Interested Article - Принятие григорианского календаря

Lunario Novo, Secondo la Nuova Riforma della Correttione del l'Anno Riformato da NS Gregorio XIII , напечатанный в Риме Винченцо Аккольти в 1582 году, одно из первых печатных изданий нового календаря

Принятие григорианского календаря было важным событием в ранней современной истории большинства культур и обществ, ознаменовавшим переход от традиционной («по старому стилю») календарной системы к современной (или к «новому стилю») системе – григорианскому календарю – который в настоящее время повсеместно используется во всём мире. Некоторые государства приняли новый календарь с 1582 года, иные не делали этого до начала XX века, а третьи сделали это в промежутке между двумя этими датами. Некоторые конституции продолжают использовать иной гражданский календарь. Для многих календарь нового стиля используется только в гражданских целях, а календарь старого стиля всё-ещё используется в исключительно религиозном контексте. Сегодня григорианский календарь – наиболее широко используемый гражданский календарь в мире . В ходе смены систем стало традиционным использование терминов «старый стиль» и «новый стиль» при указании дат, чтобы указать, какой именно календарь использовался для расчёта.

Причины смены календаря

Первая страница папской буллы « Inter Gravissimas », в которой Папа Григорий XIII представил свой календарь

Григорианский календарь был опубликован в 1582 году в папской булле « Inter gravissimas » (« Среди важнейших ») папой Григорием XIII для исправления ошибки в юлианском календаре , вызвавшей ошибочное вычисление даты Пасхи . Юлианский календарь основывался на том, что год длится 365,25 дня , на самом деле длительность года составляет 365,2422 дня, и поэтому на протяжении веков календарь всё больше отклонялся от параметров земной орбиты. Средняя продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365,2425 дня.

По сравнению с 325 годом, когда состоялся Первый Никейский собор , привязавший дату Пасхи к дате весеннего равноденствия 21 марта , весеннее равноденствие наступало на 10 дней раньше (из-за указанной неточности юлианского календаря), в то время как пасхалия предполагает, что этот день приходится на 21 марта. Это смещение было замечено ещё в начале второго тысячелетия, и возникла необходимость коррекции календаря, поскольку неверный расчёт дня пасхи приводил к несоблюдению Великого поста , что считалось серьёзным грехом. Тридентский собор (1545—1563) поручил папе провести необходимые изменения .

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV , но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществлял римский астроном Алоизий Лилиус , а после его смерти (1576) — Христофор Клавиус . Предложенные ими модификации календаря были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas

Хотя реформа Григория и была проведена в наиболее торжественном доступном церкви виде, булла не имела авторитета за пределами католической церкви и Папской области . Предложенные изменения были изменениями в гражданском календаре, над чем у Папы не было официальных полномочий. Изменения требовали принятия гражданской властью в каждой стране для того чтобы иметь юридическую силу. Булла вошла в область канонического права католической церкви в 1582 г., однако не была признана протестантскими , а также восточными православными церквями и некоторыми другими. Следовательно, дни, в которые Пасха (и связанные с ней события в литургическом календаре ) праздновалась разными христианскими церквями, значительно расходились.

Календарная реформа 1582 года поначалу вызвала массовые протесты и ожесточённую полемику даже среди учёных-католиков. Почти все университеты Западной Европы решительно высказались против реформы и заявили, что григорианский календарь представляет собой ничем не оправданное «искажение юлианского календаря». Причём особенно категоричны были старинные Парижский и Венский университеты . Многие ведущие учёные того времени также резко критиковали проект. Папе Григорию XIII пришлось пригрозить отлучением от церкви тем, кто будет противиться реформе .

Принятие календаря в католических странах

Католические государства типа Франции , итальянских княжеств , Речи Посполитой , Испании (вместе с её европейскими и заокеанскими владениями), Португалии и католических государств Священной Римской империи первыми перешли на григорианский календарь. За четвергом, 4 октября 1582 г., последовала пятница, 15 октября 1582 г., с пропуском 10 дней. Страны, которые не меняли календарь до XVIII в., к тому времени соблюдали дополнительный високосный год (1700), что потребовало отката на одиннадцать дней. Некоторые страны не меняли календарь до XIX или XX в., что потребовало исключения из календаря ещё 1 или 2 дней.

