа, в Транкгассе (их обычно сдавали в аренду каноники), часто возникали споры с соборной приходской , которая добивалась приходских прав на эти дома.
Вокруг часовен и первых простых церквей Нидериха поселенцы стали строить свои скромные жилища. Как сообщается в от 1499 года, постройки раннего периода были очень «простыми». Это же отмечал и . Каменные постройки или дома целиком из дерева составляли исключение, а правилом для строящихся в то время домов в Кёльне была каркасная ( фахверковая ) конструкция. Только фундамент имел каменное или любое другое прочное основание. Например, у берегов Рейна в качестве фундамента часто использовали вбитые в землю сваи. Пространство между полостями деревянного каркаса заполнялось хворостом и глиной и только с XV века кирпичами. Из твёрдых материалов, как правило, возводился только фасад здания. Задняя часть и, возможно, примыкающие к нему постройки во дворе были деревянными. С их открытыми каминами они часто становились причиной разрушительных пожаров. В 1376 году Нидерих пострадал особенно сильно; часть построек сгорела вместе с церковью Куниберта. В 1462 г. пожар поразил Макавеевский монастырь, а в 1502 году — монастырь Святой Урсулы.
Приходы Нидериха,
включая Айгельштайн |
Дымоходы
или камины (1492 г.) |
Число
зданий (1705 г.) |
Св. Павла | 451 | 300 |
Св. Лупа | 412 | 262 |
Св. Марии Отпущения грехов | 177 | 317 |
Св. Куниберта | 767 | 583 |
Источник информации: Kойссен |
В отличие от других пригородных районов, в которых специализацией стали различные виды торговли, Нидерих оставался районом, используемым в основном для сельского хозяйства.
Водоснабжение (питьевой и технической водой) жителей Кельна в средние века обеспечивалось . Устройство, используемое в колодцах, известное как «пюце» («Pütze») на кельнском диалекте , включало «журавль» с шестом, опускаемым в колодезь, длина которого соответствовала его глубине. Ведро (или бадья), прикреплённое к шесту, которую до сих пор называют «Бютт» в Кельне, дополняли оборудование. «Радпюце» (Radpütze“) , оборудованный лебедкой, которая опускала ведро на тросе (позднее — на цепи), появился позже. В некоторых случаях над колодцем сооружалось нечто вроде дома, который также использовался как жилой и назывался «Пюцхаус» .
Как и во всём городе, общественные колодцы в Нидерихе чаще всего располагались вдоль длинных улиц. Их часто можно было встретить на стыках двух домов, на широких улицах или посреди площадей. Но они также стояли и в тупиках, которые тогда часто называли «колодезными переулками» (Pützgässchen) или Пюцхоф (Pützhof). На западе города район греческого рынка назывался Пюцхоф, а основателем монастыря «Айнхорн» на Марцелльштрассе в 1291 году был Оделиндис де Пютц. Название улицы на юге Нидериха указывает на источник происхождения топонима .
Поилки для скота обычно устанавливались там, где на больших площадях или широких улицах располагались рынки скота. Ими пользовались также верховые лошади и тягловые животные, запряженные в телеги и повозки. От воды зависели не только люди и скот, но и сельское хозяйство и виноградники, покрывавшие свои нужды колодезной водой.
