Interested Article - Эйзенштейн, Сергей Михайлович

Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн ( 10 [22] января 1898 , Рига , Лифляндская губерния , Российская Империя 11 февраля 1948 , Москва , РСФСР , СССР ) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа , заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Благодаря фильму « Броненосец „Потёмкин“ » его имя стало синонимом советского кино 1920-х годов. В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потёмкин“» был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

Происхождение

Отец, гражданский инженер Михаил Осипович Эйзенштейн (первоначально Моисей Иосифович Айзенштейн), происходил из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии . Дед по материнской линии, Иван Иванович Конецкий , родился в городе Тихвине . По рассказам, пришёл в Петербург пешком. Там вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело — «Невское баржное пароходство». После смерти Ивана Конецкого дело его приняла жена, Ираида Матвеевна. Конецкого похоронили в Александро-Невской лавре . Ираида жила в квартире на Старо-Невском проспекте с дочерью, Юлией Ивановной, которую выдали замуж за инженера Михаила Осиповича Эйзенштейна . Впоследствии он стал рижским городским архитектором и дослужился до чина действительного статского советника , что давало право на потомственное дворянство для детей . Ираида Конецкая умерла от инсульта на паперти храма, молясь перед надвратной иконой . Михаил Эйзенштейн умер в Берлине и был похоронен на русском кладбище в районе Тегель .

Биография

Детство и юность

Семейный портрет, 1900

Сергей Эйзенштейн родился в Риге 10 ( 22 ) января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна . Был крещён 2 (14) февраля 1898 года в Кафедральном соборе . Его крёстной матерью стала бабка, купчиха первой гильдии Ираида Конецкая .

Благодаря приданому матери, Юлии Ивановны Эйзенштейн , семья жила в достатке, имела прислугу и принимала у себя крупнейших чиновников города. При этом Сергей Эйзенштейн описывал своё детство как «время печали» . Родители любили его, но, будучи заняты собой, не уделяли ему должного внимания . В 1906 году, во время Первой русской революции , семья уехала в Париж . Там Сергей впервые увидел кинофильм. По возвращении домой в 1908 году поступил в рижское реальное училище . Помимо основного образования, он получал уроки игры на рояле и верховой езды . Учил три языка: английский, немецкий и французский; постигал искусство фотографии , увлекался рисованием комиксов и карикатур. На Пасху и Рождество ездил к бабушке в Санкт-Петербург .

Четырёхлетний бракоразводный процесс родителей завершился разводом 26 апреля [ 9 мая ] 1912 года . Мальчик остался с отцом, а мать ещё с 1908 года жила в Петербурге по адресу улица Таврическая , 10 и играла на бирже . Сын навещал её на Пасху и Рождество. В письмах к ней подписывался «Котик» или «Твой Котик» . По признанию Эйзенштейна, к матери он относился с «опасливой сыновьей привязанностью» . Сергей рос послушным мальчиком и старался ориентироваться на отца: например, не начал курить, потому что отец не курил . Тот в свою очередь готовил сына к будущему архитектора .

В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров .

Солдат революции

После Февральской революции Эйзенштейн состоял милиционером Нарвской части . Весной 1917 года был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. Осенью того же года вместе со своим отрядом стоял под Красным Селом и на Московском шоссе , ожидая наступления на Петроград казаков и « Дикой дивизии ». Наступления не произошло .

В январе 1918 года после расформирования школы прапорщиков Эйзенштейн вернулся в Институт гражданских инженеров . 18 марта 1918 года добровольно вступил в Красную армию , был зачислен техником во 2-е военное строительство Петроградского района (впоследствии 18-е военное строительство). 20 сентября выехал с эшелоном 18-го военного строительства на Северо-Восточный фронт . 24 сентября прибыл в Вожегу Вологодской губернии , числился в составе 6-й армии , в 3-м отделе 2-го военного строительства. Принимал участие в спектаклях Клуба коммунистов в Вожеге в качестве режиссёра, художника-декоратора и актёра, разработал эскизы декораций к « Мистерии-буфф » Владимира Маяковского .

Сергей Эйзенштейн (крайний справа) в розенкрейцерской группе. Минск, 1920

За два года Эйзенштейн побывал также в Двинске , Холме , Великих Луках , Полоцке , Смоленске , Минске . Он строил укрепления, а в перерывах между боями ставил самодеятельные спектакли . В Полоцке поступил в распоряжение театральной части Политотдела Западного фронта . В Смоленске занял должность художника-декоратора театральной части Политотдела Западного фронта. В Минске, кроме всего прочего, расписывал агитпоезда. С собой возил много книг, вёл дневники, описывая свои путешествия, размышляя об искусстве и театре в частности . В «Автобиографии» 1939 года Эйзенштейн писал:

Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения.

