Interested Article - Иванов, Порфирий Корнеевич

Порфи́рий Корне́евич Ивано́в (также наиболее известен как « Па́ршек » и «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли» ; 8 [20] февраля 1898 , село Ореховка , Славяносербский уезд , Екатеринославская губерния , Российская империя — 10 апреля 1983, хутор Верхний Кондрючий , Свердловский район , Ворошиловградская область , СССР ) — создатель оздоровительной и духовной системы, распространённой преимущественно на территории бывшего СССР. Основатель нового религиозного движения ивановцев .

С 35 лет Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой , одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любую стужу и мороз. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе, распространял своё учение. «Эксперимент» Иванова продолжался на протяжении 50 лет .

Биография

Родился в ночь с 7 (19) февраля на 8 (20) февраля 1898 года в селе Ореховка , на Луганщине в многодетной семье шахтёра . Имя дали по святцам , в честь преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). В семье было 9 детей, Порфирий был старшим из 5 сыновей . Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году ). С 12 лет стал батрачить, с 15 лет работал на шахте .

В 1917 году был призван в Русскую армию , но не воевал из-за перемирия и был демобилизован в 1918 году . После демобилизации в 1918 году женился на Ульяне Фёдоровне Городовиченко , и вскоре у них родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году) . Она умерла 3 июля 1974 года от тяжёлой травмы, полученной после падения с высокого сеновала. Иванов тяжело переживал смерть жены .

В 1920-е годы сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.

В 1928 году переехал с семьёй в город Красный Сулин , где жил до 1975 года (за исключением 1931—1933 гг., когда, согласно сведениям его последователей, жил с семьёй в городе Армавире ) .

25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал носить круглый год только одни длинные трусы. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи .

В 1935 году Иванов был задержан сотрудниками милиции на центральном базаре г. Ростова, где занимался пропагандой своего учения. Он был доставлен в буйное отделение ростовской психиатрической больницы, где был признан психически больным с записью в медицинской карте диагноза « шизофрения » . Врачебно-трудовая экспертная комиссия города Ростова вынесла решение об определении Иванова инвалидом первой группы . По этой причине в ходе Великой Отечественной войны он не призывался в армию .

Во время захвата вермахтом Красного Сулина Иванов находился на оккупированной территории , где немцы проводили над ним опыты по переносимости холода .

14 февраля 1943 года были освобождены от немцев Ростов-на-Дону и Красный Сулин . В боях за освобождение Ростова погиб старший сын Иванова, Андрей . Иванов считал, что в поражении Германии в войне есть и его заслуга, так как он «просил природу, чтобы победил русский солдат» .

13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР — антисоветская агитация . 14 апреля 1951 года Особым Совещанием при МГБ СССР направлен на принудительное лечение в соединении с изоляцией . Содержался во всех трёх существовавших в то время специальных психиатрических больницах тюремного типа МВД СССР — в Ленинграде ( Ленинградская специальная психиатрическая больница тюремного типа ) , Чистополе и Казани ( Казанская тюремная психиатрическая больница НКВД СССР ) (примерно по году или более в каждой). Перед высылкой в Ленинградскую СПБ содержался в Таганской тюрьме .

Иванов был освобождён 29 ноября 1954 года . По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года был реабилитирован в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» .

23 мая 1964 года Иванова арестовали в Бобринецком районе Кировоградской области (Украина), было возбуждено уголовное дело по статье 143 часть 2 УК Украины (мошенничество) . 1 сентября 1964 года отправлен на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского , где признан невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведённое на Иванова по ст. 143 ч.2 УК Украины, было прекращено . Через Бутырскую тюрьму г. Москвы направлен на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу МВД , где содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года . Затем переведён в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. По решению Красносулинского суда окончательно освобождён весной 1968 года.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрю́чий ( Свердловский район Луганской области ) его учениками был построен так называемый «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года.

В 1979 году Иванов создаёт «Гимн „Слава жизни“» — 8 строк, которые, по словам Иванова и последователей, в сжатом виде выражают суть учения .

20 февраля 1982 года вышла статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале « Огонёк » (№ 8, 1982) . По заданию редакции автор статьи журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. Дата выхода журнала совпала с днём рождения Иванова — ему исполнилось 84 года. После выхода статьи в « Огоньке » в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — « Детка » .

Порфирий Иванов скончался утром 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет у себя дома на хуторе Верхний Кондрючий. Его похоронили на четвёртый день на краю хуторского кладбища, напротив усадьбы, где он жил .

По мнению тележурналистов Грачёва и Иващенко, авторов документального фильма Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», нельзя точно сказать, что стало причиной смерти, поскольку вскрытие не проводилось. Они отмечают, что к врачам Иванов не обращался принципиально. В то же время в своих последних дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. По предположению авторов фильма, возможно, ногу поразила гангрена от переохлаждения , или это были последствия содержания в психиатрических больницах .

Дополнения из автобиографии

Ниже приведены примеры непроверяемых или пока недоказанных сведений из жизни П. К. Иванова, которые неоднократно были описаны самим Ивановым в его дневниках, зафиксированы в его воспоминаниях, а в некоторых случаях дополнительно засвидетельствованы очевидцами событий.

До 35 лет Иванов жил как большинство окружающих его людей: пил, курил, любил азартные игры, дрался . В 1928 году, уже будучи женатым и имея двух детей, был осуждён на два года по статье 169 (мошенничество, за неуплату патентного налога). Отбывал наказание на лесоповале в Архангельской области и за ударный труд был освобождён досрочно через 11 месяцев .

Коренная перемена в жизни Иванова происходит 25 апреля 1933 года. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что возможно он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым .

Весной 1934 года из-за серьёзного конфликта с начальством Иванов был уволен без права устроиться на работу в течение 6 месяцев. Этот период вынужденной безработицы (май-октябрь 1934 года) Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходит по Донбассу и стремится научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов приходит к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начинает практику целительства. Методику вырабатывает сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убеждают его в правильности выбранного пути и заставляют идти дальше. Зимой 1934—1935 гг. после исцеления парализованной женщины, которая не ходила ногами 17 лет, Иванов принимает решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и зимой. С весны 1935 года Иванов принципиально отказывается не только от обуви, но и от одежды (всегда, в том числе и зимой, ходит босой, в одних трусах) .