Филипп II Испанский издал указ о переходе с юлианского на григорианский календарь , затронувший большую часть католической Европы, поскольку Филипп в то время был правителем Испании и Португалии , а также большей части Италии . На этих территориях и в Речи Посполитой (под властью Анны Ягеллонки ) и в Папской области новый календарь был введён в конкретную дату, указанную в булле, в юлианский четверг, 4 октября 1582 г., за которым последовала григорианская Пятница, 15 октября 1582 г.; испанские и португальские колонии де-факто последовали этому переходу чуть позднее из-за задержки в коммуникации с континентом .

Вскоре за ними последовали и другие католические страны. Франция приняла новый календарь: за воскресеньем, 9 декабря 1582 г., следовал понедельник, 20 декабря 1582 г. Голландские провинции Брабант и Зеландия , а также Генеральные штаты приняли его 25 декабря того же года; провинции, образующие Южные Нидерланды (современная Бельгия ), за исключением герцогства Брабант, приняли его 1 января 1583 г.; провинция Голландия приняла его 12 января 1583 г. Семь католических швейцарских кантонов приняли новый календарь в январе 1684 г., а Женева и ряд протестантских кантонов приняли его в январе 1701 г. или в другие годы протяжении XVIII в. Две швейцарские коммуны Ширс и Грюш были последними областями в Западной и Центральной Европе, перешедшими на григорианский календарь в 1812 г.

Принятие календаря в протестантских странах

Многие протестантские страны изначально выступали против принятия католического нововведения; некоторые протестанты опасались, что новый календарь – часть заговора с целью вернуть их в лоно католиков . В Англии королева Елизавета I и её тайный совет благосклонно отнеслись к рекомендации сочувствовавшей григорианской реформе королевской комиссии исключить 10 дней из календаря, однако яростное сопротивление англиканских епископов, утверждавших, что Папа, несомненно, был , убедили королеву молча закрыть этот вопрос . В протестанты сопротивлялись календарю, навязанному монархией Габсбургов . В частях Ирландии повстанцы-католики (до своего поражения в Девятилетней войне ) соблюдали «новую» Пасху вопреки лояльным англичанам властям ; позднее католики-рекузанты, обратились в Propaganda Fide (Конгрегацию евангелизации народов) с ходатайством о , т.е. освобождении от следования новому календарю, поскольку это свидетельствовало об их нелояльности .

Пруссия

Лютеранское герцогство Пруссия , до 1657 года остававшееся вотчиной католической Польши, было первым протестантским государством, принявшим григорианский календарь. Под влиянием своего сюзерена, короля Польши, в 1611 году Пруссия согласилась сделать это. Поэтому за 22 августа последовало сразу 2 сентября 1612 г.  Однако это изменение календаря не распространялось на другие территории Гогенцоллернов навроде берлинского Бранденбурга , лена Священной Римской империи.

Дания и Норвегия

В 1700 г. под влиянием Оле Рёмера Дания-Норвегия приняла солнечную часть григорианского календаря одновременно с Бранденбург-Померанией и другими протестантскими наделами Священной Римской империи. За воскресеньем, 18 февраля 1700 г., последовал понедельник, 1 марта 1700 г. Ни одно государство не приняло лунную часть , вместо этого рассчитывая дату Пасхи астрономически, используя момент весеннего равноденствия и полнолуния в соответствии с рудольфинскими таблицами Кеплера 1627 г.; эту комбинацию протестанты называли «улучшенным календарем» ( Verbesserte Kalender ), и она считалась отличающейся от григорианского. Наконец, в 1774 г. они приняли григорианское исчисление Пасхи . Остальные провинции Голландской республики перешли на григорианский календарь 12 июля 1700 г. (Гельдерланд), 12 декабря 1700 г. (Оверэйссел и Утрехт), 12 января 1701 г. (Фрисландия и Гронинген) и 12 мая 1701 г. (Дренте) .

Швеция

Шведский альманах 1753 г.

