Соната для фортепиано № 1 (Шопен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Соната для фортепиано №9 , Op. 68 , известная как Чёрная месса , — фортепианная соната , сочинённая Александром Скрябиным . Работа была написана около 1912–1913 годов. Хотя подзаголовок не был дан самим Скрябиным (в отличие от названия , Белой мессы ), он был одобрен лично автором. [ источник не указан 3063 дня ]
Девятая соната — это одночастное произведение, длящееся примерно 8–10 минут. Как и другие сонаты Скрябина, она является технически и музыкально трудной для пианистов, а нотация иногда расширяется до трёх нотоносцев . Соната содержит следующие разделы:
Как и другие поздние работы Скрябина, эта соната очень хроматическая и атональная . «Чёрная месса» диссонантна отчасти потому, что многие из её тем построены на интервале малой ноны , одного из самых нестабильных звукосочетаний. Девятая соната считается шедевром; такие великие современники Скрябина, как Игорь Стравинский , хвалили её. Надпись автора под темпом «légendaire» точно передаёт дух отдалённого мистического завывания, которое угрожающе нарастает к концу произведения . Открывающая тема постоянно преобразуется, начиная с ранних арпеджио -трелей, нарушающих спокойствие, и заканчивая обрушением быстрых каскадов, отдалённо напоминающих гротескный марш . Скрябин выстраивает непрерывную структуру нарастающей сложности и напряжения, преследуя цель перекомбинировать темы с необычайной стойкостью, достигая жесточайшей кульминации в своей музыке . Завершается произведение восстановлением первой темы. Вокруг последнего аккорда, увеличенной кварты, тритона , символа Дьявола в музыке (diabolus in musica), даже существует мифология. Скрябин не называл произведения «Чёрной мессой», но и не отказывался от этого названия, когда оно вошло в обиход.
В «Чёрной мессе» хрупкая, кристально чистая тема побочной партии превращается в репризе в инфернальный марш. В этом акте «осквернения святыни» и разгуле дьявольщины (на месте прежних апофеозов божественного света) достигает кульминации демоническая линия скрябинской музыки, затронутая ранее в «Ирониях», «Сатанической поэме» и некоторых других сочинениях. Музыковед и композитор Сабанеев связывает замысел Девятой сонаты с картинами Н. Шперлинга, висевшими в скрябинском доме. «Больше всего, — пишет он, — А. Н. жаловал картинку, где рыцарь целует возникающую галлюцинацию средневековой Богоматери».
Девятая соната — одна из самых известных работ Скрябина, её часто исполняют и записывают. Известные записи этого произведения принадлежат Владимиру Горовицу , Владимиру Софроницкому , Святославу Рихтеру , Маргарите Фёдоровой , Владимиру Ашкенази , Андрею Хотееву и Марку-Андре Амлену .
{{
cite AV media notes
}}
:
|format=
требует
|url=
(
справка
)
;
Неизвестный параметр
|bandname=
игнорируется (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|notestitle=
игнорируется (
справка
)