В ноябре 1936 года Иванов повёз личное письмо с политическими предложениями в Москву на VIII Всесоюзный съезд Советов , на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению в проекте новой (сталинской) Конституции не были учтены права заключённых и умалишённых . В Москве на Красной площади Иванов, без документов, обнажённый и босой, был задержан милицией и доставлен сначала на Лубянку, где с ним беседует глава НКВД Ежов , а затем в следственный изолятор Матросская тишина . Диагноз Ростовской психиатрической больницы, поставленный Иванову в начале 1936 года, спас ему жизнь. Через 67 суток под конвоем и в одежде он был доставлен к месту жительства .

Зимой 1937 года Иванов был арестован сотрудниками НКВД города Моздок как «диверсант». Проверялся на закалённость: при 17 градусах мороза длительное время обливали водой из колодца. Через 3 месяца был отпущен с извинениями .

Во время войны осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом Паулюсом во время дислокации его штаба в Красном Сулине. Результатом встречи был охранный документ на немецком языке, выданный Иванову, за подписью Паулюса . В документе говорится, что Иванов «представляет интерес для мировой науки» . Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванов 27 суток испытывался в днепропетровском гестапо (закапывали голого в снег, ночью под 22 ноября в сильный мороз возили раздетым на мотоцикле по улицам Днепропетровска ) .

В декабре 1943 года, когда итог войны был фактически предрешён, Иванов поехал к Сталину с политическим предложением заключить мир с Германией . Однако голого человека зимой на вокзале, утверждающего, что он прибыл с политическими требованиями, милиция доставила в Институт судебной психиатрии им. Сербского , где он находился около 100 дней. В Институте Сербского Иванов беседовал с профессором И. Н. Введенским , и предложил ему взять на себя миссию переговорить со Сталиным о мире. На что профессор ответил, что его (Введенского) за это или расстреляют, или сюда, в Институт, самого положат .

Поздней осенью 1948 года (23 ноября — 5 декабря), в год своего 50-летия и 15-летия своей идеи, Иванов осуществил экстремальный эксперимент — проход от Туапсе до Сочи вдоль берега Чёрного моря. В своих записях и рассказах Иванов утверждал, что начинался проход во время 12-балльного шторма на море, и 12 суток он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и жилого дома .

25 апреля 1975 года Иванов отмечает 42 года своей идеи поездкой большой группой людей на Чувилкин бугор (место недалеко от родного села Ореховка, с которым Иванов связывал начало своей идеи). Затем он устраивает обед в Ореховке, на который приходит много односельчан. Иванов говорит, что на Чувилкином бугре родится новый человек («Сын»), который сыграет большую роль в будущем. Многие последователи считают рождением «Сына» 15 июля 1975 года .

4 ноября 1975 — 5 марта 1976 года Иванова изолируют на период работы XXV съезда КПСС , куда он написал обращение и собрался ехать. Его ссаживают с поезда, идущего в Москву, и помещают в Новошахтинскую психбольницу. Условия содержания в психбольнице оказались настолько жёсткими, что Иванов был доведён до состояния, близкого к смерти. Непрерывные просьбы родственников и последователей об освобождении были удовлетворены только на следующий день после закрытия съезда . Иванов был выписан под расписку в крайне тяжёлом состоянии под опеку Валентины Леонтьевны Сухаревской (ближайшей последовательницы Иванова, ещё начиная с 1950-х годов) и перевезён на хутор Верхний Кондрю́чий . Будучи на свободе, Иванов через трое суток возвращается к привычному распорядку дня, но из-за сильных болей в правой ноге заменяет пробежки ходьбой. Врач Новошахтинской психбольницы приезжает засвидетельствовать выздоровление .

В 1978 году Иванов ставит эксперимент по длительному воздержанию от пищи и воды. Вместе с Валентиной Сухаревской они пять месяцев обходятся без пищи, из них длительные сроки времени без воды. В этот период в дневниковых записях Иванова появляются слова, которые легли потом в основу «Гимна» (8 строк, которые в сконцентрированном виде, согласно Иванову, выражают суть его идеи) .

25 апреля 1979 года в день праздника идеи, в ожидании большого наплыва последователей, хутор Верхний Кондрючий, где жил Иванов, был оцеплен милицией и приезд к нему людей был невозможен. Самого Иванова бессрочно сажают под домашний арест (запрещают принимать людей и покидать территорию дома далее 30 метров). Домашний арест, продолжавшийся более 3 лет, был отменён после выхода большой статьи о П. К. Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале « Огонёк » .

В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провёл в изоляции 12 лет (спецбольницы МВД , тюрьмы, психбольницы, домашний арест) .

Другие свидетельства

Ранние годы

Религиовед Кнорре Б. К. пишет, что во времена своей юности « Иванов отличался задиристым, даже хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях в качестве первого заводилы („битка“) » . По данным Б. К. Кнорре, Иванов отбывал срок в тюрьме за кражу сапог . Во время революционных событий , как отмечает Кнорре, Иванов « проникся симпатией к большевикам , пытался изучать марксистскую литературу , участвовал в коллективизации и даже закрытии церквей , был принят в компартию » . (По словам самого Иванова, которые приводят его сторонники, в 1928 году он был только кандидатом в члены ВКП(б) и выбыл из кандидатов в том же году, так как не сообщил в местную ячейку партии о своём переезде на новое место жительства ).

25 апреля 1933 года — «харизматическое пробуждение»

Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что в молодости Иванов « ничем не выделялся из числа своих сверстников, ничто не предвещало его будущую аскетическую и пророческую линию жизни. Но вот 25 апреля 1933 г., в возрасте 35 лет, Иванов пережил духовный перелом и стал задумываться о смысле человеческого существования, искать его в единении с Природой и в отказе от „неестественных“ потребностей в пище, одежде и жилище » . По словам Иванова, у него « Природою родилось сознание » . Духовный перелом в жизни Иванова Балагушкин определяет как « харизматическое пробуждение », явление многократно наблюдавшееся и описанное, но ещё далеко не полностью изученное и понятное .