Переход Швеции на григорианский календарь был трудным и длительным. Швеция начала переходить от юлианского календаря к григорианскому календарю в 1700 г., но было решено постепенно вносить (тогда 11-дневную) корректировку, исключая високосные дни (29 февраля) из каждого из 11 последовательных високосных лет с 1700 по 1740 гг. Между тем шведский календарь будет расходиться как с юлианским, так и с григорианским календарями на 40 лет; кроме того, разница не была постоянной, а менялась каждые 4 года. Эта система могла привести к путанице при определении дат шведских событий за этот 40-летний период. Путаницу усугубляло и то, что система плохо управлялась, и високосные дни, которые должны были исключаться в 1704 и 1708 гг., не были исключены. Шведский календарь (согласно плану перехода) должен был отставать от григорианского на 8 дней, однако он отставал на 10. Король Карл XII признал, что постепенный переход к новой системе не работает, и отказался от неё.

Вместо перехода непосредственно к григорианскому календарю было решено вернуться к юлианскому. Это было достигнуто за счёт введения даты 30 февраля 1712 г., корректировавшей расхождения в календарях с 10 обратно к 11 дням. Швеция окончательно приняла солнечную часть григорианского календаря в 1753 г., когда за средой, 17 февраля, последовал четверг, 1 марта. Часть Швеции, впоследствии ставшая Финляндией , в то время была неотъемлемой частью Шведского королевства , поэтому и они сделали то же самое . Завоевание Финляндии Российской империей в 1809 г. не изменило этого, поскольку автономия была предоставлена, однако правительственные документы в Финляндии были датированы как в юлианском, так и в григорианском стилях. Эта практика прекратилась после обретения независимости в 1917 г.

Великобритания и её колонии

Картина Уильяма Хогарта : ( ок. 1755 г.), основной источник протестов под названием «Give us our Eleven Days» («Верните нам наши одиннадцать дней»).

Благодаря принятию Великобритания и её владения (включая части территории, сейчас составляющей Соединенными Штатами) приняли григорианский календарь в 1752 г., к этому времени его необходимо было исправить на 11 дней. За средой, 2 сентября 1752 г., последовал четверг, 14 сентября 1752 г. В Великобритании термин «новый стиль» использовался для календаря, и в Законе не упоминается Папа Григорий: Приложение к Закону установило расчёт даты Пасхи , добившийся того же результата, что и поправки Григория, но без отсылки к нему .

Этим же самым законом Империя (за исключением Шотландии, уже перешедшей на это летоисчисление с 1600 г.) перенесла начало гражданского года с 5 апреля на 1 января. Следовательно, обычай (указания даты и в старом, так и в новом стиле) может указывать на изменение юлианского / григорианского календаря, или на изменение начала года, или на то и другое.

Принятие календаря в Америках

Европейские колонии в Америках приняли это изменение одновременно с метрополиями. Новая Франция и Новая Испания приняли новый календарь в 1582 г. Григорианский календарь стал применяться в британских колониях в Канаде и в будущих Соединённых Штатах к востоку от Аппалачей в 1752 г.

Аляска оставалась в юлианском летоисчислении вместе с остальной Россией до 1867 г., когда и была продана США . В полдень субботы, 7 октября 1867 г. (по юлианскому календарю) дата была изменена на пятницу, 18 октября 1867 г. (по григорианскому календарю). Хотя юлианский календарь и отставал от григорианского на 12 дней, было пропущено всего 11 дней, потому что Аляска также переместилась с европейской стороны международной линии перемены дат на американскую сторону .

Принятие календаря в Восточной Европе

Многие страны Восточной Европы были либо православными , либо исламскими , и они приняли григорианский календарь гораздо позже, чем страны западного христианства . Католические страны, например, Речь Посполитая, приняли григорианский календарь «нового стиля» в 1582 г. (перейдя обратно в 1795 г., после Третьего раздела Польши ), однако переход на григорианский календарь произошёл в восточно-православных странах в конце XX в. – и некоторые религиозные группы в ряде этих стран до сих пор используют юлианский календарь «старого стиля» в церкви.

Болгарское Царство перешло с юлианского на григорианский календарь в 1916 г. во время Первой мировой войны . За 31 марта тогда сразу последовало 14 апреля 1916 г.

Румийский календарь Османской империи , использовавшийся в финансовых целях, был изменен с юлианского на григорианский, начиная с 16 февраля / 1 марта 1917 г. Начало года было переведено на 1 января, начиная с 1918 г. Однако нумерация лет оставалась исключительно турецкой до тех пор, пока 1 января 1926 г. для общих целей не был введён григорианский календарь.

