Сациас, Яннис
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́ннис Кефаллино́с ( греч. Γιάννης Κεφαλληνός , фр. Jean Kefalinos ; 12 июля 1894 , Александрия — 27 февраля 1957 , Афины ) — греческий художник и гравёр XX века. Один из самых видных гравёров и иллюстраторов книг современной Греции .
Родился в 1894 году в греческой общине Александрии. Его родители были состоятельными людьми и корнями происходили с греческих островов Закинф и Хиос . Яннис Кефаллинос получил начальное образование в Александрии и был послан семьёй в 1912 году учиться на инженера в Гент в Бельгию . Несмотря на свои способности в математике и наставления родителей, Яннис Кефаллинос принял решение оставить свою учёбу в Генте и отправился учиться в Париж изучать историю искусства и живописи. Поступил в парижскую Школу изящных искусств .
В 1914 году, спасаясь от Первой мировой войны , он прервал учёбу и вернулся в Александрию. Яннис Кефаллинос оставался пацифистом и после вступления Греции в войну, как впрочем и в последовавшем в 1919 году малоазийском походе греческой армии.
В Александрии он сошёлся с греческими литературными кругами города и опубликовал ряд эссе о искусстве. В этот период он создал свои первые гравюры для сатирического журнала Маска ( 1918 ).
После окончания Первой мировой войны он вернулся в Париж в 1919 году и продолжил учёбу в «Школе» у гравеёра Габриэля Белло ( фр. Gabriel Bellot). Завершив учёбу, Яннис Кефаллинос оставался во Франции на протяжении десяти лет, где продолжал заниматься гравюрой и иллюстрацией книг. Одновременно он поддерживал дружеские отношения с греческими поэтами Сикелианосом , Кавафисом , Варналисом и др.
В 1922 году Кефаллинос иллюстрировал книгу писателя Жозефа Ривьера ( фр. Joseph Rivière) Mer océane и, двумя годами позже, он иллюстрировал книгу Анатоля Франса «На белом камне» ( Sur la pierre blanche ).
В 1924 году художник женился и поселился в Cinq — Mars la Pile, где купил усадьбу с садом. Здесь он прожил в течение шести лет и стал известен во Франции под именем Jean Kefalinos.
Греческая публика впервые узнала о Яннисе Кефаллиносе из посвящения, опубликованном Костасом Варналисом в журнале «Филики Этерия» в 1925 году.
Особое внимание и оценку его деятельности Янниса Кефаллиноса сделал известный греческий скульптор Константинос Димитриадис , который уже был известным скульптором и работал в Париже. Константинос Димитриадис оставил Францию после приглашения греческого премьер-министра Венизелоса возглавить переживавшую период застоя Афинскую школу изящных искусств .
В 1930 году Константинос Димитриадис пригласил Янниса Кефаллиноса возглавить кафедру гравюры в Афинской «Школе». В этом же году Яннис Кефаллинос оставил свою устоявшуюся жизнь и карьеру во Франции и обосновался в Афинах. В 1931 году он возглавил «Мастерскую гравюры» в Афинской школе изящных искусств .
Греческая действительность не оставляла Яннису Кефаллиносу много времени для собственной творческой работы. Однако художник всегда находил для неё время. Особенно это касается периода его восьмимесячного пребывания на острове Миконос , где он выполнил большой ряд ксилографий. Искусство гравюры и её преподавание, также как искусство иллюстрации книг в то время были почти неизвестны в стране. Яннис Паппас, который был учеником и сотрудником Янниса Кефаллиноса, считает, что Яннис Кефаллинос был не только организатором «Мастерской гравюры», но и создателем гравюры в Греции, получившей блестящее развитие и международное признание через его учеников .
Искусствоведы причисляют Янниса Кефаллиноса к небольшой группе греческих художников, куда входят , , Ликургос Когевинас и , которые принесли в Грецию дух экспрессионизма . Если некоторые искусствоведы считают Галаниса пионером гравюры в Греции, то другие считают, что Яннис Кефаллинос создал первое поколение греческих гравёров и сформировал греческое лицо гравюры. В «Мастерской» Янниса Кефаллиноса, которая стала творческим и демократическим оазисом в тяжёлые времена политической нестабильности и диктатуры генерала Метаксаса , учились греческие гравёры , Костас Грамматопулос , Тасос , Яннис Моралис , , Тилемахос Кантос и многие другие .
