Арабское завоевание Средней Азии
- 1 year ago
- 0
- 0
Арабское завоевание Пиренейского полуострова произошло за довольно короткий период 711—718 годов, что было неудивительно, учитывая, что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое исламское государство (628—634), покорили Сирию (634—638), завоевали Египет (638—643) и т. д.
Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне не смогли оказать серьёзного сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права. Магрибская династия Омейядов взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры . Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте . Тем не менее, вплоть до 732 года арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара , пока не были разгромлены у Пуатье . На завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство Аль-Андалус , пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до падения Гранады в 1492 году.
Историк ат-Табари передаёт традицию, приписываемую халифу Усману , который якобы утверждал, что путь в Константинополь лежит через Испанию: «Только через Испанию можно завоевать Константинополь. Если вы покорите её, вы разделите награду тех, кто побеждает Константинополь» . У. Каеги оспаривает позицию ат-Табари, утверждая, что завоевание дальних западных районов Средиземного моря было мотивировано военными, политическими и религиозными возможностями. Он считает, что поход на Пиренеи не был изменением направления атак из-за безуспешности попытки завоевать Константинополь в 678 году .
Предыстория завоевания Испании арабами в начале VIII века неясна. Существует лишь один современный христианский источник, Мосарабская хроника 754 года (который обрывается в указанный год), который считается надёжным, но во многом расплывчатым . Нет современных мусульманских описаний, а более поздние мусульманские данные, такие как книга аль-Маккари XVII века, отражают более позднее идеологическое влияние .
Обстоятельства восхождения на престол Родериха , короля вестготов , которым принаждлежала большая часть современной Испании, неясны. Есть сведения о его споре с Агилой II , сыном его предшественника Витицы . Более поздние хроники, в которых упоминается Агила и не упомянут Родерих, соответствуют современному описанию гражданской войны в королевстве вестготов . Нумизматические свидетельства указывают на разделение королевства и на то, что Агила II оставался королём Тарраконсенса (бассейна Эбро) и Септимании до 713 года . Почти современная Хроника 754 года описывает Родериха как узурпатора .
Одним из ключевых лиц в истории завоевания считается Юлиан , граф Сеуты, чья жена или дочь были изнасилованы Родерихом и который обратился за помощью к мусульманам ради мести . Он предоставил арабам флот, которого у них не было, для переправки войск из Африки на Пиренеи. Однако эти истории не включены в самые ранние сведения о завоевании .
У арабских правителей Магриба не было хорошо продуманного плана завоевания вестготской Испании. В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы , которые только недавно начали принимать ислам . Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.
Есть сведения о том, что 27 апреля 711 года губернатор Танжера Тарик ибн Зияд с 9 000 своих воинов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег , воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы) . На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно, с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады .
Согласно мусульманскому историку Ат-Табари , Иберия была впервые захвачена за 60 лет до указанных событий, во время правления Усмана. Другой выдающийся мусульманский историк XIII века, Ибн Катир , процитировал те же данные, указав на кампанию, проводимую Абдаллахом ибн Нафи аль-Хусейном и Абдаллахом ибн Нафи аль-Абдул-Кайсом в 32 год хиджры. Однако это предполагаемое вторжение не подтверждено современными историками.
Первая экспедиция во главе с Тариком состояла в основном из берберов, которые только недавно попали под влияние мусульман. Вероятно, эта армия представляла собой продолжение серии набегов на Иберию, относящихся к доисламскому периоду, и, следовательно, было высказано предположение, что фактическое завоевание изначально не планировалось. Как в Хронике 754 года, так и в более поздних мусульманских источниках, говорится о набеге в предыдущие годы, и армия Тарика, возможно, присутствовала на Пиренеях в течение некоторого времени до решающей битвы. Хроника 754 года указывает, что многие жители южной Испании бежали в горы, а не защищали свои города, что может указывать на то, что это, скорее всего, был грабительский рейд, а не постоянная смена власти.
Хроника 754 года гласит, что армия вестготов, которая пришла с Родерихом к месту решающей битвы с арабами, была поражена склоками и конфликтами между знатью, которая бежала при признаках поражения. Это единственное современное описание битвы, и недостаток деталей заставил многих более поздних историков изобретать собственные. Место битвы не совсем ясно, но, вероятно, это была река Гвадалета .