Из театра в кино

После демобилизации Эйзенштейн вместе с двумя боевыми товарищами, Павлом Аренским и Леонидом Никитиным, получил направление в Академию генерального штаба для изучения японского языка. Об этих курсах он узнал от Аренского и заинтересовался ими. На решение повлияло и его увлечение японской культурой, и желание переехать в столицу, а также бесплатные пайки для студентов Академии . 27 сентября 1920 года Эйзенштейн приехал в Москву , поселившись в одной комнате с Максимом Штраухом , другом детства и юности . Вскоре забросил изучение языка и устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта . Тогда, как и многие, Эйзенштейн увлёкся идеей разрушения старого искусства и «революционизирования» театра .

В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ), которыми руководил Всеволод Мейерхольд , но продолжал работать в Пролеткульте. Молодой декоратор участвовал в постановке Валентина Смышляева «Мексиканец» по новелле Джека Лондона . По воспоминаниям Штрауха , Эйзенштейн «быстро оттеснил» Смышляева и «фактически стал режиссёром» . Позже Эйзенштейн работал ещё над несколькими постановками, среди которых свободная интерпретация пьесы Александра Островского « На всякого мудреца довольно простоты ». В 1923 году эту классическую комедию он превратил в так называемый «монтаж аттракционов». Это понятие было придумано самим Эйзенштейном и разъяснено в его одноимённой статье, опубликованной в журнале « ЛЕФ ». Аттракционом называется всё, что способно предать зрителя сильному «чувственному воздействию»; а «монтаж» в данном случае — это сочленения различных элементов-«аттракционов», выбранных произвольно, но подчинённых развитию темы произведения. В «Мудреце» от оригинала остались лишь имена автора и героев, всё остальное было превращено в монтаж аттракционов: сцена стала цирковым манежем; над головами зрителей был натянут трос, на котором танцевали актёры, и так далее . Среди тех аттракционов был и снятый заранее небольшой киноролик под названием « Дневник Глумова » — первый кинематографический опыт Эйзенштейна .

Сергей Эйзенштейн, начало 1920-х

Кинофильм «Стачка»

Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга « Доктор Мабузе, игрок » . Тогда это была распространённая практика в отношении зарубежных кинокартин. В СССР перемонтированная лента Ланга вышла под названием «Позолоченная гниль» . Затем при участии Пролеткульта Эйзенштейн задумал цикл из семи фильмов «От подполья к диктатуре»: 1) «Женева — Россия»; 2) «Подполье»; 3) «1 мая»; 4) «1905 год»; 5) «Стачка»; 6) «Тюрьмы, бунты, побеги»; 7) «Октябрь». Из этой «энциклопедии революционного движения» была реализована только одна часть — « Стачка » , вышедшая на экраны 28 апреля 1925 года . В ней начинающий кинорежиссёр решил ряд экспериментальных художественных задач: строил композицию как цепь сильно воздействующих на зрителя «аттракционов», искал кинематографические метафоры, новые монтажные построения, острые и необычные ракурсы. «Стачку» называли революционным и новаторским фильмом, но в то же время критиковали за усложнённость киноязыка .

Кинофильм «Броненосец „Потёмкин“»

После успеха «Стачки» правительство поручило Эйзенштейну съёмки фильма «1905 год». Сценарий был написан Ниной Агаджановой-Шутко и охватывал основные события революции 1905 года — от русско-японской войны , Кровавого воскресенья 9 января, через бакинские , ивановские стачки, до революционных волнений на Чёрном море и декабрьских боёв в Москве . Но времени на реализацию сценария не хватало. Приехав с группой в Одессу, Эйзенштейн понял, что воссоздав на экране восстание на броненосце " Князь Потёмкин-Таврический , можно передать пафос революции и идею о непобедимости революционных масс . Съёмки велись на месте реальных исторических событий и на старом броненосце « Двенадцать апостолов », служившем в то время складом боеприпасов. Премьера фильма « Броненосец „Потёмкин“ » состоялась 21 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании, посвящённом юбилею революции. 18 января 1926 года он вышел на экраны страны . Язык фильма поражал новизной. Яркие метафоры, необычная композиция кадра, монтажный ритм — всё это сделало «Броненосец „Потёмкин“» шедевром мирового кино. Успех фильма во всём мире был беспрецедентным ; позднее кинокритики признали его «лучшим фильмом всех времён и народов» .

В 1926 году Эйзенштейн вошёл в редколлегию ежемесячного журнала «АРК Киножурнал», органа Ассоциации революционной кинематографии .

Кинофильм «Октябрь»

В 1927 году по поручению правительства Эйзенштейн, его ученик Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ приступили к работе над юбилейным фильмом, посвящённом десятилетию Октябрьской революции. Как и раньше, Эйзенштейн начинал с широкого охвата событий и, постепенно сужая материал, создал историческую эпопею о революционных событиях февраля — октября 1917 года в Петрограде. С помощью интеллектуального монтажа режиссёр попытался выразить в фильме «Октябрь» такие понятия, как царизм , религия, власть. Он стремился к синтезу художественных образов и научных понятий в языке кино. Однако не все его эксперименты были понятны зрителям. Возникли горячие дискуссии в прессе. Особенно живо обсуждалась первая в истории кино попытка создать образ Ленина актёрскими средствами. Многие (например, Владимир Маяковский ) очень резко критиковали рабочего Никандрова , выбранного только за поразительное сходство с вождём революции. Ставилась под вопрос сама возможность «играть на экране Ленина». Однако многие кинематографисты и почти все старые большевики, участники революции, положительно оценили фильм Эйзенштейна. Ради «Октября» была приостановлена работа над «Генеральной линией», монументальным масштабным киноэпосом о преобразованиях в советской деревне. В нём Эйзенштейн также стремился выразить научные политические понятия методом интеллектуального кино, то есть за счёт монтажа, образов и метафор . Под названием « Старое и новое » фильм вышел на экран 7 ноября 1929 года .