Россия

Часть русского текста указа о принятии в России григорианского календаря, опубликованного в «Правде» 25 января 1918 г. (по юлианскому календарю) или 7 февраля 1918 г. (по григорианскому календарю). В нём гражданам предписывается считать день после 31 января 14 февраля.

В России григорианский календарь был принят после Октябрьской революции . 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет о том, что за средой, 31 января 1918 г., должен следовать четверг, 14 февраля 1918 г., таким образом, от календаря отпали 13 дней. После этого изменения бывшая Октябрьская революция произошла 7 ноября. Статьи об Октябрьской революции, упоминающие эту разницу в датах, как правило, полностью переводят даты с юлианского на григорианский календарь. Например, в статье «Октябрьская (ноябрьская) революция» Британская энциклопедия использует формат «25 октября (7 ноября по новому стилю)» для описания даты начала революции .

Украина

На территории современной Украины григорианский календарь официально был введен сразу же после его принятия Папой Римским Григорием XIII , поскольку в 1582 году большинство украинских земель входили в состава Речи Посполитой , которая была преимущественно католическим государством и сразу проявила готовность перейти на Григорианский календарь. Тогда же на новый календарь перешла Римо-католическая церковь в Украине . Однако напряженная ситуация между Католической и Православной церковью в Речи Посполитой привела к тому, что последняя отказалась принять григорианский календарь. Следовательно, украинские православные, а с 1596 года и новообразованные греко-католики придерживались в религиозных обрядах старого юлианского календаря вплоть до 2023 года.

В Украинской Народной Республике Закон Малого совета «О заведении на Украине исчисления времени по новому стилю и переводу часов на среднеевропейское время» был принят 12 февраля 1918 года в Коростене . Григорианский календарь официально начал действовать с 16 февраля 1918, этот день стали считать 1 марта 1918 года .

Принятие календаря православной и другими христианскими церквями в Украине

В 2018 году на новоюлианский календарь перешла Украинская лютеранская церковь . После российского вторжения в 2022 году большинство христианских конфессий Украины, которые в то время еще продолжали пользоваться старым юлианским календарем, объявили о переходе на григорианский или новоюлианский календарь . В 2022 году на григорианский календарь перешли Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов и Церковь Христиан Веры Евангельской Украины ( пятидесятники ) . С 1 сентября 2023 года на григорианский календарь перешла также Украинская грекокатолическая церковь , а на новоюлианский — Православня церковь Украины . При этом УПЦ (МП) сообщила, что продолжит отмечать Рождество Христово по юлианскому календарю в январе .

Другие

Другие страны Восточной Европы, прежде всего православные страны, приняли григорианский календарь в 1910-х или начале 1920-х гг. К XX в. дата юлианского календаря отставала от даты григорианского календаря на 13 дней. Румыния приняла григорианское летоисчисление в 1919 г., а за 31 марта 1919 г. там последовало 14 апреля 1919 г. Последней страной Восточно-православной Европы, принявшей григорианский календарь, была Греция, находившаяся в то время под военным управлением после восстания 11 сентября 1922 г. , летоисчисление вступило в силу 1 марта 1923 г. Таким образом, по греческому календарю за средой, 15 февраля 1923 г., последовал четверг, 1 марта 1923 г. Турция приняла летоисчисление 1 января 1926 г. Советский декрет прямо ограничивал реформу светскими (т.е. нерелигиозными) вопросами, равно как это предписывал и греческий указ. Ни одна из этих реформ не коснулась дат религиозных праздников.

Непринятие календаря православными церквями

Хотя гражданские администрации стран восточной Европы и приняли григорианский календарь в 1910-х или нач. 1920-х годов, ни одна из национальных восточных православных церквей не признала григорианский календарь в церковном обряде и для религиозных целей. Напротив, в мае 1923 года на Вселенском соборе в Константинополе был предложен новоюлианский календарь . В нём использовалось иное правило високосного года, изменяя предложение 1785 года , максимизируя время прежде чем даты станут отличаться от григорианских. И до 2800 года разницы между двумя календарями не должно было быть.

