Interested Article - Сторч, Леонид
- 2021-10-12
- 1
Леони́д Сторч (р. 22 декабря 1963 , Ленинград - 3 сентября 2019, Варшава) — русскоязычный прозаик, поэт и публицист, живший в США и в Бангкоке ( Таиланд ). Также известен под именами Леонид Сторчевой, Leonard Storchevoy и Леонид Ланский.
Биография
Родился 22 декабря 1963 г. в Ленинграде. В 1981 г. поступил, а в 1986 г. окончил Восточный факультет ( кафедра китайской филологии ) ЛГУ (ныне СПбГУ ). В студенческие годы переводил стихи с древнекитайского языка. Его поэтическое творчество формировалось под влиянием Бродского , Сосноры и поэтов из ЛИТО Сосноры в Петербурге. В конце 1980-х годов Сторч учился в Москве в аспирантуре в Институте Дальнего Востока РАН , где работал над диссертацией по истории китайской философии . Параллельно занимался изучением иврита , который вскоре начал преподавать сам.
Эмигрировал в США в 1989 г., где вскоре переквалифицировался на юриста, получив в 1997 г. степень Juris Doctors в Университете штата Флорида . Жил в Нью-Йорке , Атланте , Таллахасси , Майами . Был главным редактором , работал в нескольких юридических фирмах Флориды , специализируясь в иммиграционном праве и ведении судопроизводства в федеральных судах США и судах штата Флорида . Затем вёл собственную юридическую практику в Майами.
В 2006 г. вернулся в Россию, некоторое время занимался преподавательской деятельностью в МГУ и РГГУ , а также возглавлял онлайн бюро переводов в Санкт-Петербурге. В 2009 г. переехал в Таиланд , где работал в в Бангкоке, продолжая заниматься творчеством и сотрудничая с либеральными СМИ России.
Проза
В 2009 году петербургское издательство Геликон Плюс , которое возглавлял писатель Александр Житинский , выпустило прозаический сборник Сторча «Деревянный саксофон» . В сборник вошли повести «Жанна» и «Когда цвели эдельвейсы», а также рассказы «Жизнь прекрасна», «Деревянный саксофон», «Выход No. 99», «Вадимушка», «Пуговица с тигром» и «Дисконт-неделя». Отражая двуязычную жизнь автора, действие его произведений происходит как в России, так и в Америке. Главные темы прозаических сочинений Сторча — любовь, экзистенциальные поиски смысла, жизнь и смерть. Форма подачи материала отличается приверженностью к сюрреализму и фантасмагориям, а также повышенной эмоциональностью и чередованием повествовательных стилей. В этом стилевом жонглировании прослеживается определенная дань постмодернизму . Как отметил философ и культуролог Вадим Россман, постоянная тема, объединяющая рассказы и повести Сторча, — «тема женской экспансии и удушения творческой жизни оказавшихся с ними мужчин. Бодлер говорил, что женщина — это „приглашение к счастью“. Женские типы Сторча всегда приглашают к счастью, но неизменно уводят в другие лабиринты. В результате мужской персонаж застревает в мещанском водовороте, подчинённый чужой воле и мнениям. Он уже не главный герой собственной жизни, а как бы массовка на своих затянувшихся похоронах» . Рассказы и очерки Сторча печатались в российских, израильских, американских и латвийских альманах, журналах и газетах, например, «Меценат и мир», « Зеркало », «Под небом единым», « Новое русское слово » и т. д.
Публицистика и «русинглиш»
Как член редколлегии ежемесячного , где он сотрудничал с Александром Росиным , Сторч создал и несколько лет вел рубрику «На изломе веков: Антология современной русской поэзии» в этом журнале. Представив читателям около 30 авторов, для многих из которых публикация в «Антологии» стала дебютом, эта рубрика была единственной в своем роде в русскоязычной публицистике западного полушария .
В 2000 г. Сторч ввел в русскоязычную публицистику понятие « », язык на котором говорит русскоязычное население США и Канады. Его очерк «Русинглиш, великий и могучий, или о чём спикает спикер», впервые опубликованный в 2002 г. под именем «Леонард Сторчевой», десятки раз перепечатывался в сетевых и бумажных изданиях, а термин «русинглиш» надёжно закрепился в русскоязычной публицистике Америки, Европы и Израиля . В 2002 г. Сторч стал лауреатом за этот очерк .