Командировка за рубеж

19 августа 1929 года Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ отправился в зарубежную командировку «для освоения звуковой кинотехники». Участвовал в организованном под патронажем Андре Жида , Луиджи Пиранделло , Стефана Цвейга и Филиппо Томмазо Маринетти Международном конгрессе независимого кино, который проходил 3—7 сентября 1929 года в замке Ла Сарра в Швейцарии . 5 сентября с участием «группы Эйзенштейна» был снят шуточный короткометражный фильм «Буря над Ла Сарра» о борьбе Независимого кино с Коммерческим . В Швейцарии Эйзенштейн также выступил консультантом просветительского фильма об абортах «Горе и радость женщины», снятого Эдуардом Тиссэ в качестве режиссёра. Во Франции был художественным руководителем экспериментального музыкального фильма Григория Александрова « Сентиментальный романс ». В Берлине помог начинающему режиссёру Михаилу Дубсону доснять фильм «Ядовитый газ». Поездку на Запад он использовал для пропаганды советской культуры, читая лекции и доклады в Цюрихе , Берлине , Гамбурге , Лондоне , Кембридже , Антверпене , Амстердаме , Брюсселе , Париже .

С Г. Александровым, У. Диснеем и Э. Тиссэ в Голливуде, 1930

30 апреля 1930 года Эйзенштейн заключил в Париже контракт с американской кинокомпанией Paramount . В Голливуде написал сценарии «Золото Зуттера», «Чёрное величество», «Американская трагедия». В последнем разработал метод внутреннего монолога, позволяющий воплощать на экране внутренний мир, психологию человека. Эти сценарии Эйзенштейна высоко оценили Теодор Драйзер и Эптон Синклер , Чарльз Чаплин и Уолт Дисней , но Paramount воздержалась от их постановки.

Тогда на деньги, предоставленные Синклером, Эйзенштейн, Александров и Тиссэ поехали в Мексику, где в течение года сняли киноэпопею « Да здравствует Мексика! », посвящённую исторической борьбе мексиканского народа. На завершение фильма не хватило денег. Синклер обратился к руководству СССР с просьбой частично возместить свои затраты. 21 ноября 1931 года Сталин послал Синклеру телеграмму, в которой нелестно отозвался об Эйзенштейне :

Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной. Боюсь, люди здесь вскоре потеряют к нему интерес. Очень сожалею, но все эти утверждения являются фактом.

Эйзенштейну и его соратникам пришлось возвращаться в СССР. Надежды о покупке мексиканского материала и завершении работы в Москве не осуществились. Синклер продал материал Paramount . Ремесленники сделали из него несколько фильмов, которые искажали замысел Эйзенштейна .

Возвращение в СССР

В мае 1932 года Эйзенштейн вернулся в Москву. После трёхлетнего путешествия дома его ждали большие перемены. 4 июня 1932 года Сталин писал из Сочи Кагановичу :

Обратите внимание на Эйзенштейна, старающегося через Горького , Киршона и некоторых комсомольцев пролезть вновь в главные кинооператоры в СССР. Если он благодаря ротозейству культпропа добьётся своей цели, то его победа будет выглядеть как премия всем будущим дезертирам.

Гибель своего мексиканского фильма Эйзенштейн пытался забыть в работе. Он преподавал в киноинституте , возглавил кафедру режиссуры, написал несколько теоретических и публицистических статей и киносценариев, пробовал работать в театре. Но его творческие замыслы не встретили поддержки. Эксцентрическая комедия «М.М.М.» и киноэпопея «Москва» остались нереализованными.

8 января 1935 года на Первом Всесоюзном совещании творческих работников кинематографии Эйзенштейн выступил с большим докладом, в котором попытался определить своё место в новой политической и кинематографической ситуации, пересмотреть свои монтажные теории в соответствии с новыми требованиями кинематографа «драмы и характеров» и обещал скоро включиться в производство.

Постановлением ЦИК СССР от 11 января 1935 года в связи с 15-летием советской кинематографии ряд режиссёров был награждён орденами. Эйзенштейна в списке орденоносцев не оказалось, хотя он был представлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени . Сталин предложил присудить ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР .

Кинофильм «Бежин луг»

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работу над фильмом « Бежин луг » по сценарию Александра Ржешевского . История пионера Степка Самохина разворачивалась у Ржешевского в тургеневских местах недалеко от Бежина луга. В основу был положен действительный факт убийства пионера Павлика Морозова , который сообщил в сельский совет о сговоре своего отца с противниками коллективизации. Это убийство, совершённое на Северном Урале 3 сентября 1932 года, было одним из многочисленных свидетельств жестокой классовой борьбы в деревне. Но трагическая судьба Павлика Морозова превратилась в легенду, которая нашла своё отражение и в «эмоциональном сценарии» Ржешевского .

Как всегда, тема и материал стали для Эйзенштейна лишь толчком для полёта мысли, для развития замысла об извечном конфликте отца и сына. Его режиссёрский сценарий существенно отличался от литературной первоосновы .

Осенью 1935 года во время болезни режиссёра материал первого варианта фильма довольно часто демонстрировался кинематографистам и литераторам. 25 ноября 1935 года Главное управление кинофотопромышленности рекомендовало пересмотреть концепцию, обвинив авторов в мистицизме, в библейской форме, в «чертах извечности», «обречённости», «святости» . В результате Эйзенштейн был вынужден переписать сценарий, заменить нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви («преображения в клуб»), вызвавшей наибольшую критику, ввести динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее 17 марта 1937 года приказом по Главному управлению кинематографии работы по постановке фильма были приостановлены . Эйзенштейну пришлось выступить с публичной самокритикой в печати. Статья, написанная им, называется «Ошибки „Бежина луга“» . В наказание за ошибки он был отлучён от преподавательской деятельности . Единственная копия фильма исчезла во время войны. По легенде, плёнку положили в контейнер и зарыли на территории киностудии «Мосфильм». По возвращении из эвакуации найти её не удалось. От «Бежина луга» осталось 8 метров плёнки, два варианта режиссёрского сценария , заметки, рисунки и — самое главное — срезки кадров, которые сделала монтажёр Эсфирь Тобак . На их основе в 1967 году был смонтирован фотофильм.

Кинофильм «Александр Невский»

Непростой оказалась и судьба фильма «Александр Невский». Его литературный сценарий под названием «Русь» подвергся резкой критике как «издёвка над историей». К апрелю 1938 года Пётр Павленко и Сергей Эйзенштейн дважды переписали сценарий с учётом замечаний историков. 1 декабря 1938 года фильм «Александр Невский» вышел на экраны и пользовался большим успехом у зрителя. Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке изображалась в нём как злободневное предупреждение о германской агрессии. «Патриотизм — наша тема», — писал Эйзенштейн, прямо сравнивая тевтонов-крестоносцев с германскими национал-социалистами . За этот фильм режиссёр был награждён орденом Ленина и получил звание доктора искусствоведения . Однако сразу после подписания пакта Молотова — Риббентропа «Александр Невский» был изъят из проката, так как советское правительство хотело избежать обострения отношений с Германией . Тем не менее в марте 1941 года Эйзенштейн был удостоен за него Сталинской премии I степени. С началом Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экран и сыграл мобилизующую роль в борьбе против немецких захватчиков.

Опера «Валькирия»

В ноябре 1939 года главный дирижёр Большого театра Самуил Самосуд обратился к Эйзенштейну с предложением осуществить постановку « Валькирии » Вагнера . Эйзенштейну, который ранее никогда не ставил опер, пришлось согласиться. Самосуд объяснил ему, что постановка «Валькирии» имеет «важное государственное и международное значение». Узнав о её подготовке, немцы даже предложили командировать в Москву дирижёра Вильгельма Фуртвенглера .

18 февраля 1940 года в радиопередаче на немецком языке по Московскому радио Эйзенштейн похвалил пакт Молотова — Риббентропа как вклад в «фундаментальное улучшение» политических отношений между Советским Союзом и Германией и как «основу» для упрочения и дальнейшего развития «дружеских отношений» между двумя странами . Во время постановки «Валькирии» он работал над статьёй о германской мифологии и писал, что Вагнер близок ему «по эпичности темы, по романтичности сюжета, по удивительной образности музыки, которая взывает к пластическому и зрительному решению». Эйзенштейн поставил задачу создать «звукозрительский синтез » .

В октябре 1940 года он был назначен художественным руководителем киностудии « Мосфильм » .

Премьера «Валькирии» состоялась 21 ноября 1940 года и была приурочена к завершившемуся визиту Молотова в Берлин. К тому же Вагнер был любимым композитором Гитлера , что придавало постановке ещё большее политическое значение . Однако режиссёрские идеи и сценические приёмы Эйзенштейна оказались слишком модернистскими и слишком авангардными, чтобы оправдать ожидания заказчиков. Присутствовавшие на премьере немецкие дипломаты были «польщены и обескуражены», румынский посланник заметил, что это « Гибель богов » и «казачий балет» одновременно. Австрийский коммунист Эрнст Фишер увидел в постановке «дерзкую пародию на Вагнера », которая «совершила шаг от возвышенного к смешному» и тем самым как бы подорвала основы советско-германского пакта . «Валькирия» была снята с репертуара Большого театра 27 февраля 1941 года после шести показов .