Религиовед А. А. Радугин рассматривает историю харизматического пробуждения более подробно . Он анализирует ранние автобиографические работы Иванова (в частности, дневник «История и метод моей закалки», 1951), из которых следует, что « зёрнушко Идеи о необходимости познания Природы и самозащиты от неё » зрело у Иванова ещё с самого детства, с 7-летнего возраста, когда у него на глазах погиб от вихря в степи его родной дед. В 35-летнем возрасте важную роль сыграла встреча Иванова с человеком, который ходил зимой без шапки и не боялся морозов, простуд и заболеваний. Иванов пишет: « Меня вдруг озарила мысль, что человек закалённый может не бояться Природы. В самом человеке есть силы сопротивляться Природе, и что эти силы и я, и каждый человек может и должен иметь и развивать ещё дальше » . Далее, Радугин обращает внимание, что существенную роль в харизматическом пробуждении сыграли « вещие сны » .

Религиовед Б. К. Кнорре , а также коллектив авторов — религиовед , историк И. Н. Федотова и И. В. Шавкунов в своих работах описывают другую версию, согласно которой Иванов в 1933 году или «в раннем возрасте» заболел раком и обливался водой на сильном морозе с целью умереть от переохлаждения , однако остался жив и выздоровел . Эта же версия излагается в документальном фильме Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», но с оговоркой, что возможно это «миф», придуманный последователями Иванова .

Последующие годы

Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что последующие 50 лет своей жизни Иванов « демонстрировал несомненно крупнейшие достижения (если не считать йогов и подобных им носителей паранормальных способностей) в деле овладения поистине космическими возможностями человеческого организма » . По мнению Балагушкина демонстрируемые Ивановым « феноменальные аскетические подвиги » являются иллюстрацией пропагандируемой им модели « нового природного человека » и основным аргументом о возможности реализации этой модели в жизни всех людей . По оценке Балагушкина Иванов стал « наиболее видным и влиятельным лидером неоязычества » .

Религиовед А. А. Радугин , отмечая значительные личные достижения Иванова в закаливании организма, обращает также внимание на то, что Иванов стремился научить этому других людей, чтобы они были здоровыми людьми, « живущими в согласии с Природой » . Иванов занимался целительством. По мнению Радугина свидетельства многих людей подтверждают факт, что Иванов добивался больших результатов в исцелении больных. « Слава о его чудесных способностях распространилась по всему Советскому Союзу и к нему приезжали больные со всей страны » .

Религиовед В. В. Мильков отмечает, что Порфирий Иванов за выдающиеся способности и огромный авторитет был назван « русским богом » . Мильков считает Иванова основателем самого многочисленного направления современного неоязычества . По мнению Милькова Иванов « не противопоставлял себя христианству, но был совершенно свободен от догм, личным примером утверждая доброжелательность, открытость, отказ от лжи и лицемерия, умеренность в потреблении благ » .

Документальные материалы

Известно около 300 рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период 1933—1983 гг. и множество его писем . Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов .

Иванов имел только начальное образование (4 класса церковно-приходской сельской школы , оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы .

Большинство дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным) , а также отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ .

После выхода в свет большой статьи о П. К. Иванове в журнале « Огонёк » (№ 8, 1982) Иванов написал одно из последних своих писем, содержащее «Детку» — его 12 советов здоровья. Эти советы оформлены на одном листке и представляют собой практическую часть учения Иванова — кодекс нравственно-оздоровительного образа жизни . В настоящее время « Детка » опубликована во многих статьях и книгах об Иванове.

Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.

  • Самый первый 10-минутный фильм для широкого показа, смонтированный только из документальной кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова, вышел в 1987 году .
  • В 1993 году киностудией Центрнаучфильм выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь» (режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).
  • Начиная с 2006 года , на телевидении по Первому каналу , а также по телеканалам « Россия », РТР-Планета , 5 каналу и телеканалу « Моя планета » неоднократно демонстрировались фильмы «Порфирий Иванов. 12 заповедей» и «Бог моржей. Порфирий Иванов» (первый фильм снят по заказу Первого канала, второй — по заказу телеканала «Россия»).
  • В 2012 году Первый канал представил документальную ленту «Холод. В поисках бессмертия» . Центральное место в фильме уделено личности и учению П. К. Иванова.

Имеются также другие документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства очевидцев и т. п.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы (тексты, фото, видео, аудио) переведены в цифровую форму , опубликованы в сети Интернет , где находятся в свободном доступе.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрю́чий ( Украина , Луганская обл. , Свердловский р-н ) был построен Дом (ул. Садовая, д. 58), где последние 7 лет жил и принимал посетителей П. К. Иванов . В настоящее время Дом также открыт для приезда людей . Недалеко от хутора Верхний Кондрючий в краеведческом музее города Свердловск экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению П. К. Иванова .

Мнения

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства . Наблюдается сходство с традициями даосизма , йоги , буддизма . При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций .

В современном движении последователей Иванова ( ивановцах ) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания , оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения . Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства . В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение . Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым .

Положительные оценки

Религиовед С. И. Иваненко относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных» .

Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем .

Критика

Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь .

Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию» , а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма» , «религиозно-мистический культ» , «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „ языческим “, оккультно -мистическим характером» . Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе» . По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями» .

Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов " был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность. Православный исследователь сект и историк- медиевист А. Л. Дворкин характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого .

Религиовед Б. К. Кнорре считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии» . По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: « Они в труде хлеб едят, лучше его не есть » отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от „ненужного“ труда» . По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова» .

В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма » ( Уральская академия государственной службы , 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)» .

События

По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года Иванов П. К. был реабилитирован в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» .

В 2009 году Администрация города Красный Сулин совместно с городскими СМИ запустила проект «Имя Сулин» — выбор человека, внёсшего наиболее значительный вклад в историю города . На первом этапе в местных газетах были опубликованы статьи о 40 известных людях, имеющих отношение к истории Красного Сулина. Среди известных людей был назван П. К. Иванов, «создатель всемирно признанной системы оздоровления человека „ Детка “» , проживший в этом городе более сорока лет (1934—1975). О нём была опубликована статья «Феномен Порфирия Иванова» . На втором этапе, основываясь на итогах голосования красносулинцев, оргкомитет проекта определил список из 12 участников, в число которых вторично вошёл П. К. Иванов.

