Interested Article - Волынский, Аким Львович

Аки́м Льво́вич Волы́нский (литературный псевдоним , настоящие фамилия, имя, отчество — Хаи́м Ле́йбович Фле́ксер ; 21 апреля [ 3 мая ] 1861 или 1863 , Житомир 6 июля 1926 , Ленинград ) — литературный критик и искусствовед ; балетовед .

Один из ранних идеологов русского модернизма , известного вначале под названием « декадентства », позже состоявшегося в школу импрессионизма и символизма .

Биография

Из 6-го класса Житомирской гимназии перевёлся в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию , по окончании которой был зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и сразу на стипендию, что для еврейского юноши было немыслимым успехом. После окончания университета ему предложили остаться на кафедре государственного права, но Волынский отказался: «Я хочу быть не профессором, а литератором». К этому времени он поменял фамилию «Флексер» на псевдоним «Волынский», которым подписал свою первую самостоятельную работу «Теолого-политическое учение Спинозы» .

Сразу же по окончании университета ( 1889 ) Волынский принимает участие в журнале « Северный вестник », культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта » (« Северный вестник », 1889, книги VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма ».

Этот критический идеализм вскоре стал лозунгом возродившегося к концу XIX века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма , которые должны были нанести удар «перевёрнутому вверх ногами Гегелю », то есть марксизму , а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста ).

В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идёт искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.

Статьи Волынского о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под общим названием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Литературные очерки, СПб., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли.

Волынский выступал против Н. А. Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Н. Г. Чернышевского за «грубость и неискусность» его « материалистических положений », против «реалистического утилитаризма » Писарева и т. д.

За «русских критиков» на Волынского в своё время жестоко обрушился Г. В. Плеханов , который в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПб., 1905; 2-е изд., СПб., 1906; 3-е изд., СПб., 1909; перепечатано в сборнике статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первоначально в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если кажется, что Волынский полностью преодолел те философские грехи, которые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное.

«На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвёртую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу „субъективную социологию “». Плеханов едко высмеял и стиль Волынского .

Ю. П. Анненков . Портрет А. Л. Волынского

Волынский определяет, например, А. С. Пушкина с таким импрессионистским пафосом : «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всём этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. д. Или о Н. В. Гоголе : «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».

Социально-философский импрессионизм влечёт Волынского то к культу Леонардо да Винчи , которому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПб., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в « Северном вестнике », 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Ф. М. Достоевским («Книга великого гнева», СПб., 1904; , СПб., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПб., 1906; 2-е изд., СПб., 1909 ), то к схоластически - теософской проповеди « иудаизма » в журнале « Новый путь ».

Широко образованный искусствовед , Волынский много внимания уделял театру , в начале 1900-х годов увлёкся балетом . В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, издание Хореографического техникума) — посвящённый обоснованию и защите классического балета .

Возглавлял Ленинградский хореографический техникум . Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале « ». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920—1924), председательствовал в коллегии « Всемирной литературы ». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался верен до конца своей жизни, даже в условиях кардинально изменившейся социальной обстановки.

В своих последних работах Волынский ставит во главу угла идею синтеза религий, превращения их всех в некую будущую возвышенную религию, религию света, религию солнца, религию гиперборейскую, о которой он мечтал много лет. Отстаивая перспективность экуменизма , Волынский полагал, что еврейство и христианство сольются в будущую общую религию и открыто провозглашал свои ожидания (параллель с Верой Бахаи ).

Умер в 1926 году. Похоронен на Литераторских мостках ( с места захоронения) .

Семья

Незадолго до революции стал мужем тогда ещё юной, будущей прославленной балерины Ольги Спесивцевой , оказав на неё большое творческое влияние ; брак, по всей видимости, был не оформленным, гражданским. После революционного переворота Ольга Спесивцева рассталась с ним и стала женой работника Петросовета Б. Г. Каплуна .