Общественная деятельность в годы войны

27 июня 1941 года Эйзенштейн опубликовал в газете «Кино» статью «„Диктатор“. Фильм Чарли Чаплина» — о фильме « Великий диктатор ». На следующий день статья была перепечатана с сокращениями « Комсомольской правдой ». 3 июля он выступил по радио для США с речью об Отечественной войне советского народа . 8 июля в газете «Кино» была опубликована его статья «Со Сталиным к победе». 11 июля газета Московского военного округа « » опубликовала его статью «Фашистские зверства на экране» — о военных выпусках немецкой кинохроники студии УФА . 19 июля в газете « Красный флот » вышла его заметка «Громите, сокрушайте подлых захватчиков». 18 июля он опубликовал в газете « » заметку «Гитлер зажат в клещи».

7 августа в связи с успешной работой киностудии «Мосфильм» в условиях Великой Отечественной войны Эйзенштейну как художественному руководителю студии была объявлена благодарность. Он был включён в состав редколлегии по выпуску « Боевых киносборников ». Выступил на «Мосфильме» с докладом на совещании, посвящённом оборонной киноновелле.

24 августа по личному указанию Сталина Эйзенштейн как русский представитель советской интеллигенции выступил на состоявшемся в Москве митинге представителей еврейского народа :

В смертельной схватке сейчас встретился носитель звериной идеологии — фашизм с носителями гуманистического идеала — Советским Союзом и великими его сподвижниками в этой борьбе — с Великобританией и Америкой.

«Дайте мне точку опоры и я переверну землю!» — говорил Архимед .

«Дайте нам точку опоры, — взывают из мрака угнетённые фашизмом народы, — и мы расправимся с нашими поработителями!»

Есть такая точка опоры!

Опора в этой священной борьбе — Советский Союз.

Славяне уже поднялись. И не должно остаться на поверхности земного шара ни одного еврея, который тоже не поклялся бы всеми доступными ему средствами и силами участвовать в этой священной борьбе.

Подписал опубликованное 25 августа 1941 года в газете « Правда » коллективное обращение «Братья евреи всего мира!» .

6 октября был освобождён от обязанностей художественного руководителя киностудии « Мосфильм » на время работы над фильмом «Иван Грозный». 8 октября опубликовал в газете « Правда » статью «Кино против фашизма». 14 октября вместе со студией выехал в эвакуацию в Алма-Ату . 16 ноября 1941 года был утверждён членом художественного совета Центральной Объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате.

24 мая 1942 года подписал коллективное обращение «К евреям всего мира!», принятое на состоявшемся в Москве Втором митинге представителей еврейского народа .

26 июля 1944 года Эйзенштейн возвратился из Алма-Аты в Москву. 5 сентября 1944 года вошёл в состав художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР .

Кинофильм «Иван Грозный»

Перед самым началом войны Эйзенштейн приступил к работе над исторической киноэпопеей « Иван Грозный ». 5 сентября 1942 года был утверждён режиссёрский сценарий, а 22 апреля 1943 года начались съёмки . В условиях эвакуации, в далёкой Алма-Ате он создал величественную трагедию. Противоречивая фигура Ивана IV с его прогрессивными устремлениями к объединению русских земель , к присоединению Казани , к выходу в Балтику , но и с его чудовищной жестокостью, жутким одиночеством и мучительными сомнениями — была изображена Эйзенштейном и актёром Николаем Черкасовым с редкостной силой. Первая серия фильма имела стержневую идею «За русское царство великое», вторая ставила проблему трагедии власти и одиночества: «Един, но один» .

Первая серия «Ивана Грозного» вышла на экраны 16 января 1945 года и получила единодушное признание зрителей и критики как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1946 году Эйзенштейн был удостоен за неё Сталинской премии I степени. На I Локарнском международном кинофестивале фильм был отмечен жюри за лучшую операторскую работу . Было особенно важно, что такое многосложное и совершенное полифоническое кинопроизведение создано в окровавленной, сражающейся стране. Однако вторая серия под названием «Боярский заговор» подверглась критике в постановлении ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 года :

Режиссёр Сергей Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие Ку-Клус-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.

На экраны вторая серия «Ивана Грозного» была выпущена лишь 1 сентября 1958 года .

Эйзенштейн тяжело переживал судьбу своего фильма. Он до последнего дня работал над его исправлением, как всегда, сочетая творчество с теоретической, публицистической, педагогической и общественной деятельностью.

Последние годы жизни

2 февраля 1946 года в Доме кино на балу в честь лауреатов Сталинской премии с Эйзенштейном случился инфаркт миокарда . В Кремлёвской больнице и позднее в санатории « Барвиха » он начал писать свои мемуары.

23 ноября 1946 года ему была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» .

19 июня 1947 года Эйзенштейн получил назначение на должность руководителя сектора кино Института истории искусств АН СССР . В этот период он работал над исследованием «Пафос», серией очерков «Люди одного фильма», «Иван Грозный», над исследованием «О стереокино» и вернулся к статье о цвете в кино.