Библиография

  • . — Днепропетровск: Пороги, 1993. — 19 с. (первое издание — 1951 года, Ленинград)
  • — Пример тетради П. К. Иванова (фотокопия рукописи и параллельный печатный текст).
  • — Одна из самых последних тетрадей П. К. Иванова
  • Иванов П.К. Труды / Составитель и рецензент Сопроненков А.Н. — М. : Кокон, 1992. — 288 с.
  • Глава V. Труды и письма Учителя // Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей / Сост. О.Г. Быков, Н.М. Быкова. — М. : Российское право, 1992. — С. 169—284. — 286 с.
  • // Учитель Иванов: Надо изменить поток сознания людей / Сост. О. Г. Быков, Н. М. Быкова. — 2-е изд. — СПб. : Комета, 1994. — 286 с.

Примечания

  1. , с. 53.
  2. , с. 43, 105.
  3. , с. 251.
  4. , с. 261—268.
  5. , с. 61.
  6. .
  7. , с. 59—115.
  8. .
  9. , с. 476.
  10. , с. 222.
  11. , с. 6.
  12. , с. 63.
  13. , с. 245.
  14. , с. 6.
  15. , «Родители Порфирия — Корней Иванович и Матрёна Григорьевна имели девять детей. Порфирий был старшим из пяти сыновей»., с. 21.
  16. , Цитата П.К.Иванова: «Наша семья состояла из одиннадцати душ, из них девять детей и мать с отцом. А Паршек – самый старший сын от всех пятерых сыновей». T.1. C.36.
  17. , «Своих детей у них с Корнеем народилось девять душ, пять мальчиков и четыре девочки». Порфирий – «старший из сыновей Корнея Ивановича»., с. 7.
  18. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine // Сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района .
  19. , «C 1906 по 1910 годы Порфирий учился (весьма посредственно) в местной церковно-приходской школе при Покровском храме»., с. 26.
  20. , Цитата П.К.Иванова: «И в 12 лет мне пришлось бросить школу: считали, что по хозяйству заниматься некому. Четыре класса всего прошёл — и это было всё чужое». T.1. C.39.
  21. , «Осень 1909 — весна 1910 года — начало трудовой жизни (Паршеку 12 лет). Дядя Фёдор Иванович забирает его из школы и определяет на работу по хозяйству»., с. 537.
  22. , с. 246.
  23. : «С 12 лет Порфирий батрачил, в 15 начал работать в шахте».
  24. : «В 1917 году его призвали в царскую армию.».
  25. : «Порфирий Иванов женился в 1918 году – короткий период затишья между революцией и Гражданской войной. Его избранницей стала тихая девушка из соседнего села Ульяна Городовиченко. [...] Ульяна терпела все выходки мужа. Она привыкла к его длительным отъездам, смирилась с репутацией жены пьяницы и картёжника. С терпением она отнеслась и к странным переменам в жизни мужа.».
  26. : «Вскоре после женитьбы в семье Ивановых появилось 2 сына.».
  27. : «В 1974 году заболела жена Порфирия Иванова. Она получила тяжёлую травму: во время укладки сена упала с высокого сеновала. Порфирий был неуклонен: Ульяна должна была попросить его, как и все. Но она так и не смогла назвать своего мужа "Учителем". Порфирий ничем не смог помочь своей жене. Она так и не оправилась от болезни и в том же году умерла. Смерть жены Порфирий Иванов переживал трудно.».
  28. .
  29. , с. 64.
  30. от 27 февраля 2007 на Wayback Machine . Источник: История Паршека. — 1-е изд. — Воронеж, 1991.
  31. : «В 1935 Порфирия задержали на центральном базаре Ростова, где он привычно пропагандировал свою идею. 38-летнего Порфирия Иванова признали психическим больным и сопроводили в буйное отделение ростовской психбольницы. Там ему поставили диагноз "шизофрения". Через 2 месяца он уже вышел из больницы. [...] Диагноз "шизофрения" записан в его медицинской карте с 1935 года.».
  32. : «Из-за психического расстройства Иванова на фронт не призвали».
  33. : «Ещё до войны вместе с семьёй он переехал в село Красный Сулин. В самом начале 1942 года в это село пришли немцы. Порфирий не спрятался в подвале, он продолжал ходить босяком по снегу. Немцы стали над ним издеваться: катали на мотоцикле в сильный мороз, закапывали в сугроб, запирали в конюшне на ночь. Но ничего не брало целителя: его тело было всё красное, и от него валил пар. После этого появилась охранная грамота от Паулюса, в которой было написано, что Порфирий Иванов представляет интерес для науки, и что его нельзя обижать.».
  34. : «из дневника П.К.Иванова «Низко кланяюсь и прошу вас, люди…»: «Я встречался с Паулюсом . Он меня спросил: «Кто победит?» — Я ответил: «Сталин». Он ознакомился с моей идеей и выдал мне новую справку, переписав с прежнего русского шрифта на немецкий и приложил к ней гербовую печать. Этой справкой я и спасался в ихнем режиме. Немцы, видя ко мне такое отношение со стороны Паулюса, кричали: «Гут, пан!». А немецкие офицеры решили показать меня в Берлине. Посадили меня в вагон вместе с вербованными и повезли… Но я терпел не зря! Я просил природу, чтобы русский солдат взял над немцами верх. Так оно и получилось! Природа услышала мою просьбу и помогла русскому солдату заиметь такую силу, чтобы немца одолеть. Немецкая армия потеряла своё превосходство под Москвой и покатилась назад. 27 суток я сидел в гестапо и всё это время делал всё, что было необходимо для нашей победы. Моя мысль лазила у Гитлера в голове, заглазно пробуждала в нём то, что нужно было для победы над фашистской Германией. Фашистские начальники - политики хитрые, спрашивали у меня: «Кто победит?» — Я отвечал: «Сталин». Немец проиграл войну и в этом есть заслуга и Паршека [так себя называет Иванов], который просил природу, чтобы победил русский солдат».».
  35. : «В дни оккупации немцы закапывали его в снег, а когда разгребали сугроб, видели, что от его тела шёл пар».
  36. от 4 июля 2020 на Wayback Machine .
  37. На момент ареста П. К. Иванова в 1951 году в СССР действовали 3 тюремные психиатрические больницы: Казанская (на 600 мест), Ленинградская (на 1000 мест) и Чистопольская (на 250 мест). Источник: 14 июля 2007 года. .
  38. Слюсаренко А. В. , свящ. «Культ Порфирия Иванова: история, учение, последние тенденции развития» / автореф. дисс… канд. богословия . — М.: ПСТГУ , 2013. — 21 с. — «С 1951 по 1953 г. Иванов находился на принудительном лечении в спецбольницах МВД в Москве, Ленинграде, Чистополе и Казани».
  39. «Бог моржей. Порфирий Иванов». Фильм телеканала Россия — « Из 85 лет своей жизни 12 он провёл на принудительном лечении в психиатрических больницах Москвы, Ленинграда, Одессы, Казани, Ростова ». (27:18)
  40. , Глава «Ленинградская специальная психбольница». Т. 1. С. 238—246.
  41. , Годам изоляции 1951—1954 гг. посвящены страницы 190—201, 544—545.
  42. от 21 сентября 2013 на Wayback Machine // Татар-информ, 7.12.2007 — «В 1950 году здесь находился на излечении известный целитель Порфирий Иванов».
  43. : «Ростов, Казань, Москва, Новошахтинск – география его пребывания в психушках».
  44. от 3 сентября 2009 на Wayback Machine // Музеи Татарстана — «С 23 марта 1953 г. по 29 октября 1954 г., осуждённый по статье 58-10, часть I УК РСФСР „Антисоветская агитация“, находился на лечении в Казанской специальной психиатрической больнице МВД. Вторично в этой психиатрической больнице он находился с 13 февраля 1965 г. по 4 мая 1967 г. (был осуждён по статье 143 УК РСФСР)».
  45. .
  46. от 20 сентября 2017 на Wayback Machine // Эхо Москвы, 04/06/2015.
  47. П. К. Иванов был реабилитирован на основании статьи 3 (пункт г) и статьи 5 (пункт а) Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 ноября 1991 года от 4 июля 2020 на Wayback Machine . Соответствующие статьи от 25 января 2010 на Wayback Machine гласят:

