Родился 13 августа 1942 года в
Охе
Сахалинской области. Поступил на режиссёрский факультет
ВГИКа
в мастерскую игрового фильма
Григория Чухрая
сразу после армии, первый свой документальный фильм «Песни без слов» снял находясь на летней практике на Дальнем Востоке
. После окончания института в 1969 году работал на студии «
Центрнаучфильм
» в Москве, в Алма-Ате на киностудии «
Казахфильм
»
.
В Новосибирск приехал в 1975 году ненадолго — на пять лет, рассчитывая впоследствии переехать в Москву «на игровое кино», а остался на всю жизнь. Здесь он стал снимать документальные фильмы, почти все они о людях сибирской провинции. Одно из любимых направлений режиссёра — тема детства. Работал на «
НовосибирскТелефильме
», затем на
Западно-сибирской киностудии
, впоследствии у него появилась собственная студия. В разное время работал с операторами Сергеем Чавчавадзе, Петром Сидневым, Анатолием Рудневым, Владимиром Лапиным, последние фильмы сняты новосибирским кинооператором Игорем Тирским. В Новосибирске Шиллеру присвоено звание «Человек 20-го столетия»
.
Фильмы Ю. Шиллера признаны классикой отечественного и мирового документального кино, они хранятся в библиотеке Конгресса США, в архивах Гостелерадио на Шаболовке и
Госфильмофонда РФ
, по ним преподают во ВГИКе
.
1994 — МКФ к/м фильмов в Кракове (Приз «Золотой Дракон», фильм «Искра божья»)
1997 — МКФ «Послание к человеку» (Специальный приз жюри, фильм «Родная сторона»)
1998 — МКФ к/м фильмов в Кракове (Приз «Золотой Дракон», фильм «Грешный человек»)
1999 — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Приз «Бронзовый Витязь» за лучший документальный фильм, фильм «Полёт шмеля»)
1999 —
Государственная премия Российской Федерации
1998 года в области киноискусства (4 июня 1999) —
за документальные фильмы последних лет: «Родная сторона», «Грешный человек», «Полёт шмеля»
2000 — МКФ нового документального кино «Флаэртиана» в Перми (Приз зрительских симпатий, фильм «Полёт шмеля»)
2000 — МКФ нового документального кино «Флаэртиана» в Перми (Приз за лучший короткометражный фильм, фильм «Полёт шмеля»)
2003 — Премия «Лавр» (За лучший короткометражный документальный фильм на плёнке, фильм «Падение Икара»)
2010 — Главный приз XXII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля (Алтай, 2010)
2010 — Главный приз II Открытого российского ежегодного конкурса сценариев игровых полнометражных фильмов «Вера, Надежда, Любовь»
Отзывы современников
В своих фильмах Шиллер применяет длительное вглядывание, погружение в среду, в которой живёт герой, участвует в его делах, живёт его проблемами, оттого все герои фильмов становятся его друзьями, доверяют ему, всегда открыты и искренние на экране.
—
, киновед
Его фильмы, наполненные особым светом, удивительно похожи на своего создателя: проникновенные, глубокие, неторопливые, они внимательно вглядываются не в придуманную, а в реальную жизнь глубинной России, где всё ещё, вопреки передрягам последних десятилетий, сохраняются любовь и сострадание, восторг перед окружающей красотой и поистине человеческое отношение к жизни.