21 января 1948 года накануне 50-летия со дня рождения режиссёра Министерство кинематографии СССР ходатайствовало о награждении его орденом Ленина . В деле сохранилась записка заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Василия Степанова от 13 февраля 1948 года: «Ввиду скоропостижной смерти т. С. М. Эйзенштейна просьба т. Большакова отпадает» .

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года на 51-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Рисунки

Сергей Эйзенштейн. Очередь, 150 человек (1916)

Сергей Эйзенштейн рисовал с раннего детства и оставил огромный архив рисунков, эскизов , набросков, раскадровок , которые до сих пор представляют собой богатейший материал для исследования. При жизни он не был оценён как художник. Лишь одна небольшая выставка его рисунков была показана в США , и он с удовольствием цитировал в мемуарах хвалебную рецензию на неё в The New York Times , но это была прежде всего выставка всемирно известного кинематографиста. Через 9 лет после смерти Эйзенштейна в Центральном доме работников искусств в Москве состоялась большая персональная выставка его графики. В 1961 году в издательстве « Искусство » вышла первая книга рисунков Эйзенштейна, благодаря которой он стал широко известен и как художник.

Семья

Жена (с 1934 года ) — журналистка и кинокритик Перл Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева ; 18 ноября 1900 23 сентября 1965 ), хранительница архива С. М. Эйзенштейна и один из составителей посмертного собрания его сочинений в шести томах (1964—1971) . Среди прочего, ею был составлен вышедший в Госкиноиздате в 1940 году юбилейный альбом «Советское киноискусство, 1919—1939».

Фильмография

Памятные монеты Банка России к 100-летию со дня рождения Эйзенштейна. 2 рубля, серебро, 1998

Награды, премии, звания

Почётное звание:

Государственные премии:

  • 15 марта 1941 года — Сталинская премия I степени — за фильм «Александр Невский» (1938)
  • 26 января 1946 года — Сталинская премия I степени — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)

Ордена и медали:

Образ в культуре и искусстве

В кинематографе

В игровом кино

В документальном кино

Память

Почтовая марка СССР. Советское киноискусство. Броненосец «Потёмкин». Номер в каталоге ЦФА 3257, 1965

Библиография

  • Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов : К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте] // Леф . — 1923. — № 3. — С. 70—75.
  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. — 1926. — № 35. — С. 10.
  • Эйзенштейн С. , Пудовкин Вс. , Александров Г. Будущее звукового фильма : // Жизнь искусства. — 1928. — № 32. То же: Советский экран . 1928 .
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. — 1926. — № 34.
  • Эйзенштейн С. М. Иван Грозный [: Киносценарий]. — М.: Госкиноиздат, 1944 . — 192 с.
  • Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. — Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.: фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. — М.: Искусство , 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. — М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein . Рисунки / Dessins / Drawings. — М.: Искусство, 1961 . — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. — М.: Искусство, 1964—1971.
    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. — М., 1964. — 696 с.
    • Т.2: Работы 1923—1940 гг.]: цикл работ о монтаже , программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии , выступление на творческом совещании 1935 года ; статьи и заметки разных лет; « Заявка Эйзенштейна, Пудовкина , Александрова », Будущее звуковой фильмы, перевод доклада на английском языке, Монтаж 1938 и др. исследования. М., 1964. — 566 с.
    • Т.3: Теоретические исследования 1945—1948 гг. — М., 1964. — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены ». — М.: 1966. — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», « Диккенс , Гриффит и мы»; Критика и публицистика. — М., 1968. — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. — М., 1971. — 560 с.
  • Эйзенштейн С. [: воспоминания о К.Малевиче ] / Публ. И. Вакар // Новые рубежи: Одинцово. — 1988, 28 января. — № 12-13 (11051-11052).
  • Эйзенштейн С. / Публ. Н.Клеймана // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988. — Вып. 3. — С. 234—278.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин [: антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. — С. 401—412. — (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3 .
  • Эйзенштейн С. , Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова [: трагикомедия о прифронтовом доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925 // НЛО. — 1993. — № 4. — С. 5—19.
  • Эйзенштейн С . Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвёртое измерение в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж : учебное издание / Предисловие Р. Юренева . — М.: ВГИК, 1998. — 193 с. — ISBN 5-87149-038-7 .
  • Эйзенштейн С . Мемуары / Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клеймана . — М.: Труд; Музей кино, 1997. — 432 с. — («Живая классика») — ISBN 5-88244-009-2 .
  • Эйзенштейн С . Мемуары. — М.: Труд; Музей кино, 1997. . — 544 с. — («Живая классика») — ISBN 5-88244-010-6 .
  • («Заметки касательно театра» и другие записи)./ Публ., вст. ст., коммент. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной//Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 /Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 190—279.
  • . Публ., вст. ст. и примеч. А. С. Миляха // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 280—305.
  • . Публ., вст. текст и коммент. С. И. Савенко // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 310—326.
  • Эйзенштейн С . Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. — 592 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.) .
  • Эйзенштейн С . Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 495 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.) .
  • Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи) / Публ., вступит. текст, примеч. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: УРСС, 2000. — С. 190—279.
  • Эйзенштейн С . Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино , 2002 . — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1 .
  • Эйзенштейн С . Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. — 687 с. — ISBN 5-901631-09-9 .
  • / Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: АРТ, 2004. — С. 200—208; 537—539.
  • Эйзенштейн С . Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана . — М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. — 624 с. — ISBN 5-901631-12-9 .
  • Эйзенштейн С . Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е. Басина . — М.: Смысл, 2002. — 336 с. — ISBN 5-89357-114-2 .
  • . Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Забродина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. — С. 437—505.
  • Увлечён был очень и лихо трудился" Эйзенштейн С. М. Из дневников 1939—1941 годов (О постановке «Валькирии» Вагнера в Большом театре) / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Забродина // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2019. — С. 487—558.

