Interested Article - Толкование сновидений (книга Зигмунда Фрейда)

«Толкование сновидений» ( нем. Die Traumdeutung ) — первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда . Первый тираж вышел в свет в 1900 году и долгое время не находил покупателей. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа , как бессознательное . Вместе с работами « Психопатология обыденной жизни » (1901) и « Остроумие и его отношение к бессознательному » (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию , иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей:

Толкование сновидений есть Via Regia к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно стать психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений .

З. Фрейд. «О психоанализе»

Основные положения теории сновидений Фрейда:

  • Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного ; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания .
  • Функция сновидений — оберегать сон . Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
  • Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами .

«Толкование сновидений» — первая работа, познакомившая со взглядами Фрейда русских читателей. Первое русское издание появилось уже в 1913 году. На протяжении своей жизни Фрейд периодически пересматривал и дополнял первое издание. Его теория сновидений в скорректированном виде была изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916—1917) и подверглась новому пересмотру в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933).

Рождение теории

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года , в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы , и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Смысл сна

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна , прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. «Психологической целью сна, — пишет Фрейд, — является, по-видимому, отдых; его психологическим признаком — потеря интереса к внешнему миру »: «мы временно возвращаемся в состояние, в котором находились до появления на свет, то есть в состояние внутриутробного существования. По крайней мере, мы создаём себе условия, совершенно сходные с теми, какие были тогда: тепло, темно, и ничто не раздражает» .

Смысл сновидений

Фундаментальное положение

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему эти раздражители (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы, не связанные по содержанию с внешними или соматическими раздражителями.

Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение , которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Скрытое сновидение

Бессознательные психические раздражители ( скрытое сновидение ) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются ( сознательное ), или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить ( предсознательное ). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного, и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией ( цензура сновидения , или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я ). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

  • сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест );
  • ненависть. «Мстительные желания смерти к самым близким и любимым в действительности лицам, как то: родителям, братьям, сёстрам, супругу, супруге, собственным детям — явление самое обычное в сновидении. Кажется, что все эти отвергнутые цензурой желания исходят из какого-то ада, и никакую цензуру мы не считаем достаточно строгой, когда в состоянии бодрствования знакомимся с толкованием таких сновидений» .

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».

Явное сновидение

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон . Сновидение позволяет нуждающемуся во сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием , галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

Деятельность сновидения

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний:

22-месячный ребёнок, поздравляя, должен преподнести корзинку черешен. Он делает это с явным неудовольствием, хотя ему обещают, что и он получит несколько черешен. На следующее утро он рассказывает свой сон: Ге(р)манн съел все черешни .

или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении.

Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку ( деятельность сновидения ). Эта деятельность включает в себя два этапа :

  1. Сгущение .
  2. Смещение .

В более поздних «Лекциях по введению в психоанализ» (1915—1917) данная схема была пересмотрена и включала в себя уже четыре стадии:

  1. Превращение мыслей в зрительные образы .
  2. Сгущение .
  3. Смещение .
  4. Вторичная обработка .

Превращение мыслей в образы

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, — это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят. «Вы будете поэтому рады, если сможете изобразить „обладание“ ( Besitzen ) объектом в виде действительного, материального сидения ( Daraufsitzen ) на нём» .

Цензура сновидения

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения . Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Сгущение

Первый механизм цензуры — сгущение . Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Вы без труда вспомните, как случалось в ваших собственных сновидениях, что несколько различных лиц сгущаются в одно. Такое «смешанное лицо» похоже, например, на А, но одето, как В, совершает какое-нибудь действие, какое, помнится, делал С, и при этом ещё каким-то образом знаешь, что лицо это есть D .

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Смещение

Второй механизм цензуры — смещение . Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Кому-то снится, что он извлекает из-под кровати одну известную ему даму. Первая же пришедшая ему в голову мысль открывает смысл этого элемента сновидения. Он означает: он отдаёт предпочтение этой даме .

Другому снится: его брат застрял в ящике. Первая возникшая мысль заменяет слово ящик словом шкаф ( Schrank ), вторая даёт уже толкование: брат ограничивает себя ( schränkt sich ein ) .

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Вторичная обработка

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением — результат вторичной обработки . Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, — истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Позднейшие дополнения

В последующих изданиях «Толкования сновидений» Фрейд прибавил к видам обработки сновидений символы , которые замещают в явном сновидении его скрытые элементы. Эта часть теории сновидений была разработана Фрейдом под влиянием взглядов Вильгельма Штекеля и впоследствии подверглась жёсткой критике со стороны психоаналитиков нового поколения. Впрочем, отдельные положения своего коллеги ставил под сомнение и сам Фрейд, который, в частности, признал малодоказательным утверждение о том, что фигурирующие в сновидениях цифры и числа всегда имеют «вполне определённые символические значения» . По мнению Фрейда, это было справедливо лишь в отдельных случаях .

Согласно Штекелю, символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Они встречаются не только в сновидениях, но и в сказках , мифах , обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно.