Иерусалимская православная церковь , Русская православная церковь , Сербская православная церковь , Грузинская православная церковь , Польская православная церковь , Македонская православная церковь и греческие старостильники не приняли пересмотренный юлианский календарь, продолжая праздновать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, то есть 7 января по григорианскому календарю до 2100 года.

Все другие восточные церкви, древневосточные православные церкви ( Коптская православная церковь Александрии , Эфиопская православная церковь , Эритрейская православная церковь и Сирийская православная церковь ) продолжают использовать собственные календари, что и привело к зафиксированным датам, отмечаемым в соответствии с юлианским календарём. Интереснее всего это происходит в случае Сирийской православной церкви, один из её патриархов был одним из 9 учёных, составивших григорианский календарь . Маланкарская православная церковь использует григорианский календарь вместе с автокефальными сирийскими православными коллегами в Индии, Маланкарской яковитской сирийской православной церковью .

Армянская апостольская церковь приняла григорианский календарь в 1923 году, за исключением Иерусалимского патриархата Армянской церкви , где до сих пор используется старый юлианский календарь .

Страны, использовавшие лунно-солнечные календари

Принятие календаря в Восточной Азии

Япония , Корея и Китай начали использовать григорианский календарь 1 января 1873 г., 1 января 1896 г. и 1 января 1912 г. соответственно . Ранее использовались лунно-солнечные календари . Даты по старому и новому стилю в этих странах обычно означают более старые лунно-солнечные даты и более новые даты по григорианскому календарю соответственно. В этих странах календари старого стиля были похожи, но не одинаковы. Арабские цифры могут использоваться как для дат календаря в современном японском и корейском языков, но не для дат китайского старого стиля.

Япония

Япония решила официально заменить традиционный лунно-солнечный календарь григорианским календарем в 1872 г., поэтому день после 31 декабря 1872 г., был назван "вторым днём двенадцатого месяца Мэйдзи 5" ( яп. 明治5年12月2日 Meiji gonen jūnigatsu futsuka ) стал 1 января 1873 г. , известном как "первый день первого месяца Мэйдзи 6" ( яп. 明治6年1月1日 Meiji rokunen ichigatsu tsuitachi ) . (В японском языке перевод западных месяцев – это просто ичи-гацу или «один месяц» для января, ни-гацу или «два–месяц» для февраля и т.д. ) Это привело календарь Японии в соответствие с календарём крупных западных держав (за исключением России).

Однако по сей день принято использовать имена царствующих (нэнго ), особенно в официальных документах; например, Мэйдзи 1 – 1868 г., Тайсё 1 для 1912 г., Сёва 1 для 1926 г., Хэйсэй 1 для 1989 г., Рэйва 1 для 2019 г. и т.д. Месяцы и дни соответствуют григорианскому календарю, однако год является либо номером года «западного календаря» (西暦, сэйрэки ) в соответствии с системой н.э. или Anno Domini , либо годом нэнго, императора на троне. С 1873 г. эра и первый год той эры начинается в день года восшествия на престол императора. Второй год этой эры начинался 1 января следующего года, даже если в первом году было только несколько дней. Все последующие годы той эпохи начинались 1 января, пока император не умирал или не отрекался от престола. Например, первый год эпохи Сёва , год правления императора Хирохито , содержал только последние шесть дней 1926 года, а Сёва 64, его последний год, содержал только первые 7 дней 1989 г. Текущий 2023 год по григорианскому календарю соответствует Рэйве 5.

Исламский календарь

Исламский календарь является лунным, так что в году двенадцать лунных месяцев по 354 или 355 дней, что на 11 дней короче солнечного года . Следовательно, священные дни в исламе происходят по солнечному году по 32-летнему циклу . Ряд стран исламского мира использует григорианский календарь в светской деятельности, сохраняя при этом исламский календарь в религиозных целях. Например, Саудовская Аравия приняла григорианский календарь для оплаты труда сотрудников государственного сектора с 1 октября 2016 г.; работодатели частного сектора уже приняли григорианский календарь для оплаты труда .

Текущая ситуация

Сегодня подавляющее большинство стран используют григорианский календарь как единственный светский календарь. Четыре страны, которые не приняли григорианский календарь, это Эфиопия ( эфиопский календарь ) , Непал ( Викрам-самват и ), Иран и Афганистан ( ) .

