Колесникова, Мария Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Александровна Дурасова (1891—1974) — русская актриса театра и кино, заслуженная артистка Республики (1928; звание присваивалось с 1919 до указа 1931 г., учредившего звание заслуженного артиста РСФСР ) .
Мария Дурасова родилась 12 (24) июля 1891 года в Москве , в дворянской семье . Для будущего развития Марии как человека и актрисы, по её собственному признанию, колоссальное влияние имело детство, проведенное в деревне, в небольшом родительском имении под Москвой. Там она имела возможность испытать все радости деревенской жизни, увидать, услыхать, почувствовать природу во всех её необыкновенных проявлениях .
«Как природу, любила я и искусство — музыку, пение и танцы. Балет прежде всего был предметом моих мечтаний. В 6 лет я в упоении танцевала и молила отдать меня в балет, но мои родители считали, что сначала надо кончить гимназию — а там видно будет. В гимназии была средней ученицей — наука меня не интересовала и только в последнем классе, когда заговорило самолюбие, я приналегла и кончила с золотой медалью».
— Мария Дурасова . Автобиография (1928)
После окончания гимназии училась на драматических курсах А. И. Адашева , была соученицей Евгения Вахтангова . Окончив курсы в 1912 году, по конкурсу прошла в состав МХТ . В 1913 году вошла в состав только что созданной Первой студии . На её сцене Мария Дурасова дебютировала в роли Мэри Пирибингль в спектакле «Сверчок на печи», готовила эту роль она под руководством Л. А. Сулержицкого , который оказал большое влияние на творческую жизнь актрисы .
«В роли Мэри Пирибингль зрители увидели совсем незнакомую исполнительницу; в программе против этой роли прочли имя, ранее не попадавшееся. И от неожиданности ещё сильнее были впечатление и радость, что объявился новый талант. А Дурасова — Мэри Пирибингль, — это было „объявление“ истинного театрального дарования… Тому, как студийка Дурасова передавала всю сложность чувств „малютки“, и её счастье, и её обиду, её нужность жены, матери, друга, человека — право, всему этому, всей верности и нежности выражений могла бы позавидовать и актриса с большим, устоявшимся именем. Так все это было просто и, вместе, глубоко, так все это было трепетно и, вместе, характерно, столько было в этом и жизни, и стиля».
— Николай Эфрос . «Сверчок на печи». Инсценированный рассказ Ч. Диккенса. Студия Московского Художественного театра .
С 1915 года снималась в кино, дебютировала в фильме « » режиссёра . После преобразования Первой студии во МХАТ 2-й оставалась в нём до его ликвидации, играла ключевые роли репертуара.
«Имя Дурасовой в начальный год театра называли среди первых, сразу вслед за именем Михаила Чехова. Её искусство рано определилось в своих свойствах. В его правдивости было больше от проникновенности, чем от жизнеподобия. В нём соединялось обостренное мастерство характерности с лиризмом подчас болезненным».
— Инна Соловьева . Мария Александровна Дурасова // МХАТ Второй... .
В первой половине 1930-х Дурасова держалась в стороне от постановок советских пьес и была занята в инсценировках классики . После ликвидации Второго МХАТа она вместе с мужем А. И. Чебаном оказалась среди тех, кого В. И. Немирович-Данченко пригласил в МХАТ СССР им. М. Горького, и её репертуар существенно изменился. В автобиографии, написанной для мхатовского отдела кадров в марте 1952 года, Дурасова отмечала: «Это возвращение сопровождалось моими переживаниями. Я оплакивала свои роли, которые я играла, и я с трепетом ждала других. По необходимости пришлось сразу перейти от молодых и ведущих на роли пожилых, а творческих сил и возможностей было ещё много» . М. А. Дурасова работала в МХАТ СССР им. М. Горького с 16 марта 1936 по сентябрь 1955 года, затем около двадцати лет прожила на пенсии, эпизодически снимаясь в кино .
В 1948 году награждена орденом Трудового Красного Знамени .
Скончалась Мария Александровна 17 октября 1974 года в Москве . Похоронена на Новодевичьем кладбище ( участок № 2 ; через восемь лет здесь же был погребён прах её сына, также актёра Льва Дурасова ).
Игра Марии Александровны отличалась изяществом и тонкостью психологической нюансировки . Создаваемые ей образы были исполнены возвышенной романтики и поэтичности .