Термин «усадьба» употреблялся в источниках и для тех владений, которые принадлежали монастырям и другим церковным организациям. Они активно приобретали малозастроенные предместья Кёльна. В ходе дальнейшего развития эти первоначально небольшие земельные угодья выросли в обширные поместья. Усадьбы в основном использовались в качестве крупных складских помещений, чтобы присутствовать на рыночном мегаполисе Кельна с продуктами, произведенными за пределами их земель, такими как зерно и вино в больших коммерческих количествах. Владения в Нидерихе в основном были окружены несколькими гектарами виноградников. Монахи, реализуя товар, использовали полученные средства для дальнейшего приобретения и строили здесь простые многоквартирные дома. В источниках называются следующие церковно-монастырские усадьбы:
(также цистерцианского) располагалась недалеко от Альтенбергер Хоф по обеим сторонам Сервасгассе. Монастырь занимал лидирующие позиции среди множества винодельческих монастырей. Руководство монастыря Эбербах также признало хорошие возможности продаж, предлагаемые кёльнским филиалом, и начало расширять свою кёльнскую усадьбу около 1160 года. В привилегии, предоставленной монастырю Эбербах папой Александром в 1163 году, двор Эбербаха в Кёльне был указан как «cellarium et domus/подвал и дом». Монахи Эбербаха также постепенно получали таможенные льготы и в основном возили вино в Кёльн на своих кораблях. Кёльнское отделение производителя вина Верхнего Рейна превратилось в одного из самых важных поставщиков винного рынка Кёльна в позднем средневековье.
На карте города Меркатора 1571 года в районе Нидериха показаны не только виноградники кёльнского кафедрального соборного капитула , упомянутые в 1449 году, но и другие большие площади, некоторые из которых принадлежали коллегиальным церквям Нидериха и были засажены виноградными лозами.
Согласно положению, содержавшемуся в Ахенском уставе , коллегиальные церкви были обязаны заботиться о больнице, которая обычно строилась рядом с ними. Однако в первые дни после утверждения положений устава церкви видели свою главную задачу в заботе о бедных, а не в заботе о больных. Старейшим из кёльнских церковных коллегиальных учреждений является капитул собора. Фонд для строительства собора возник в результате разделения имущества Гюнтера в 866 году , в котором капитул принимала активное участие.
Помимо кёльнского соборного капитула, к колегиальным церковным учреждениям в Кёльне и его окрестностях были отнесены монастыри Св. Гереона , Св. Северина , Св. Куниберта , Св. Урсулы , Свв. Кассия и Флорентия в Бонне , Св. Виктора в Ксантене и церковь Св. Пантелеимона вместе с их хосписами для бедных.
Около 816 г. к упомянутому выше монастырю Св. Куниберта присоединился коллегиальный монастырь с церковью под названием «К святым девам» (называемой с XVI века Св. Урсулы ). Санкт-Мария Абласс стала его приходской церковью.
После первого упоминания в 927 г. церковь Мария Абласс (Мария Отпущение грехов) (ныне русская церковь равноапостольных Константина и Елены снова упоминается в 1172 г., теперь уже как «с. Marie (-ae) prope virgines» (рядом с девственницами). В начале XIII века она называется «с. Maria de campis vel avelasz» (Мария Полевая или Индульгенция), а позже, около 1220 г., она была названа «eclesia beate (-ae) dei genitricis Mariae». Наконец, примерно с 1300 г. они стали называться «eclesia s. Marie (-ae) ad indulgentiam» (к отпущению грехов).
Как одна из приходских церквей в Нидерихе, Санкт-Мария Абласс окормляла юго-западный и юго-восточный углы Эйгельштайна, северную территорию Марцелленштрассе, Штолькгассе и Урсулаштрассе. Дальше к району церкви относились северная часть улицы Унтер Заксенхаузен (название произошло из-за стоявших на ней 16 домов) и южная часть её продолжения — Гереонштрассе. К церковному району относились южная часть улицы Клингельпютц, западная часть Планкгассе, "Альтенграбенгесхен", западная часть Айнтрахтштрассе, прилегающие небольшие улицы Энггассе и Хунненрюккен, а также Урсулаклостер, Урсулаплац и Кордулаштрассе. Кроме того, под контролем церкви находился район на Кёльнской возвышенности — деревня .
На эти две основных приходских района на севере города уже повлияли правила «Ахенского устава», которые ввёл в действие кёльнский архиепископ Гунтар (850–863) в качестве раздела территорий ответственности между кёльнскими церквями.