    Статья 3.

    Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
    г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
    Статья 5.
    Признаются не содержащими общественной опасности ниже перечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за:
    а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

  48. от 14 февраля 2010 на Wayback Machine . Текст ст. 143 ч.2 УК Украины в переводе на русский язык:

    Статья 143 часть 2 Уголовного кодекса Украины: «Мошенничество, причинившее значительный ущерб потерпевшему, а равно совершённое по предварительному сговору группой лиц или повторно, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации».

  49. Документ: ( Бутырская тюрьма , г. Москва). Фотокопия карточки приведена в книге История Паршека: В 2 т. (Сост. Пичугина Н. А.). — 2-е изд. — Самара: 1994. — ISBN ISBN 5-86611-002-4 (Т. 1, блок фотографий после стр. 480).
  50. : «Из села Красный Сулин он переехал на хутор Верхний Кондрючий.».
  51. .
  52. .
  53. , с. 266—267.
  54. .
  55. , с. 499.
  56. : «Порфирий Иванов умер на 86-м году жизни. Нельзя точно сказать, что именно стало причиной его смерти. Вскрытие не проводилось. К врачам Порфирий не обращался принципиально. Но не задолго до смерти в своих дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. Возможно, ногу поразила гангрена от переохлаждения. Возможно, это были последствия лечения в психиатрической больнице. Ясно одно: Порфирий Иванов считал свою систему рецептом бессмертия, но этот рецепт не сработал.».
  57. : «Паршик – так его прозвали в деревне – много пил, был заядлым картёжником. Ни женитьба, ни рождение 2 сыновей на него никак не повлияли.».
  58. от 18 декабря 2008 на Wayback Machine . Эпизод о поездке на VIII съезд Советов (см. таймер фильма 20:23)
  59. Эпизод об охранном документе Паулюса (см. таймер фильма 19:50). Архивировано из 27 июля 2010 года.
  60. : «Из новошахтинской психиатрической больницы МВД 77-летний Порфирий Иванов вернулся едва живым. Его держали зимой в изоляторе без батарей. Он спал на голой сетке без матраса и одеяла в каменном помещении. Он умолял только о прогулках. Во время прогулок он мог бы восстанавливаться, тогда как в этом каменном мешке высасывались все силы. Ему кололи мышьяк в ногу, выкачивали спинномозговую жидкость.».
  61. : «В 77 лет организм очень тяжело поддаётся восстановлению. Но уже через 2 дня Порфирий Корнеевич вернулся к своему многолетнему распорядку дня. Только пробежки теперь пришлось заменить ходьбой. Из-за множества уколов правая нога начала сильно болеть. Через 2 дня приехал лечащий врач зафиксировать смерть. Увидев в дверях Порфирия, он упал в обморок.».
  62. : «После случая в Новошахтинске Порфирия Иванова на психиатрическое лечение больше не направляли, но он продолжал находиться под контролем. В 1979 году, когда количество его последователей уже исчислялось тысячами, Порфирию Иванову запретили принимать людей. Запрет сняли только после публикации о нём статьи в "Огоньке". Но наложили новый запрет – не отходить от дома дальше, чем на 30 метров.».
  63. , с. 60.
  64. : «Всего в психиатрических больницах Порфирий провёл 12 лет. Ростов, Казань, Москва, Новошахтинск – география его пребывания в психушках».
  65. , с. 246: «Поворотным моментов в жизни Иванова оказалось онкологическое заболевание. Потеряв в 1933 г. надежду на выздоровление, бывший «биток», если верить его словам, решает ускорить свои смерть — умереть не от рака, а от простуды и начинает обливаться и ходить раздетым в мороз. Но это даёт обратный эффект — Иванов начинает чувствовать облегчение от смертельной болезни. Безнадёжно больной воспринимает своё выздоровление как особое осознание сущности природных сил: «Я пошёл в природу, чтобы найти там смерть, а нашёл жизнь... живые силы неумираемого характера» (здесь и далее цитаты даются в редакторской обработке последователей Иванова. — Прим. сост. )».