Считается, что Родерих был убит в битве, и сокрушительное поражение оставило вестготов без лидера и порядка в своих рядах, отчасти потому, что правящее вестготское население составляло всего 1-2 % от общей численности населения . Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи , но и она была вскоре вынуждена сдаться. Возникший в результате поражения вакуум власти, который, возможно, застал Тарика врасплох, очень помог мусульманскому завоеванию . В 713 году некоторое сопротивление оказали Малага (была захвачена штурмом), Мерида (её защитники сдались после длительной осады ) и . Тарик совершил вторжение самовольно, но, согласно одной из версий, узнав о начальном успехе берберов в Испании, им на помощь поспешил Муса ибн Нусайр , арабский наместник из Ифрикии , главной целью которого было закрепить захваченные земли за арабским миром.
В 714 году Муса ибн Нусайр направился на северо-запад вверх по реке Эбро , чтобы овладеть западными баскскими районами и Кантабрийскими горами вплоть до Галисии без какого-либо организованного сопротивления. В период второго (или первого, в зависимости от источников) арабского губернатора Абд аль-Азиза ибн Мусы (714—716) сдались главные городские центры Каталонии. В 714 году его отец, Муса ибн Нусайр, захватил Сорию в западных баскских областях, Паленсию,Хихон и Леон, где был назначен берберский губернатор. Северные районы Иберии мало привлекали внимание завоевателей. Высокие западные и центральные субпиренейские долины остались непокоренными. В это время войска Омейядов достигли Памплоны , и баскский город сдался на почетных условиях .
С 713 году (или 714) последний король вестготов Ардо вступил во владения землями Агилы II — Септиманией, а также, вероятно, восточными пиренейскими склонами и прибрежными районами Тарраконенса.
К 719 году арабы дошли до Тулузы , а к 720 — к дельте реки Рона .
Балеарские острова , номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий. В 798 году власть над ними получили франки . Лишь в 902 году , после упорного сопротивления христианского населения флот Кордовского эмирата покорил острова Ивиса , Форментера и Мальорка . В 903 году пала Минорка . Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.
В 714 году , после того как Абд-аль-Азиз ибн Муса совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества. Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан. Теодемирское королевство просуществовало до 740-х годов. Арабы не стали принуждать христиан к переходу в ислам, взамен они потребовали налог ( джизья ) и передавать им мятежников, замышляющих против правления Омейядов или исламской религии. Таким образом, жизнь многих жителей Испании оставалась такой же, как до походов Тарика и Мусы . Договор, подписанный с Теодемиром, создал прецедент для всей Иберии, и города, сдавшиеся войскам Омейядов, принимали те же условия. При этом в дополнение к этой практике некоторые города ( Кордова , Толедо и др.) были взяты штурмом и захвачены Омейядами безоговорочно, подчинившись прямому арабскому правлению.
Исламские законы не распространялись на всех подданных новых правителей. Христиане, как и прежде, руководствовались своим собственными вестготскими законами ( Forum Iudicum ). В большинстве городов этнические общины оставались изолированными, и вновь прибывшие этнические группы (сирийцы, йеменцы, берберы и другие) создавали новые районы за пределами существующих городских районов. Однако это не относится к городам, находившимся под прямым управлением Омейядов. В Кордове городской собор был разделен, чтобы обеспечить религиозные потребности христиан и мусульман. Эта ситуация продолжалась около 40 лет до завоевания Абд ар-Рахманом южной Испании (756).
Ранний губернатор ( вали ) аль-Андалуса Аль-Хурр ас-Сакафи распространил правление Омейядского халифата до долины Эбро и северо-восточных границ Иберии, умиротворив большую часть территории и инициировав в 717 году первые набеги через Пиренеи в Септиманию . Кроме того, он заложил основы гражданской администрации Омейядов в Иберии, отправив должностных лиц в завоеванные города и земли, охраняемые гарнизонами .
Кроме того, аль-Хурр вернул земли прежним христианским землевладельцам, что значительно увеличило доходы губернаторов Омейядов и халифа Дамаска; это был первый налог, применяемый к определённому региону или недвижимости, а не к каждому немусульманину. Только немусульмане подлежали налогообложению . Задача создания гражданской администрации в завоеванном аль-Андалусе была, по существу, решена губернатором 10 лет спустя.
На полуостров начали прибывать мусульмане-поселенцы. При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны . Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёркивающие его второсортный статус зимми . В христианской среде постепенно начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага. Ряд христиан ( муваллады ) приняли ислам с целью избежать джизья . Захваченные мусульманами территории ( Аль-Андалус ) вошли в состав халифата Омейядов . Однако уже в 756 году , с усилением , здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929). На северо-востоке, в долине реки Эбро , к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси .
В Европе появились такие музыкальные инструменты как лютня и кастаньеты .