Interested Article - Арцыбашев, Михаил Петрович

Михаи́л Петро́вич Арцыба́шев (24 октября ( 5 ноября ) 1878 , хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии — 3 марта 1927 , Варшава ) — российский и польский писатель , драматург , публицист , по линии польской матери правнук Тадеуша Костюшко .

Биография

Михаил Арцыбашев читает свою пьесу «Закон дикаря» актрисе Яворской . Фотография Александра Буллы . 1915 год

Происходит из поместного дворянства , отец был уездным начальником полиции. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897—1898). С 1894 года сотрудничал в провинциальных газетах (харьковская газета « Южный край »), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 году переехал в Санкт-Петербург . Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в « Петербургской газете », « Петербургском листке », журнале «Шут». В 1899 году в Харькове у Михаила Арцыбашева родился сын Борис , впоследствии ставший известным иллюстратором.

Творчество

Первой значительной публикацией был рассказ «Встреча» в «Журнале для всех» (1901). Лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде» («Журнал для всех», 1904; после её успеха Арцыбашев отказался от карьеры художника). Первая книга — сборник «Рассказы» (т. 1—2, Петербург, 1905—1906). Автор романа «У последней черты» (1910—1912), повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырёв» (1909), драм «Ревность» (1913) и «Закон дикаря» (1915). Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине .

Центральными в творчестве Арцыбашева, по оценке критика Т. Прокопова, была тема протеста против «вериг моральных, политических и иных установлений, сковывающих свободу человека», а также тема самоубийства и исследования социально-психологических причин, толкающих человека на роковой шаг .

Роман «Санин»

Особый успех, скандальную известность и полемику вызвал роман « Санин » (1907), напечатанный в журнале «Современный мир», который много переводился, вызывая повсюду дискуссии и судебные процессы по обвинению в порнографии. Произведение содержит откровенные сцены и показывает смелые философские взгляды автора, которые порой шокировали читателей и литературных критиков. Основной идеей романа является необходимость человека удовлетворять свои потребности. Так, главный герой Владимир Санин повторяет: «Желание — это всё: когда в человеке умирают желания — умирает и его жизнь, а когда он убивает желания — убивает себя!». Мнение о романе высказал П. Коган: «Санин ценит человеческую личность постольку, поскольку она способна служить увеличению радости и наслаждения. Человек не представляет никакой ценности с тех точек зрения, с которых ценила его религия, нравственность, философия, социология. Люди, не умеющие наслаждаться и доставлять наслаждения другим, ничего не стоят». Неоднозначность авторских суждений разделили общество того времени на «за» и «против». Сторонники арцыбашевской концепции называли Санина «героем своего времени», находя в нём черты «живой мысли» и правдивости изображения жизни.

Молодёжь увлечённо читала произведение, организовывала общества «санинцев». Роман был переведён на многие языки и опубликован в Германии, Италии, Бельгии, Франции, Дании, Болгарии, Венгрии и Японии.

Драматург и киносценарист

1910-е годы

Пьеса «Ревность», вышедшая в 1913 году имела огромный успех у зрителей России, а позже — на сценах Европы. Ею заинтересовалось также кино. В 1914 году состоялась премьера фильма «Ревность», снятого режиссёром А. Ханжонковым .

В 1914 году Арцыбашев написав пьесу «Война», а в 1916, полемизируя с Горьким — «Враги»,

Драму «Закон дикаря» Арцыбашев написал в ответ на пьесу Андреева «Анфиса». Писатель сам написал сценарий, и появилась кинемодрама «Муж». Фильм, запрещённый цензурой, собирал полные залы зрителей. Киножурнал начинался стихами:

Из глубины седых времён

В двадцатый век принёс мужчина

Свой унизительный закон

Раба, скота и властелина.

До Октябрьской революции 1917 года в России по киносценариям Арцыбашева вышли фильмы: «Позор разврата», «Дневник соблазнённой» («Трагедия соблазнённой»), «Мститель». Был экранизирован и роман «У последней черты». Экранизированные произведения автора не сохранились.

Своё последнее произведение — четырёхактную драму «Дьявол» (1925) — Арцыбашев назвал «трагическим фарсом», героями которого стали социалисты, рабочие, представители интеллигенции и т. д. Общая идея пьесы — осуждение революции с её методами и последствиями.

  • «Главное у Арцыбашева — свободная любовь, насилие, эгоизм, описания убийств, казней, самоубийств, предсмертных судорог; изображение рассчитано на то, чтобы шокировать читателя» .
  • «Все прозаические произведения Арцыбашева — короткие и длинные — тенденциозны, и тенденция одна и та же: показать бессмысленность человеческой жизни, нереальность искусственной цивилизации и реальность только двух вещей — пола и смерти» .

Эмиграция

Л. Б. Яворская и М. П. Арцыбашев. К постановке пьесы «Закон дикаря». Фото Александра Буллы. «Солнце России», 1915.

Под предлогом лечения за границей, в 1923 году Арцыбашев выехал в Польшу. Там получил польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению. Свою дальнейшую жизнь в СССР считал невозможной, свой переезд за границу объяснял тем, что своеволие большевиков терпеть стало невозможно. «Что такое эмигранты?… Это люди, которые не могли примириться с большевицкой тиранией и тяжкую свободу изгнания предпочли существованию под бичами кремлёвских палачей. Честь им и хвала!..», — пишет автор в статье «Эмигрантская вобла».