  66. , с. 136: «Случилось так, что в раннем возрасте он заболел раком. Болезнь была неизлечима, и Порфирий, решив расстаться с жизнью, выбрал один из наиболее быстрых, по его представлению, способов оставления тела. Он вышел на улицу в мороз и решил замёрзнуть, а чтобы это произошло быстрее, он вылил на себя ведро холодной воды. Умереть не получилось, но болезнь отошла.».
  67. : «По словам последователей Иванова, "озарению" их Учителя предшествовала его болезнь – раковая опухоль руки. Когда рак был уже неоперабелен, Иванов с отчаяния решил ускорить свою смерть. Вышел на улицу в сильный мороз раздетым, чтобы замёрзнуть и простудиться. Но, вопреки ожиданиям, не заболел. На следующий день Иванов эксперимент повторил, вдобавок ещё и вылил на себя ведро ледяной воды. Но опять безрезультатно. Он проделывал это ещё несколько раз, но так и не заболел. Напротив, почувствовал себя лучше. Продолжив такое "закаливание", Иванов вскоре совсем выздоровел. (Возможно, эта история уже из разряда "мифов" и придумана последователями учения Порфирия Иванова).».
  68. , с. 200.
  69. , с. 135.
  70. , с. 295.
  71. , с. 62.
  72. Серия: Рождение нового человека в природе. — Свердловск-6, 1990-е годы (около 100 выпусков).
  73. . — Пример тетради П. К. Иванова (фотокопия рукописи и параллельный печатный текст).
  74. . Первая страница дневника Иванова «Закалка и люди», 1967.
  75. от 22 октября 2013 на Wayback Machine . Самый первый любительский 10-минутный фильм о П. К. Иванове.
  76. . Центрнаучфильм , 1993. Архивировано из 19 марта 2014 года.
  77. от 31 января 2009 на Wayback Machine . Первый канал (анонс фильма и рекламный видеоролик Первого канала, 26 сек). от 27 сентября 2009 на Wayback Machine . от 23 сентября 2009 на Wayback Machine .
  78. от 18 декабря 2008 на Wayback Machine . Первый канал (фильм, 52 мин.). Фильм демонстрировался на Первом канале : 7.11.2006, 17.02.2007, 26.08.2009, на телеканале «Время»: 15.09.2011
  79. от 3 сентября 2009 на Wayback Machine . Телеканал «Россия» (анонс фильма).
  80. от 27 июля 2010 на Wayback Machine . Телеканал «Россия» (фильм, 39 мин.). Фильм демонстрировался на РТР : 9.09.2006, 24.06.2007, на РТР-Планета : 28.06.2007, 13.10.2010, на 5 канале : 24-25.05.2010, на телеканале « Моя планета »: 8.05.2011
  81. от 20 февраля 2012 на Wayback Machine . Первый канал (анонс фильма и рекламный видеоролик Первого канала, 40 сек). Фильм демонстрировался на Первом канале : 7.02.2012, 27.02.2012, 6.08.2012 (за рубежом)
  82. от 13 сентября 2009 на Wayback Machine . Портал города Свердловск (Украина, Луганская область) .
  83. . Музеї України. Архивировано из 15 июля 2011 года.
  84. , с. 61—72.
  85. , с. 345.
  86. , с. 1188.
  87. , с. 65.
  88. , с. 113.
  89. , с. 97.
  90. .
  91. , с. 707.
  92. Иваненко С. И. от 18 мая 2015 на Wayback Machine // от 29 апреля 2013 на Wayback Machine — М.: РОИР, 2005. — 564 с.
  93. , с. 14.
  94. .
  95. .
  96. , с. 98.
  97. : «Не трудно увидеть, что основатель движения был в самой крайней степени прелести и все «силы» черпал из тёмного демонического источника. Лучше всего это показывают его тексты.».
  98. .
  99. , с. 251.
  100. , с. 257.
  101. (рус.) . 24 июня 2021 года.
  102. (недоступная ссылка) // krsulin.ru
  103. // Газета «Теле-всё», № 11(15) 18.03.2009, с. 4.
Комментарии, цитаты
  1. Андрей, в отличие от младшего сына Якова, стеснялся своего отца и по сути отказался от него. Ещё до войны сменил своё отчество, стал Андрей Павлович . В списках погибших он так и числится: от 11 февраля 2017 на Wayback Machine .
  2. Священник Гумеров, приводя это высказывание Иванова, отмечает, что «У находящегося в состоянии самообольщения полностью искажается сознание. Он готов принять любую фантастическую мысль, если она согласуется с его самооценкой. Это мы видим и на примере Порфирия Иванова, который победу нашего народа над фашистами во многом приписывал своим заслугам».
  3. Текст статьи 58-10 часть 1 УК РСФСР на момент ареста (13.02.1951):

    58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. ст. 58-2—58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