Толкование отдельных символов

  • Человек. Символ человека в целом — дом . « Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин, а имеющие балконы и другие выдающиеся части , за которые можно ухватиться, — женщин» . Кроме того, женщин могут символизировать и столы — «вследствие контраста их ровной поверхности с рельефностью женского тела» . Сюжет, связанный с подъёмом или спуском по стене дома , в свою очередь, изображает «карабканье детей по телу родителей» .
  • Родители. Символы родителей — « император и императрица , король и королева или другие высокопоставленные лица» . Принц и принцесса в таких сюжетах изображают самого сновидца . В отдельных случаях символом отца может служить разбойник .
  • Дети, братья, сёстры . Дети, братья и сестры символизируются маленькими зверенышами , паразитами .
  • Рождение и роды. «Роды почти регулярно изображаются каким-нибудь отношением к воде ; или бросаются в воду или вылезают из неё, спасают кого-нибудь из воды или кто-нибудь спасает из воды самого видевшего сон, что указывает на материнское отношение к этому лицу» . Такое же значение имеют сюжеты, связанные с « прохождением по узким улицам » (особенно если это вызывает страх) .
  • Смерть. Символ смерти — отъезд , поездка по железной дороге , поезд .
  • Нагота. Символ наготы — одежда вообще и форменная одежда в частности .
  • Половые органы вообще изображаются в сновидениях в виде различных машин и аппаратов . Кроме того, к их символам относятся «многие ландшафты , особенно такие, где имеются мосты или горы, поросшие лесом » . «Бывают сновидения о местностях и ландшафтах, о которых спящий ещё в самом сновидении утверждает категорически: „Там я уже был когда-то!“ Эта местность всегда — половая сфера матери» .
  • Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3 ; предметы, похожие на половой член по форме — палки , зонты , шесты , деревья и т. п. ; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить — ножи , кинжалы , копья , сабли , огнестрельное оружие ( ружья , пистолеты , револьвер ) ; предметы, из которых льется вода — водопроводные краны , лейки , фонтаны ; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину — висячие лампы , выдвигающиеся карандаши и т. д. ; инструменты — пилочки для ногтей , молотки и т. п. ; предметы, имеющие способность подниматься — воздушный шар , аэроплан ; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы , прежде всего змеи , а также шляпа и пальто ; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом — ногой или рукой .
  • Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают предметы, имеющие свойство «ограничивать полое пространство, способное быть чем-нибудь заполненным» — шахты , копи и пещеры , сосуды и бутылки , коробки , табакерки , чемоданы , банки , ящики , карманы и т. д.
  • Матка. «Некоторые символы скорей относятся к матке, чем к гениталиям женщины, например: шкафы, печи и, главным образом, комнаты . Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома. Двери и ворота приобретают, в свою очередь, значение символов половых отверстий. Но и материалы также могут быть символами женщины, так же как и предметы, сделанные из этого материала, как то: стол и книга . Из числа животных можно указать как на несомненные женские символы на улитку и раковину , из числа частей тела на рот , как образ полового отверстия, из строений на церковь и капеллу » .
  • Формы удовлетворения полового влечения. Символами полового акта, как правило, выступают подъём или спуск по лестнице (это связано как с «ритмическим характером обоих процедур» , так и с половым возбуждением , которое может возникнуть у детей, когда они съезжают по перилам ), проникновение в тесные помещения , отпирание закрытых дверей , а также процесс раздавливания , танцы , верховая езда , ремесленные работы и угрозы оружием . « Возня с маленьким ребёнком , физическое наказание его » обычно символизируют акт мастурбации , равно как и любая игра , скольжение или скатывание , срывание ветки . Иногда в сновидениях о мастурбации фигурирует символика выпадения или вырывания зуба , что обозначает «кастрацию в наказание за онанизм» .

Символы — единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

В кинематографе

  • « Толкование сновидений » (1990) — документальный фильм советско-австрийского производства, освещающий содержание одноимённой работы Фрейда.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 августа 2017. 24 августа 2017 года.
  2. , с. 90—91.
  3. , с. 148.
  4. , с. 131.
  5. , с. 255.
  6. , с. 183.
  7. , с. 178—179.
  8. , с. 125.
  9. , с. 222.
  10. , с. 159.
  11. , с. 221.
  12. , с. 220.
  13. , с. 217—218.
  14. , с. 160.
  15. , с. 217.
  16. , с. 161.
  17. , с. 162.
  18. , с. 162—163.
  19. , с. 229.
  20. , с. 228—229.
  21. , с. 216.
  22. , с. 224.
  23. , с. 163.

Литература

  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — С. 252. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Фрейд З . / Пер. с нем. М. В. Вульфа . — М. : Государственное изд-во, 1922. — Т. 1. — 252 с. — (Психологическая и психоаналитическая б-ка). — 2000 экз.
  • Фрейд З . / Пер. с нем. М. К.. — М. : Современные проблемы, 1913. — 448 с.
Источник —

Same as Толкование сновидений (книга Зигмунда Фрейда)