Адреса в Санкт-Петербурге

Список произведений

Сборники статей

  • (1896)
  • (1900)

Монографии по литературоведению, искусствоведению и религиоведению

  • Леонардо да Винчи ( 1900 )
  • Ф. М. Достоевский ( 1906 )
  • . — Ленинград: Хореографический техникум, ( 1925 ).
  • Четыре Евангелия
  • Гиперборейский гимн
  • Рембрандт
  • Лесков

Переиздания

В искусстве

В литературе

Аким Волынский трижды упоминается в романе « Дар » В. Набокова . Его работа «Русские критики» (1896, 1908) во многом является источником 4-й главы этого романа, посвященной жизнеописанию Чернышевского .

Согласно комментаторам (Т. Никольская и В. Эрль), Волынский закодирован как «покойный критик-импрессионист» в «Бамбочаде» К. Вагинова.

Упоминается в книге П. Д. Успенского

Киновоплощение

Образ А. Волынского в исполнении Михаила Козакова представлен в фильме «Мания Жизели» (1995, реж. А. Учитель ).

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. . Дата обращения: 4 января 2019. 5 января 2019 года.
  3. . Дата обращения: 1 апреля 2023. 1 апреля 2023 года.
  4. Елена Толстая и Иван Толстой. // Радио Свобода : радио. — 21 июля 2013. 6 октября 2014 года.
  5. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 420.
  6. . Дата обращения: 11 мая 2010. 26 сентября 2017 года.
  7. . Дата обращения: 23 ноября 2011. 8 августа 2013 года.
  8. . Дата обращения: 23 ноября 2011. 25 мая 2012 года.
  9. Набоков В. 2000. Дар // Набоков В. Русский период: Собр. соч.: В 5 т. / Сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб. Т. 4. С. 378, 417, 424.
  10. Алексей Вдовин. от 14 мая 2021 на Wayback Machine // NOJ / НОЖ: Nabokov Online Journal, Vol. III / 2009.

Библиография

Могила Волынского на Литераторских мостках (2013 г.) в плачевном состоянии
  • Молоствов Н. Г. Борец за идеализм. — Рига. 1902 (2-е изд., доп., СПб. 1903 ).
  • Меньшиков М. О. Критическое декадентство, в сборнике «Критические очерки», т. II. — СПб. 1902
  • Скабичевский А. М. Одичание современной молодёжи, в «Сочинениях». т. II. изд. 3-е. — СПб. 1903
  • Аким Волынский. «Книга великого гнева» — 1904.
  • Аким Волынский. «Ф. М. Достоевский» — 1906, 2-е изд. СПб, 1909.
  • Аким Волынский. «Книга ликований» «Проблема русского балета». — Л. : «АРТ», 1923, 1925, переиздание в 1992 году .
  • Памяти А. Л. Волынского, сборник под ред. П. Медведева. — 1928 .
  • Королицкий М. С. А. Л. Волынский. Странички воспоминаний. Л.: Academia , 1928 .
  • Фомин А. Г. Библиография новейшей русской литературы, в издательстве «Русская литература XX века», т. II, кн. 5, издательства товарищества «Мир». — М. (год не обозначен).
  • Владиславлев И. В. Русские писатели. изд. 4-е. Гиз. — Л. 1924 .
  • Межуев Б. В. Аким Волынский и Вл. Соловьев // Соловьёвские исследования: период.сб. научн.тр./ Отв. ред. М. В. Максимов. — Иваново, 2004. Вып. 14. С.194-213.
  • Котельников В. А. Воинствующий идеалист Аким Волынский // Русская литература. 2006. № 1. С. 20-75.
  • Толстая Е. Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2013.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — Эм. Бескин — умер в 1940 году.

Ссылки

  • Иван Толстой. . Радио Свобода (23 июня 2013). Дата обращения: 24 октября 2016.
Источник —

Same as Волынский, Аким Львович