    Источник: Уголовный кодекс РСФСР: Официальный текст с изменениями на 1 июля 1950 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. — С. 42.
    Приведённый текст ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР оставался без изменений до 1 января 1961 года (недоступная ссылка) .
  4. На момент выхода статьи о П. К. Иванове журнал «Огонёк» являлся еженедельным общественно-политическим и литературно-художественным журналом издательства ЦК КПСС « Правда », тираж 1.8 млн экз. Главный редактор А. В. Софронов , лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949), Герой Социалистического Труда (1981).
  5. Адам Вильгельм . Катастрофа на Волге. Мемуары адъютанта Ф. Паулюса. (Пер. с нем.) — Смоленск: Русич, 2001. — С. 164. — ISBN 5-8138-0156-1 — В книге нет эпизода встречи Иванова с Паулюсом, но есть свидетельство очень морозной погоды в те дни, когда Иванов испытывался в гестапо: «Казалось, и природа ополчилась против нас. В ночь с 20 на 21 ноября ртуть в термометре упала до минус 20 градусов…»
  6. Факт пребывания П. К. Иванова в Новошахтинской психбольнице в 1975-76 гг. документально зафиксирован. Документы представлены в краеведческом музее г. Свердловск , где экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению П. К. Иванова от 15 июля 2011 на Wayback Machine . Там же приведены письма Якова (сына Иванова) во всевозможные инстанции с просьбой об освобождении отца.
  7. «Я сидел ночью за книгами и на мгновение забылся от усталости, я увидел во сне прекрасного вида человека, который смело шёл по снегу совсем обнажённым. От этой картины я пробудился весь возбуждённый, и этот образ стал для меня примером и целью. В этом же году ещё в одном взволнованном и ярком сне проявилась скрытая работа моей мысли. Сон этот такой: я видел, что я влез один на край большой скирды, которая стояла на ещё небывало не паханной целине и была сложена из чистых зёрен пшеницы. И вот скирда поднялась другим своим концом, и зерно лавиной стало засыпать меня со всех сторон. Но я не погиб под ним, а в конце концов оказался на чистой вершине целой горы драгоценных зёрен. Я понял этот сон так: что скирда — Природа, а зёрна это её условия и силы, и они есть её богатства, что если я смело полезу в Природу, она обрушится со всех сторон на меня своими условиями и силами, но они есть её богатства и я не погибну под ними, останусь на вершине целой огромной груды этих богатств природы, как хозяин. Из всего этого в 1934 году во мне созрела идея и смелое решение найти и выработать в самом себе силы не бояться Природы, а идти в Природу, чтобы овладеть её богатствами, её условиями и силами, чтобы шли они не на вред и ужас, а на пользу народу; чтобы человек не боялся Природы, не зависел и не страдал от Природы из-за своего тела, а стал хозяином своего тела и всей Природы. Я решил сам закалять и перерабатывать своё тело так, чтобы оно не получало вред от Природы, а пользу, чтобы проложить путь к богатствам Природы для нашего народа и каждого человека». (П. К. Иванов, «История и метод моей закалки» (1951) Цит. по Радугин А. А. // Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Центр, 2004. — С. 261—268. — 304 с. — ISBN 5-88860-053-9 . )
  8. «Если же мысленно абстрагироваться от религиозной и сакрально-мифологической стороны учения Иванова, и попытаться суммировать его эвристические положения о жизни и человеке, то окажется, что они не лишены интереса и для строгого научного мышления. Прежде всего это его убеждение в чрезвычайной важности энергетической связи человеческого организма с природной средой: воздухом, водой и землёй. При этом особое значение имеет холод, способствующий повышению жизненного потенциала человеческого тела, его устойчивости против неблагоприятных воздействий, сопротивляемости болезням. Сам Иванов обладал ещё не разгаданным наукой феноменом удивительно высокой жизнеустойчивости: был способен десятки часов проводить, не дыша, под водой, обходиться на протяжении многих недель без пищи и воды, демонстрируя подлинные чудеса „снежной йоги“. Его полувековой жизненный эксперимент свидетельствует не только об удивительных возможностях регуляции процессами метаболизма в человеческом организме, но наводит на мысль об относительной энергетической самостоятельности человеческого тела, способного к длительному выживанию в экстремальных условиях. Наука ещё не в состоянии связать подобные удивительные факты в стройную и всесторонне обоснованную теорию. П. К. Иванов пошёл по пути эзотерического объяснения, не переставая в то же время постоянно взывать к академической науке о необходимости исследования и признания фактической достоверности демонстрируемых им феноменов жизнеустойчивости своего организма. В условиях советского авторитаризма он был обречён на систематическую травлю и жестокие преследования, провёл 12 лет в психушках и тюрьмах». ( Балагушкин Е. Г. Витализм в системе Учителя Иванова // / Отв. ред. Л. В. Фесенкова. — М. : Эдиториал УРСС , 2001. — С. 220—227. — 240 с. — ISBN 5-8360-0302-5 . )
  9. от 11 октября 2011 на Wayback Machine , он же — Боги́ (местное название), официальное название — село Кондрю́че ( укр .) или Кондрю́чее ( рус .) . По окраине села протекает ручей, который ниже по течению превращается в реку Кундрю́чья . Эта река пересекает город Кра́сный Сули́н , где П. К. Иванов прожил более 40 лет.

Литература

Научная

Научно-популярная

  • Иванченко В. А. (канд. мед. наук) . Крепче стали // Тайны русского закала. — научно-популярное издание. — М. : Молодая гвардия , 1985. — С. 15—16. — 173 с.
предисловие: Зверев И. Д. (вице-президент, академик АПН СССР). — С. 3—5.
  • Становись и занимай своё место в природе! // Наука и религия : научно-популярный журнал. — 1991. — № 2 (нач.) , 3 (оконч.) .

Популярная

  • Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — М. : Физкультура и спорт , 1991. — С. 181—182. — 336 с.
  • Вандерхилл Э. Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. — М. : МИФ: Локид, 1996. — 522 с. — ISBN 5-87214-023-3 .
  • Власов С.М. Время собирать плоды: Рассказы о современниках. — М. : Молодая гвардия, 1984. — С. 93—98. — 111 с.
  • Власов С. М. Школа гениев: Сборник очерков о десяти выдающихся наших современниках. — М. : Наше наследие, 1992. — С. 61—76. — 158 с.
  • Учитель Иванов. Природа. Человек. Здоровье (Материалы конференций медицинских работников 11 января и 8 июня 1991 года) / Сост. Т.А. Шаблонова. — М. : МИП ИЦ "Приборист", 1991. — 107 с. ( )
  • Красов Л. И. Так родилась система // Одолевший неподвижность. — М. : Советский спорт , 1996. — С. 267—271. — 352 с.
  • Кудин А. В. Глава 8, 9 // Как выжить в тюрьме. — СПб. : Амфора , 2005. — 318 с.