Яннис Кефаллинос был убеждённым пацифистом. Но после начала греко-итальянской войны 1940 года он мобилизовал свою «Мастерскую» и учеников для выпуска афиш патриотического и пропагандистского содержания. Эти афиши получили всенародную известность и внесли свой вклад в греческую победу, ставшую первой победой стран антифашистской коалиции .
В тяжёлые годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, Кефаллинос оставался в Афинах. В эти годы его «Мастерская» и ученики стали авторами патриотических работ для Национального Сопротивления . В 1942 году он был арестован оккупационными властями и заключён в тюрьму по причине того, что три его ксилографии, посвящённые страшному голоду зимы 1941—1942 годов , унёсшему только в Афинах жизни 250 тысяч человек, демонстрировали «пораженчество и коммунистическую деятельность» . После освобождения Греции в октябре 1944 года поручил художнику иллюстрировать «Аскетику» Никоса Казандзакиса . Через несколько дней в декабре 1944 года начались бои между городскими отрядами Народно-освободительной армии Греции и высадившимися в Греции британскими войсками. В разгар боёв на улицах Афин Яннс Кефаллинос продолжал работать над книгой, уединившись в своём доме.
Позицию, занятую художником в этот период, выражало изречение древнего баснописца Бабриоса , которое Яннис Кефаллинос сделал своим символом: «ΦΑΙΝΕ ΚΑΙ ΣΙΓΑ» (показывайся и молчи). В декабре 1945 года он издал своё сочинение «Аскетика», которая имела 80 страниц и малый размер (13х19 см). Текст в книге был набран в двух колонках. Числа параграфов и начальные заглавные буквы были напечатаны оранжевым цветом и придавали работе вид церковной книги. Строгость текста подчёркивалась тонкой виньеткой и первой буквой, заключённой в украшение согласно тексту: змея (когда-то связанная с яблоком знания), орёл, шелкопряд в трёх его формах, орёл и змея, божественная молния — всё связано арабесками, в полном равновесии изображения и типографического шрифта.
В послевоенные годы Яннис Кефаллинос открыто выступал в поддержку Кипра за его независимость от англичан .
Иллюстрировал книги Казандзакиса, Превелакиса, Залокостаса , Сикелианоса . Для Буколики Феокрита он создал специальный шрифт. В период 1950 — 1954 Яннис Кефаллинос занялся проектом почтовых марок по заказу Греческой почты . С помощью своих учеников издал альбом Десять белых лекифов из Музея Афин ( 1956 ).
С 1954 года и до самой своей смерти в 1957 году Яннис Кефаллинос был ректором Афинской школы изящных искусств .
Первые работы Кефаллиноса отличались реализмом. Позднее описательные элементы стали отходить на второй план и формы стали более абстрактными.
Яннис Кефаллинос, называемый «молчаливым» писателем или «Калояннис» (добрый Яннис) родственниками, не заботился о рекламе своего творчества. Его работы были рассеяны в основном по книгам которые он иллюстрировал.
К работам Янниса Кефаллиноса можно добавить также и влияние, которое он оказал на своих учеников. Именно его ученики стали инициаторами выставки-ретроспективы в «Школе изящных искусств» через несколько месяцев после смерти своего учителя.
Сегодня творчество Янниса Кефаллиноса, отмеченное авангардистким динамизмом, стало широко известно не в последнюю очередь благодаря работам искусствоведа Эммануила Касдаглиса.
В 2006 году Национальная художественная галерея (Афины) представила работы Янниса Кефаллиноса на выставке «Париж — Афины 1863 −1940», где выставлялись работы французских художников и работы греческих художников, в той или иной мере связанных с французским изобразительным искусством .
Работы Янниса Кефаллиноса заняли одно из центральных мест в выставке «Греческие граверы 20-го века». Выставка затем была перенесена в столицу Македонии, в город Фессалоники и столицу Пелопоннеса в город Патры .
Работы Янниса Кефаллиноса выставляются в постоянных экспозициях Национальной галереи Греции и других публичных и частных галерей .