Бовшек, Анна Гавриловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́рья Гаври́ловна Са́вина ( 30 марта [ 11 апреля ] 1854 — 8 [21] сентября 1915 ) — русская актриса. Заслуженная артистка Императорских театров .
Дочь провинциальных актёров Г. Н. и М. П. Подраменцовых (по сцене — Стремляновы ). Родилась в Каменец-Подольске , училась в одесской гимназии . Выступала на сцене с 8 лет.
В 1869 году дебютировала в Минске , в пьесе « ». В свой первый бенефис (1869) играла роль Полиньки в пьесе « Доходное место » А. Н. Островского. С 1870 года — в харьковской труппе М. В. Лентовского . Вышла замуж за актёра Н. Н. Савина (настоящая фамилия Славич ). Затем служила в Нижнем Новгороде.
Актёрское мастерство Савиной преподавала А. И. Шуберт , ученица М. С. Щепкина . Влияние на Савину также оказал антрепренёр и актёр П. М. Медведев , с труппой которого актриса побывала в Казани, Саратове и Орле (до 1872 года). Играла в водевилях, опереттах и комедиях. С 1873 года Савина — ведущая актриса саратовского театра. По утверждению В. А. Шомпулева , в этот период её карьере особенно способствовал миллионер и банкир А. П. Коваленко, которому впоследствии, после его разорения, сама актриса «отплатила самой чёрной неблагодарностью».
В 1874 году Савина приехала в Петербург , где после блестящего дебюта на сцене Благородного собрания была приглашена в Александринский театр . Дебютировала там в роли Кати в пьесе « », вскоре заняла лидирующее место в труппе. Начиная с комедии « Правда — хорошо, а счастье лучше » ( 1876 ), А. Н. Островский доверял ей исполнение главных ролей почти во всех своих новых пьесах.
Отличительными чертами таланта Савиной были поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика. 17 января 1879 года Мария Савина отлично сыграла впервые роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе И. С. Тургенева; потрясённый автор пришёл в её грим-уборную с букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!»
В 1883—1884 годах актриса была председателем Русского театрального общества . В 1896 году по её инициативе было организовано Убежище для престарелых артистов (ныне — Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества). Также Савина была в числе инициаторов I Всероссийского съезда сценических деятелей ( 1897 ) . В 1899 году актриса получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров»; в том же году дала несколько представлений в Берлине и Праге, где была принята с успехом.
24 февраля 1910 года в Александринском театре прошли юбилейные торжества в честь 40-летия театральной деятельности Савиной М. Г.
В ночь на 8 (21) сентября 1915 года в Петрограде актриса потеряла сознание, а уже утром её не стало. Известную актрису хоронил весь Петроград — из особняка Савиной на набережной Карповки гроб на руках вынесли старейшие артисты Александринского театра. Процессия двинулась к театру, по пути трамвайное движение остановилось. По завещанию Савину похоронили не на Серафимовском кладбище (где могилы её отца, сестры и брата), а у храма Николая Чудотворца при Убежище престарелых сценических деятелей на Петровском острове Петрограда . Убежище после этого переименовали в Дом ветеранов сцены и присвоили имя Марии Савиной. В 1921 году рядом с женой был похоронен её третий муж А. Е. Молчанов .
Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в лёгкой драматургии современников до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя (« Ревизор »), Островского (« Последняя жертва », « Бесприданница », « Невольницы » и др.), А. Потехина («Виноватая» и др.), Тургенева (« Месяц в деревне », « ») Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира (« Укрощение строптивой »).
Зарубежные драматурги того времени, такие как Ибсен и Зудерман также нашли в ней прекрасную исполнительницу; многие из русских писателей того времени были обязаны главным образом ей успехом своих произведений.
После пятилетнего романа Савина в 1882 году оформила брак с офицером Никитой Всеволожским (1846—1896), сыном богача и заядлого театрала . Муж быстро прокутил свою часть отцовского состояния и к моменту развода оставил Савину обременённой долгами.
С 1910 года гражданский муж — (1856—1921) — меценат, глава Русского общества пароходства и торговли , председатель Императорского российского театрального общества. Познакомился он с актрисой в 1895 году . В 1905 году Молчанов поручил архитектору Михаилу Гейслеру строительство особняка на улице Литераторов, д. 17 , где после окончания работ жил вместе с Марией Гавриловной. По инициативе Молчанова в 1918—1925 годах в здании работал мемориальный музей актрисы .