Литература представителей РПЦ и УПЦ

Литература ивановцев

  • Учитель Иванов: Я жизнь предложил людям / Автор-сост. А. Ю. Бронников. — М. : Аделиз, 1995. — 96 с.
  • / Сост. А. Ю. Бронников, Н. М. Быкова, К. А. Нечипоренко, В. Ф. Хлестов. — М. : Оникс, 1997. — 224 с.
  • Бронников А. Ю. Учитель Иванов. Его дорога. — М. : Оникс, 2006. — 560 с.
  • Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей / Сост. О. Г. Быков, Н. М. Быкова. — М. : Российское право, 1992. — 286 с.
  • Золотарёв Ю. Г. . — научно-популярное издание. — Новосибирск: Сибирская издательская фирма ВО « Наука », 1993. — 126 с.
послесловие: Казначеев В. П. (академик РАМН). — .
  • Золотарёв Ю. Г. Новое-небывалое. Научность идей Порфирия Иванова. — 2-е изд., перераб. — СПб. : Диля, 2006. — 320 с.
  • Кононов Ю. В. Порфирий Иванов — человек из космоса? // Загадки звёздных островов. Кн. 5 / Сост. Ф. С. Алымов. — М. : Молодая гвардия , 1989. — С. 217—228. — 254 с.
  • Кононов Ю. В. , Макарова З. Порфирий Иванов — победитель природы, учитель народов, бог земли // Загадки звёздных островов. Кн. 6 / Сост. Ф. С. Алымов. — М. : Молодая гвардия , 1990. — С. 169—194. — 237 с.
  • Кононов Ю. В. , Кононова З. Н. Бог Земли. — М. : Русский духовный центр, 1993. — 176 с.
  • Коренева С. И. Путь к истине. — К. , 2000. — 360 с.
содержит: Орлин В. (Воспоминания Якова о своем отце). — С. 44—52.
  • Орлин В.С. «Детка» Порфирия Иванова. — научно-популярное издание. — М. : Советский спорт , 1991. — 48 с.
  • Надо жить научиться: Сборник трудов Учителя и об Учителе / Сост. А. А. Фуки. — М. : Колос , 1993. — 160 с.
  • Бог Природы: Сборник свидетельств очевидцев Учителя Иванова / Сост. А. А. Чирушкин. — Казань: Татполиграф, 2000. — 242 с.
  • Жизнь в единении с природой: Система естественного оздоровления Учителя Иванова / Сост. Т. А. Шаблонова, Н. А. Пичугина. — Л. : Оптималист, 1991. — 24 с.
  • / Сост. Н. А. Пичугина. — Воронеж: Общественный институт человека НПО «Кодекс», 1991. — 900 с.
  • История Паршека / Сост. Н.А. Пичугина. — 2-е изд. В 2 т. — Самара: Кредо, 1994. — 542 (т. 1), 329 (т. 2) с.
  • Учитель Иванов. История Паршека: 100 лет со дня рождения / Ред. Н. А. Пичугина. — 3-е изд. — М. : Оникс, 1998. — 320 с.
  • Как человеку жить дальше: [Выдержки из тетрадей-дневников П.К. Иванова, воспоминания о нём] / Сост. Н. А. Пичугина, Ю. М. Панов. — Днепропетровск: Пороги, 1995. — 47 с.
  • Иванов Ю.Г. Идея Жизни (серия: "Система Порфирия Иванова"). — М.-Луганск: Русская Правда, 2008. — 240 с.
  • Иванов Ю.Г. Учитель и ученик (серия: "Система Порфирия Иванова"). — М.-Луганск: Русская Правда, 2009. — 320 с.

Прочая литература

Периодические издания
Прижизненные публикации
  • Агаджанян Н. А. , Резервы нашего организма. — М. : Знание , 1979. — С. 82—83. — 144 с. (2-е изд., испр. и доп. — 1981, 1982 годов; 3-е изд., перераб. и доп. — 1990 года)
  • Не бойтесь холода! (заметка № 7 в рубрике «Время искать и удивляться») // Техника — молодёжи : журнал. — 1979. — № 4 . — С. 1 . (тираж 1 700 000 экз.)
  • Власов С. М. // Огонёк : журнал. — 1982. — 20 февраля ( № 8 (2849) ). — С. 30—31 . (тираж 1 800 000 экз.) ( . )
  • Катков А. Ю. (канд. мед. наук) . Голод против холода? // Химия и жизнь : научно-популярный журнал Академии наук СССР . — 1978. — № 1 . — С. 58 .
  • Рябов И. А. Порфирий-целитель и другие ( фельетон ) // Крокодил : сатирический журнал. — 1958. — 28 февраля ( № 6 (1512) ).
Также в книге: Рябов И. А. Очерки и фельетоны. — М. : Правда , 1958. — С. 426—432. — 484 с.
Художественная литература
  • Черкасов В.Г. Сотвори добро: Роман (один из персонажей) . — М. : Современник , 1980. — С. 84, 162 и др. — 368 с.

Фильмы

  • (1987) — самый первый любительский 10-минутный фильм о П. К. Иванове. Смонтирован только из кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова. Широко демонстрировался в киноварианте по всей территории СССР.
  • (1991) — Киевская киностудия научно-популярных фильмов . Автор сценария В. Майкут, режиссёр В. Сегеда. Фильм создан по заказу Центра закаливания по системе П. К. Иванова «Родник» Киевского отделения Фонда милосердия и здоровья Украины.
  • (1993) — Центрнаучфильм . Режиссёры Неля Гульчук и Вадим Иванов, автор сценария Вадим Иванов. Продолжительность 90 мин. Фильм снят по заказу Общественного института человека.
  • (1994) — Леннаучфильм . Режиссёр Элла Короленко.
  • (1997) — Центр природного оздоровления «Джерело», при техническом содействии Национальной кинематеки Украины « Киевнаучфильм » и киновидеоцентра Союза кинематографистов Украины . Автор идеи и режиссёр Георгий Давиденко.
  • (2006) — Проспект ТВ, Первый канал . Авторы: Ирина Иващенко, Ольга Терешкова. Режиссёр Георгий Ананов.
  • (2006) — «Студия-А» по заказу ФГУП ГТК « Телеканал „Россия“ ». Автор сценария Кирилл Дорошенко, режиссёр Алексей Квертов.
  • Исцеление верой , (2009) — РЕН ТВ .
  • Surviving the cold (англ.) (2013) — Russia Today ( ).

Ссылки

Источник —

Same as Иванов, Порфирий Корнеевич