См. также

Примечания

  1. М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Эйзенштейн Сергей Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Mitry J. Sergey Mikhaylovich Eisenstein // (англ.)
  4. от 21 марта 2017 на Wayback Machine // Киноведческие записки. — 2013. — № 102/103, с. 314—323.
  5. , с. 6—8.
  6. , с. 9—10.
  7. , с. 12—14.
  8. Эйзенштейн был воспитан в православной семье, но впоследствии стал материалистом и атеистом ( Майк О’Махоуни. от 11 августа 2018 на Wayback Machine 2008).
  9. . Дата обращения: 19 марта 2021. 23 мая 2021 года.
  10. , с. 16—18.
  11. , с. 19—21.
  12. , с. 31—33.
  13. , Текст под иллюстрацией на четвёртой вклейке..
  14. . Дата обращения: 8 февраля 2018. 1 сентября 2017 года.
  15. , с. 26—29.
  16. , с. 35.
  17. , с. 40—42.
  18. , с. 54—56.
  19. Летопись жизни и творчества С. М. Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Искусство, 1964, с. 573.
  20. , с. 327—329.
  21. , с. 62—64.
  22. Майк О`Махоуни. Сергей Эйзенштейн. — М.: Ад Маргинем, 2016, с. 30.
  23. , с. 330—333.
  24. , с. 334—336.
  25. , с. 78, 83.
  26. . diletant.media . Дата обращения: 30 июня 2023. 30 июня 2023 года.
  27. , с. 337—338.
  28. Лебедев, Николай . Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы . Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 7 августа 2012. Архивировано из 8 июня 2012 года.
  29. Ямпольский, Михаил. . Киноведческие записки (1999). Дата обращения: 9 августа 2012. Архивировано из 10 ноября 2012 года.
  30. , с. 347—349.
  31. , с. 352.
  32. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 1. Немые фильмы (1918—1935 гг.) — М.: Искусство, 1961, с. 82.
  33. , с. 383.
  34. . Дата обращения: 29 октября 2020. 21 января 2021 года.
  35. Юренев Р. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974, с. 30.
  36. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 1. Немые фильмы (1918—1935 гг.) — М.: Искусство, 1961, с. 345.
  37. Забродин В. Эйзенштейн — попытка театра. — М.: Эйзенштейн-центр, 2005, с. 259.
  38. Забродин В. Эйзенштейн на рандеву с Европой: Август — декабрь 1929 года // Искусство кино. — 2016. — № 3; № 4. — С. 123—137.
  39. Сталин и Каганович. Переписка. 1931—1936 гг. / Сост.: О. В. Хлевнюк, Р. У. Дэвис, Л. П. Кошелева, Э. А. Рис, Л. А. Роговая. Федеральная архивная служба России; Российский государственный архив социально-политической истории. — М.: РОССПЭН, 2001, с. 101.
  40. Юренев Р. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974, с. 31.
  41. Сталин и Каганович. Переписка. 1931—1936 гг. / Сост.: О. В. Хлевнюк, Р. У. Дэвис, Л. П. Кошелева, Э. А. Рис, Л. А. Роговая. Федеральная архивная служба России; Российский государственный архив социально-политической истории. — М.: РОССПЭН, 2001, с. 137.
  42. Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 257—261.
  43. // Правда : газета. — 1935. — 12 января ( № 12 (6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
  44. Зоркая Н. Портреты. — М.: Искусство, 1966, с. 97-98.
  45. Зоркая Н. Портреты. — М.: Искусство, 1966, с. 100.
  46. Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино 1924—1953. — М.: Дубль-Д, 1995, с. 58.
  47. Борис Шумяцкий . // Правда : газета. — 1937. — 19 марта ( № 70 (7043) ). — С. 3 . 19 февраля 2020 года.
  48. Эйзенштейн С. М. : [ 24 октября 2020 ] // Советское искусство : газета. — 1937. — № 18 (364) (17 апреля). — С. 3.
  49. Клейман Н. И. Эйзенштейн, «Бежин луг» (первый вариант), культурно-мифологические аспекты // Формула финала : сборник. — М. : Эйзенштейн-центр, 2004. — С. 126 . — ISBN 5-901631-08-0 .
  50. Зоркая Н. Портреты. — М.: Искусство, 1966, с. 102.
  51. Юренев Р. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974, с. 32.
  52. Юренев Р. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: В 2 ч. Ч. 2. 1930—1948. — М.: Искусство, 1988, с. 183.
  53. Невежин В. А. Советская политика и культурные связи с Германией (1939—1941 гг.) // Отечественная история / РАН. Институт рос. истории. — М.: Наука, 1993. — № 1, с. 27.
  54. Eisenstein und Deutschland. Berlin, Akademie der Künste, Henschel Verlag, 1998, S. 105.
  55. Шпиллер Н. «Валькирия» // Советская музыка. — 1979. — № 9.
  56. Летопись жизни и творчества С. М. Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Искусство, 1964, с. 587.
  57. Eisenstein und Deutschland. Berlin, Akademie der Künste, Henschel Verlag, 1998, S. 189—190.
  58. Летопись жизни и творчества С. М. Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Искусство, 1964, с. 588.
  59. Братья евреи всего мира!: Выступления представителей еврейского народа на митинге, состоявшемся в Москве 24 августа 1941 г. — М.: Госполитзидат, 1941, с. 25—26.
  60. . Дата обращения: 7 декабря 2008. 9 декабря 2008 года.
  61. Дата обращения: 19 октября 2020. 20 октября 2020 года.
  62. Летопись жизни и творчества С. М. Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Искусство, 1964, с. 588—589.
  63. Юренев Р. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974, с. 33.
  64. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.) — М.: Искусство, 1961, с. 332.
  65. Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино 1924—1953. — М.: Дубль-Д, 1995, с. 91-92.
  66. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.) — М.: Искусство, 1961, с. 352.
  67. Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 800.
  68. Летопись жизни и творчества С. М. Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Искусство, 1964, с. 589—590.
  69. . Дата обращения: 7 сентября 2013. 3 декабря 2013 года.
  70. (недоступная ссылка) : В семейной жизни, Сергей Эйзенштейн называл её Перл.
  71. // Правда: газета. — 1935. — 12 январь ( № 12 (6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
  72. // Литературная газета: газета. — 1941. — 16 март ( № 11 (925) ). — С. 1 .
  73. // Советское искусство: газета. — 1946. — 1 февраль ( № 5 (989) ). — С. 1 . 2 июня 2021 года.
  74. Exposition internationale (1925 ; Paris) Auteur du texte. . — 1925. — С. 173. 17 октября 2020 года.
  75. . Дата обращения: 14 октября 2020. 15 октября 2020 года.
  76. // Советское искусство: газета. — 1939. — 2 февраль ( № 16 (596) ). — С. 3 . 28 августа 2019 года.
  77. от 21 августа 2010 на Wayback Machine net-film.ru
  78. . Дата обращения: 6 января 2018. 6 мая 2016 года.
  79. Leyland C. (англ.) . Oxford English Dictionary (октябрь 2018). Дата обращения: 3 марта 2019. 30 декабря 2018 года.