Самое позднее к IX веку была построена церковь, которая позже стала третьей коллегиальной церковью в Нидерихе: Св. Андрея . Считается, что это была небольшая часовня, посвященная святому Матфею, которая стояла на рву перед северными воротами римской стены. Назначение каноников из монастыря Святой Марии Капитолийской , а также основание монастыря каноников при архиепископе Бруно считается доказанным. Новое здание церкви, связанное с этим основанием, было освящено архиепископом Геро в честь апостола Андрея в 974 году. В салический период (1050-60 гг.) хор и крипта церкви были отремонтированы, а неф построен между 1190 и 1220 годами. Непосредственно к зоне иммунитета коллегиальной церкви примыкала церковь св. Павла, которая была возведена в статус приходской церкви при коллегиальной.
Св. Павел — это название бывшей романской приходской церкви и прихода средневекового Кёльна, который позже перешёл в состав коллегиальной церкви Св. Андрея. Не исключено, что приход Св. Павла был присоединён к коллегиальной церкви Св. Андрея еще до того, как город был расширен в 1106 году. Согласно Гелениусу , церковь была построена около 980 года по приказу архиепископа Варина. В кёльнских источниках она появилась в 1151/65 году под обозначением «с. Паули Германус» (s. Pauli Hermanus).
В своём округе приход заботился о верующих за северной крепостной стены (поскольку их дома стояли за римской стеной), о верующих сегодняшней Комёдиенштрассе, о жителях восточной части сегодняшней Цойгаусштрассе, о жителях Каттенбуга, южной стороне восточной части Гереонштрассе, а также южной стороне улицы «Унтер Заксенхаузен». К приходу Св. Павла относились также улицы «Ан ден Доминиканерн», Андреасклостер, северная часть Марцелленштрассе и северо-западный угол Транкгассе.
Помимо проживавших каноников , в Нидерихе существовал только один мужской монастырь. Другие монастыри являлись женским общинами. Это были незамужние девушки и вдовы, которых также называли бегинками . Монастыри, предназначенные для мужчин, называемых бегардами, лишь время от времени располагались в Кёльне (монастыри Алексиан и Оливандов), но не в районе Нидериха.
Маккавейский монастырь был одним из первых женских монастырей Кёльна. Монахини, жившие по правилу святого Бенедикта , в 1178 году основали в пригороде свой монастырь рядом с часовней. Он располагался на холме Айгельштайн (Eigelstein) по улице „St. Maviren“ или „St. Marviren Strass“, современной улицы Маккавеев . Монастырь, находившийся в подчинении коллегиальной церкви Св. Куниберта, в 1803 году подлежал секуляризации и через несколько лет был снесён .
Принято считать, что некто "Вальдаверус" (Valdaverus) основал женский монастырь у церкви св. Максимина . Церковь упоминается в дарственной грамоте архиепископа Филиппа за 1186 год. Другой документ 1188 года показывает, что монастырь августинок принадлежал кёльнскому монастырю Святой Урсулы . В этом документе кёльнский монастырь освобождал монастырь августинок и церковь от зависимости при соблюдении определённых условий. Сюда входило обязательство не проводить на монастырской территории никаких раскопок «святых тел» без разрешения штифта св. Уксулы. С 1201 года церковь и монастырь августинок стали подчиняться соборному капитулу .
Доминиканский возник на базе больницы Святой Марии Магдалины на Штолькгассе, основанной в 1180 году. Он был передан новому монастырю монастырём Святого Андрея в 1220 году, который был основан по приказу генерала ордена Иордана Саксонского монахом Генрихом Мюлузским и несколькими его собратьями. Впоследствии доминиканцы расширили свой филиал, купив прилегающую территорию. В частности, купив непосредственно прилегающую усадьбу герцога Вальрама Лимбургского , они получили необходимое пространство для расширения своего монастырского комплекса до одного из крупнейших в городе. В 1224 году монастырь купил дополнительные здания, располагавшиеся на сегодняшней улице Ан-ден-Доминиканерн (An den Dominikanern). Один из этих домов был превращён в широкий портал , ведущий на собственное церковное кладбище . К нему пристроили церковь, позже известную как «Монастырь проповедника» (Predigerkloster), с западной стороны которого был устроен атриум . По завершении строительства церкви, посвященной Святому Кресту, в 1252 году была возведена окружающая её стена .