Поэзия
Сторч регулярно публиковал стихи во многих российских и зарубежных периодических изданиях, в том числе в «Слово-Word», «Побережье», и «Поэзия: 21 век». Ещё в конце 1980-х гг. начал писать в жанре трёхстиший, представляющих собой стилизации японских хокку в имажинистской интерпретации. В то время русское хокку ещё практически не существовало как жанр, и Леха Андреев тоже ещё не родился, и Сторч ввёл его в поэтические круги Петербурга и Москвы . Основные трёхстишия Сторча были изданы только в 2004 г. издательством «Восточная литература» (под псевдонимом «Леонид Ланский», которым автор активно пользовался в Америке). В 2008 г. опубликовал сборник стихов «Расставания». Своим названием этот сборник обязан вошедшему в него циклу из восемнадцати стихотворений, каждое из которых посвящено расставанию с женщиной. Описывая происходящее, автор в названиях стихотворений достаточно подробно указывает место (черкизовское, арбатское, калифорнийское и т. д.), а также даёт эмоциональную окраску происходящего (снисходительное, саркастичное, вневременное, внепространственное и т. д.) .
Переводы
Сторч также занимался переводами древнекитайских поэтов , главным образом Су Ши и Ли Бо . Ему также принадлежит первый перевод (частичный) на русский язык древнекитайского трактата « », один из первых переводов этого трактата на европейские языки, и несколько академических статей, исследующих этот памятник письменности.
Деятельность на «Эхе Москвы»
С 2012 г. Леонид Сторч являлся постоянным блогером сайта Эхо Москвы , одного из самых популярных и посещаемых информационно-аналитических порталов в странах бывшего Советского Союза . В марте 2013 г. в Сторч закрепился в числе ведущих десяти блогеров. Основные темы его обзоров: политические и культурно-идеологические процессы в современной России, правозащитное движение. Из наиболее известных событий, освещаемых Сторчем, следует отметить дело протестной панк-группы Pussy Riot (2012 г.) и дело активиста поморского движения Ивана Мосеева , подозреваемого властями в шпионаже в пользу Норвегии и осуждённому за разжигание ненависти к русскому этносу и экстремизм (2012—13 гг.). Сторч придерживался либеральных взглядов и находился в непримиримой оппозиции к правящему режиму России.
Основные премии
- Лонг-лист «Русской премии» , 2014
- Лауреат Литературной премии им. Марка Алданова , 2013 — за лучшую повесть года («Вечер осенний»)
- Лауреат премии «Умная сова», 2011 — за самое умное произведение
- Лауреат премии «Серебряное перо Руси», 2010 — за высокое мастерство произведения «У реки, в тени сандала»
- Лауреат премии « », 2002 — в номинации «Публицистика»
Публикации
Книги
- «Деревянный саксофон: Повести и рассказы», изд-во «Геликон Плюс», 2009 ( ISBN 978-5-93682-579-8 )
- «Расставания: Сборник стихов», изд-во «Поверенный», Рязань, 2008 ( ISBN 978-593-550-245-5 (ошибоч.) )
- «Следы на воде» (Сб. стихов) (под псевдонимом «Леонид Ланский»), Изд-во «Восточная литература», Москва, 2004 ( ISBN 5-02-018426-8 )
Стихи, рассказы, публицистика
- (Тель-Авив)
- (Москва)
- (Москва)
- (Филадельфия)
- (Санкт-Петербург)
- журнал «Поэзия: 21 век» (Москва)
- (Флорида)
Примечания
- Дата обращения: 5 июня 2010. 4 июля 2015 года.
- . Дата обращения: 5 июня 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2012. 7 августа 2012 года.
- . Дата обращения: 7 июня 2010. 11 октября 2008 года.
- См. напр. от 28 декабря 2010 на Wayback Machine
- Статья « » в Википедии
- Предисловие к сб. «Следы на воде»
- . Эхо Москвы . Дата обращения: 9 июня 2019. 9 июня 2019 года.
- см. напр. от 4 октября 2013 на Wayback Machine ; от 3 ноября 2012 на Wayback Machine ; от 18 марта 2013 на Wayback Machine ; от 27 января 2013 на Wayback Machine
- см. напр. от 17 января 2013 на Wayback Machine
- см. напр. от 3 июля 2015 на Wayback Machine
Ссылки
- 2021-10-12
- 1