Некоторые страны используют другие календари наряду с григорианским календарем, включая Индию ( Единый национальный календарь Индии ), Бангладеш ( бенгальский календарь ), Пакистан ( исламский календарь ), Израиль ( еврейский календарь ) и Мьянму (бирманский календарь), а другие страны используют модифицированную версию григорианского календаря, включая Таиланд ( тайский солнечный календарь ), Японию ( японский календарь ), Северную Корею ( северокорейский календарь ) и Тайвань ( календарь Миньго ).

Хотя многие религиозные организации отсчитывают литургический год по григорианскому светскому календарю, другие сохранили собственные календари. Альтернативные календари сегодня используются во многих регионах мира для обозначения циклов религиозных и астрологических событий.

Возможные конфликты дат

Использование разных календарей могло вызвать путаницу у современников. Например, сообщается , что одним из факторов, способствовавших победе Наполеона в битве при Аустерлице, была путаница между русскими, использовавшими юлианский календарь, и австрийцами, использовавшими григорианский календарь, из-за даты, когда их силы должны были объединиться . Однако эта история не подтверждается рассказом современника, генерал-майора австрийской императорской и королевской армии , рассказывающего о совместном наступлении русских и австрийских войск (в котором он сам принимал участие) за пять дней до битвы , и это напрямую опровергается в книге Гётца о битве (2005) .