Литература

  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана . — М. : Киноцентр, 1991. — 128 с.
  • Барт Р. . Исследовательские заметки о нескольких фотограммах Эйзенштейна. Строение фильма (сборник статей) / К. Разлогова . — М. : Радуга, 1984.
  • Барт Р. Дидро , Брехт , Эйзенштейн // Как всегда — об авангарде. Антология французского театрального авангарда / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С. Исаева. — М. : ГИТИС, 1992. — ISBN 5-85717-009-5 .
  • en Судьба броненосца: Биография Сергея Эйзенштейна / пер. с англ. А. Скидана, под. ред. Я. Левченко. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 392 c.
  • Иванов Вяч. Вс. . // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — 3. — М. : Наука , 1988. — С. 279—290.
  • Иванов Вяч. Вс. / Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — М. : Языки русской культуры, 1998. — Т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. — С. 141—378. — ISBN 5-7859-0073-4 .
  • Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра: Статьи и публикации. — М. : Эйзенштейн-центр, 2005. — 344 с. — ISBN 5-901631-15-3 .
  • Забродин В. Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919—1948. — М. : Новое издательство, 2005. — 352 с. — ISBN 5-98379-022-6 .
  • Платт К. М. Ф. Сергей Эйзенштейн: Конфликт // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2016. — Т. 1. — С. 315—492. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5 .
  • Клейман Н. Л. Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино. — М. : Ad Marginem , 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-91103-365-1 .
  • Садуль Ж. Всеобщая история кино: Европа после первой мировой войны = Historie Gėnėrale Du Cinėma / Под ред. С. И. Юткевича . — М. : Искусство , 1982. — Т. 4 (первый полутом). — 528 с. — 25 000 экз.
  • Фернандес Д. Эйзенштейн. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС , 1996. — 208 с. — ISBN 5-87135-011-9 .
  • Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-902358-03-9 ,.
  • Шкловский В. Б. Эйзенштейн. — 2-е изд. — М. : Искусство , 1976. — 328 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  • Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974. — 424 с. — 30 000 экз.
  • Marcadé Jean-Claude . S. M. Eisenstein: dessins secrets. — Seuil, 1999. — 183 p. — ISBN 202033612X , 978-2020336123.

Ссылки

Источник —

Same as Эйзенштейн, Сергей Михайлович