В Польше Арцыбашев стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». Здесь, в период с 1923 по 1927 год Арцыбашев опубликовал около сотни статей, снискав славу первого зарубежного российского публициста. Основной темой этих материалов является разоблачение большевизма. Также автор пишет о революции, касается тем эмиграции, социальной жизни общества, критики СМИ в СССР, литературной жизни России и т. д. (статьи: «Показания по делу Конради», «Или-или», «Суд», «Пощёчина», «Завоевания революции», «Смерть Ленина», «Наш третий клад», «Последний царь», «Жгучий вопрос», «Соблазн», «Слово о русской литературе», «Ответ на письма г-жи Н.» и др.).

В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925).

Смерть

Могила Арцыбашева в Варшаве, 2023 г.; фот.

3 марта 1927 года Михаил Арцыбашев умер в Варшаве от мучившей его всю жизнь чахотки , усугубившейся тяжёлой клинической депрессией , менингитом и прогрессирующей глухотой . Он похоронен на Православном кладбище в Варшаве (11-4-17).

Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. В СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались и творчество его в школах и вузах не изучалось.

Отзывы современников о публицистической деятельности Арцыбашева

П. Коган : «Он враг бессилия и певец силы. Он клеймит презрением неуверенность и отчаяние, наносит беспощадные удары пошлости и инертности. Он — серьёзный и объективный, а потому тем более опасный обличитель обанкротившегося общества»;

А. Куприн (о «Записках писателя»): «Эти записки насквозь пронизаны знакомыми чертами: ума, характера и большого таланта Арцыбашева; беспощадной правдивостью, безоглядной смелостью, цепкой логикой… <…> И вот теперь всё, что ни пишет Арцыбашев, полно мужественной скорбью о России, неутомимой ненавистью к её случайным — да! Случайным! — поработителям…»;

П. Пильский : «В нём вообще жил дух противоречия и борьбы. Он любил не соглашаться. Ему нравилось быть одному, в стороне, при своём собственном особом мнении»;

З. Гиппиус : «Да, Арцыбашев „единственный“ из писателей; если и есть у других такая же беспримесная, чистая ненависть к убийцам России, такая же готовность на всякую борьбу, на всякую жертву ради воскресения родины, — эти чувства — увы — слишком часто соединяются с тоской о России прошлой, невозвратимой и ненужной».

Александр Блок : «Арцыбашев разделяет судьбу многих современных писателей, достойных всякого внимания: у него нет искусства и нет своего языка. Но здесь есть настоящий талант, приложенный к какой-то большой чёрной работе, и эта работа реальна: заметно, как отделяются какие-то большие глыбы земли и пробивается в расщелины солнце» .

Произведения

Романы

  • 1907 — Санин
  • 1910 — У последней черты
  • 1915 — Женщина, стоящая посреди

Повести и рассказы

  • 1895 — Будничные драмы
  • 1895 — Из воспоминаний участника минувшей войны
  • 1895 — Из рассказов офицеров
  • 1895 — Неизвестный идеал (Из жизни знаменитого художника О. Кипренского)
  • 1895 — Эпизоды войны: Ласточка. Майор Горталов
  • 1896 — Под лунным светом
  • 1898 — Бал
  • 1898 — Две смерти
  • 1901 — Бунт
  • 1901 — Подпрапорщик Гололобов
  • 1902 — Куприян
  • 1903 — Паша Туманов (В паутине)
  • 1903 — Смех (сумасшедший)
  • 1904 — Смерть Ланде
  • 1904 — Из подвала
  • 1905 — Жена
  • 1905 — Кровь
  • 1905 — Тени утра
  • 1905 — Из дневника одного покойника
  • 1905 — Рассказ об одной пощёчине
  • 1905 — Роман маленькой женщины (Из жизни маленькой женщины)
  • 1905 — Ужас
  • 1906 — В деревне
  • 1906 — Кровавое пятно
  • 1906 — Революционер
  • 1907 — Мужик и барин
  • 1907 — Один день
  • 1907 — Пропасть
  • 1907 — Человеческая волна (Человеческая жизнь)
  • 1908 — Миллионы
  • 1909 — Рабочий Шевырёв
  • 1923 — Дикие

Экранизации

  • « » (РСФСР, 1919), режиссёр Чеслав Сабинский
  • « » (Германия, 1923)
  • « » (Австрия-Польша, 1924)
  • « » (Германия, 1928)
  • « » (生离死别 / Китай, 1941, фильм основан на романе «Санин», хотя действие перенесено в Китай 1940-х годов)

Примечания

  1. (pdf) . Naprzód. Organ centralny polskiej partyi socyalno-demokratycznej (польск.) . Краков: Ignacy Daszyński. XVIII (195): 3. 1909–07 . Дата обращения: 1 октября 2023 . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  2. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 .
  3. . Дата обращения: 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.

Библиография

  • Арцыбашев М. П. Записки писателя (1907—1927). Дьявол / сост., автор вступ. статьи и примеч. Т. Ф. Прокопов. — М. : НПК «Интелвак», 2006. — 792 с.

Литература

  • Жиленко И. Р. Путешествие к Михаилу Арцыбашеву: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) // И. Г. Жиленко — Сумы: СВС Панасенко И. М., 2013. — 168 с.
  • Лепёхин М. П., Чанцев А. В. АРЦЫБА́ШЕВ Михаил Петрович // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев . — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 113—115. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. ISBN 5-85270-011-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Арцыбашев, Михаил Петрович