Дальнейшее развитие построек монастыря, репутация самого Кёльнского ордена, а также преподавание и наука в Кёльне находились под значительным влиянием Альберта Великого , члена Кёльнского ордена доминиканцев.
Помимо домовых часовен , расположенных на территории монастырей или конвентов, в Нидерихе было ещё несколько сохранившихся с более ранних времён отдельных часовен. Зачастую это были первоначально построенные придорожные или частные часовни, которые со временем были подчинены близлежащей церкви (всего в Кёльне было 28 отдельных часовен).
Приходские округа или приходы были в реальности избирательными округами в органы городского руководства. Из них были набраны выборные представители районов, которые затем в качестве делегатов формировали городской «Широкий совет».
Суд наследственного бейливика на Эйгельштайне появился относительно поздно. Принято считать, что первоначально штаб-квартира располагалась в деревне Фолькховен, а в связи с расширением Нидериха она переехала в Эйгельштайн. Там он отвечал за территорию между районом Гереон и Рейном и включал в себя части прихода Куниберта, которые не были включены в стену в 1106 году. В дальнейшем ему подчинялись лишь наследственные районы основного города, главного его района. Резиденцией суда был так называемый Дингхаус на Бюхеле Эйгельштайна, рядом со старыми воротами Эйгельштайна. Председательствовал мэр, назначенный потомственным судебным приставом .
Семья «фон По» с древних времен базировалась на Нидерихе и имела в качестве вотчины местную усадьбу (двор). Архиепископ Вальрам купил её ещё в 1342 году у «Тильнана из По» — другой ветви семьи.
Три более крупных феода располагались далеко за пределами старого города и находились под юрисдикцией наследственного бейливика в Нидерихе. В их число входили деревня Линдвейлер, вся деревня Фолькховен с окрестностями, гуфа земли в «Фулене» и ещё одна деревня в Фельдкасселе.
Примерно в 1351 году совет время от времени поднимал спор с судебным приставом, обвиняя его в том, что он незаконно занимается делами соседей по Эйгельштайну в своём суде, хотя под его юрисдикцией находились только жители Фолькховена.
Судебный округ включал старый «Эйгельштайнтор» и вёл вдоль «Альтен Грабен» (сегодня Айнтрахтштрассе) к окрестностям часовни Святой Марии Абласс. Там через двор «Часов» (о нём напоминает сегодняшняя улица «Им Глокенринг») к «Виххаусу», потом вниз к Рейну по прибрежной территории, затем вверх к иммунитету Св. Куниберта и оттуда по улице «Унтер Боденмахер» снова к старым воротам Эйгельштайна.
После 1106 года пригород Нидерих образовал своё реальное единство через суд и церковь, общая штаб-квартира которых находилась на Йоханнисштрассе. Здесь располагался уездный дом Нидериха, в парадном здании которого располагался суд народных заседателей, а также квартира судебного посыльного. В задней пристройке размещались гражданские чиновники и церковные администраторы. Суд пользовался уважением высшего суда старого города и не был ограничен своей компетенцией.
Как и в тогдашнем «Оверсбурге», местные органы власти в Нидерихе также развивались по модели приходов старого города. Самое позднее после примирения с архиепископским градоначальником обе области получили свои собственные судебные округа, наделённые обширной гражданской юрисдикцией.
Жители, которые в основном работали в сельском хозяйстве в качестве мелких производителей (позже их стали называть «каппесбюре»), торговцев овощами на рынках или подёнщиков , организовались в специальную «ассоциацию» — Крестьянский банк (Бауэрбанк). Нидерих являлся регионом одного из пяти фермерских банков Кёльна и был основан на улице Эйгельштайн. Даже после более позднего расширения, ассоциация по-прежнему отвечала за северный сектор «Кёльнер-Швайд». Бауэрбанк в Нидерихе был последним, основанным советом в 1391 году, и принадлежавшим округу Санкт-Куниберт.