Примечания

  1. {{{2}}}. . United States Naval Observatory . Retrieved 15 January 2009
  2. {{{2}}}. by L. E. Doggett. Section 2
  3. The international standard for the representation of dates and times, ISO 8601 , uses the Gregorian calendar. Section 3.2.1
  4. , с. 300.
  5. Паннекук А. Реформа календаря // История астрономии. — Наука, 1966. — С. 233, 236—237. — 592 с.
  6. от 13 февраля 2006 на Wayback Machine (лат.) (фр.) (англ.)
  7. , с. 304.
  8. Kamen, Henry. . — Yale University Press, 1998. — P. 248. — ISBN 0300078005 .
  9. World Digital Library , первый известный южноамериканский печатный документ, изготовленный в 1584 г. Антонио Рикардо, четырёхстраничный эдикт, изданный королём Испании Филиппом II в 1582 г., о переходе с юлианского на григорианский календарь.
  10. Nørby. (29 февраля 2000). Дата обращения: 15 июня 2018. 12 ноября 2019 года.
  11. Fruin (1934), p. 10.
  12. AB. . HLS-DHS-DSS.CH . Дата обращения: 23 февраля 2023. 8 апреля 2019 года.
  13. Moyer (1982).
  14. "Popes, astrologers and Early modern calendar reform". History Has Many Voices . Pennsylvania State University Press. 63 . 2003. doi : . ISBN 9780271090931 .
  15. Morgan. ( MS Word ). , Rome: "Ireland, Rome and the Holy See: History, Culture and Contact", a History Department (1 апреля 2006). Дата обращения: 17 октября 2010. Архивировано из 19 июля 2011 года.
  16. Nørby, Toke. от 12 ноября 2019 на Wayback Machine
  17. Lamont, R (1920). . Popular Astronomy . 28 . Bibcode : . из оригинала 10 декабря 2019 . Дата обращения: 23 февраля 2023 .
  18. Fruin (1934), pp. 10–11.
  19. Mike Spathaky от 11 октября 2014 на Wayback Machine
  20. . Parliament of Great Britain. Дата обращения: 23 февраля 2023. 22 сентября 2022 года.
  21. Sumner 1875, p. 348
  22. См. Държавен вестник .
  23. . Encyclopædia Britannica Online (2007). Дата обращения: 18 марта 2007. 29 апреля 2008 года.
  24. . Історична правда . Дата обращения: 24 июля 2023. 24 июля 2023 года.
  25. Україна від найдавніших часів до сьогодення: Хронологічний довідник. — К., 1995. — С. 261.
  26. . Дата обращения: 15 октября 2012. 5 ноября 2017 года.
  27. (укр.) . Релігійно-інформаційна служба України . Дата обращения: 24 июля 2023. 11 декабря 2022 года.
  28. от 29 июня 2023 на Wayback Machine Religion News, David I. Klein, June 16, 2023
  29. (укр.) . hromadske.ua (10 декабря 2022). Дата обращения: 24 июля 2023. 19 января 2023 года.
  30. (укр.) . Духовний Фронт України (25 ноября 2022). Дата обращения: 11 декабря 2022. 11 декабря 2022 года.
  31. . risu.ua . Дата обращения: 11 декабря 2022. 11 декабря 2022 года.
  32. Коновальчук, Євген (укр.) . Газета Слово про Слово (25 июня 2022). Дата обращения: 25 июля 2023. 11 августа 2022 года.
  33. hdu (укр.) . Християни для України (12 июля 2022). Дата обращения: 24 июля 2023. 11 декабря 2022 года.
  34. (укр.) . ТСН.ua (24 мая 2023). Дата обращения: 24 июля 2023. 24 июля 2023 года.
  35. (укр.) . novyny.live (27 июля 2023). Дата обращения: 27 июля 2023. 27 июля 2023 года.
  36. (укр.) . Українська правда . Дата обращения: 29 июля 2023. 29 июля 2023 года.
  37. Theodossiou, E. Th. (2007). "Demetrios Eginitis: Restorer of the Athens Observatory". Journal of Astronomical History and Heritage . 10 (2): 123—132. Bibcode : .
  38. Barnaba Oriani, De usu fractionum continuarum ad inveniendos Ciclos Calendarii novi et veteris , Ephemerides Astronomicae Anni 1786, Mediolani 1785, pp 132—154
  39. Barsoum (2003)
  40. {{{2}}}. (c. 2010). Diocese of the Armenian Church of America (Eastern)
  41. Ardem A. Tajerian (n.d.). {{{2}}}. CAKE Foundation. Retrieved 7 January 2009
  42. Lankov, Andrei (2005-02-06). . The Korea Times. Архивировано из 17 декабря 2005 . Дата обращения: 27 августа 2017 .
  43. . National Diet Library, Japan (2002). Дата обращения: 19 марта 2007. Архивировано из 3 декабря 2002 года.
  44. . thoughtco.com. Дата обращения: 15 августа 2019. 23 февраля 2023 года.
  45. . The Economist . 2016-12-17. из оригинала 14 октября 2017 . Дата обращения: 23 февраля 2023 .
  46. (англ.) . The Independent (3 октября 2016). Дата обращения: 7 декабря 2019. 3 октября 2016 года.
  47. "The Ethiopian Calendar", Appendix IV, C.F. Beckingham and G.W.B. Huntingford, The Prester John of the Indies (Cambridge: Hakluyt Society , 1961)
  48. M. Heydari-Malayeri, от 16 июля 2011 на Wayback Machine , Paris Observatory.
  49. (.pdf). NATO (2000). Дата обращения: 19 марта 2007. 7 октября 2012 года.
  50. Chandler, David G. // The Campaigns of Napoleon. — New York : Scribner, 1 March 1973. — P. . — ISBN 0-02-523660-1 .
  51. Stutterheim, Karl. . — London : Goddard, 1807. — P. . — «battle of austerlitz.».
  52. Robert Goetz, 1805: Austerlitz: Napoleon and the Destruction of the Third Coalition (Greenhill Books, 2005).

Литература

  • Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М. : Наука . Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — С. 98—105, 300—312. — 478 с. — 105 000 экз. ISBN 5-02-014354-5 .
  • Barsoum, I. A., & Moosa, M. (2003). The scattered pearls: a history of Syriac literature and sciences / by Ignatius Aphram I Barsoum; translated and edited by Matti Moosa; with a foreword by Cyril Aphrem Karim. Gorgias Press.
  • Fruin, R. (1934), Handboek der Chronologie, voornamelijk van Nederland . Alphen a/d Rijn: N. Samson.
  • Lee, Peter H. (Ed.) (1996). . Columbia University Press. ISBN 0-231-07914-1 .
  • Lee, P.H. & de Bary, W. T. (Eds., with Yongho Ch'oe & Kang, H. H. W.) (2000). Sources of Korean Tradition, (Vol. 2). New York: Columbia University Press.
  • Sumner, Charles. (1875). in The Works of Charles Sumner , vol. 11. Boston: Lea and Shepard.

Ссылки

Источник —

Same as Принятие григорианского календаря