Interested Article - Чесноков, Павел Григорьевич

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в ( 12 [24] октября 1877 , Звенигородский уезд Московской губернии 14 марта 1944 , Москва) — русский композитор , хоровой дирижёр , автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье регента церкви при Ивановской ткацкой фабрике. Отец — Григорий Петрович Чесноков, по рождению — крестьянин села Талеж Серпуховского уезда , мать — Марфа Федоровна. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одарённость, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в Московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Александр и, собственно, Павел).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева , Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова . По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора . В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина ).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил «Вторым государственным хором» ( 1917 1922 ), «Московской академической капеллой» ( 1922 1928 ), капеллой Московской филармонии ( 1932 1933 ), был хормейстером Большого театра [ нет в источнике ] . С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории . После 1928 года был вынужден оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Захоронение П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространённой версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма [ источник не указан 2578 дней ] . Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 уч.) . С начала 2000-х годов делались попытки [ кем? ] получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева . Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова , «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского ; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж. Г. Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин , хормейстер — Борис Тараканов).

Список сочинений

Внешние медиафайлы
Аудиофайлы
. Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).
. Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).
Видеофайлы
. Исполняют: Д. А. Хворостовский (баритон) и хор «Мастера хорового пения» под управлением Л. З. Конторовича.
. Исполняют: Дивна Любоевич (сопрано, руководитель хора) и хор «Мелоди».

Музыкальные произведения с номером опуса

  • Ор. 1 . Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2 . Три хора для женских или детских голосов и фортепиано (1907)
  • Ор. 3 . Четыре песнопения литургии и всенощного бдения
  • Ор. 4 . Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6 . Песнопения Триоди постной
  • Ор. 7 . Три песнопения литургии и два концерта
  • Ор. 8 . Пять песнопений литургии
  • Ор. 9 . Сочинения и переложения для женского хора (1906—1907)
  • Ор. 10 . Пять песнопений литургии
  • Ор. 11 . Пять песнопений всенощного бдения
  • Ор. 12 . Панихида № 1 (1907)
  • Op. 13 . 3 хора для смешанных голосов
  • Ор. 14 . Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15 . Песнопения литургии (1908)
  • Ор. 16 . Песнопения литургии (1908)
  • Ор. 17 . Песнопения всенощного бдения
  • Ор. 18 . Богородичны-догматики 8-ми гласов
  • Ор. 19 . Бог Господь. Воскресные тропари 8-ми гласов
  • Ор. 20 . Прокимны, Всякое дыхание, Свят Господь 8-ми гласов
  • Ор. 21 . Всенощное бдение (1909):
  • Ор. 22 . Задостойники на Господские и Богородичные праздники, знаменного распева (1909)
  • Ор. 24 . Литургия Преждеосвященных Даров (1909—1910)
  • Op. 25 . Десять причастных (1909—1910)
  • Op. 27 . Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди
  • Ор. 28 . Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29 . Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30 . Песнопения из отпевания мирян (1910)
  • Ор. 31 . Три хора для смешанных голосов (1910)
  • Ор. 32 . Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 33 . Песнопения литургии и всенощного бдения
  • Ор. 34 . Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35 . Три хора для смешанных голосов
  • Op. 37 . Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди
  • Op. 38 . Три песнопения литургии
  • Ор. 39 . Панихида № 2 (1913)
  • Ор. 40 . Шесть пьес для смешанных голосов (1914)
  • Ор. 41 . Ектении для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42 . Литургия святого Иоанна Златоуста (1914):
  • Ор. 43 . Ко Пресвятей Владычице (1915)
  • Ор. 44 . Всенощное бдение (1915):
  • Ор. 45 . Во дни брани (1915)
  • Ор. 46 . Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны (1915)
  • Ор. 47 . Ирмосы воскресные 8-ми гласов, сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48 . Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49 . Ко Господу Богу (1918)
  • Ор. 50 . Литургия, обычного напева (1918)
  • Ор. 50а . Всенощная, обычного напева
  • Ор. 52 . Три русских песни для смешанных голосов
  • Op. 53 . Четыре песнопения (1926)
  • Op. 54 . Литургия святого Иоанна Златоуста
  • Ор. 55 . Пять русских песен для смешанных голосов

Музыкальные произведения без номера опуса

  • 60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов (1912)
  • Часы святой Пасхи (1917)
  • «Потоп» («Небо и Земля») — одноактная опера (поэма) на либретто композитора по Дж. Г. Байрону ( 1917 , первое исполнение — 1919 ).

Литературное наследие

Примечания

  1. Дата обращения: 21 февраля 2021. 29 декабря 2021 года.
  2. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М. : Моск. рабочий, 1991. — С. 177.
  3. Координаты захоронения:

Литература

  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. — М.: «Советский композитор», 1974. — С. 44-69.
  • // «Мир Православия». — № 10 (115). — 2007!
Источник —

Same as Чесноков, Павел Григорьевич