Пирожкова, Вера Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Вера Александровна Лядова ( 15 [27] марта 1839 — 24 марта [ 5 апреля ] 1870 ) — русская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты .
Вера Лядова родилась в артистической семье. Отец — Александр Николаевич Лядов — известный балетный дирижёр императорских театров; его брат Константин Лядов — главный капельмейстер русской оперы в Петербурге. Двоюродный брат Веры Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижёр, педагог, двоюродная сестра — актриса Александринского театра.
C 10 лет обучалась в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище. В 1865 году Лядова была принята в балетную труппу Петербургских Императорских театров. Как отмечается в источниках, немало способствовали её популярности «великолепная сценическая внешность, врождённая музыкальность, красивый по тембру голос, отменные хореографические данные, юмор и особый шик каскадной опереточной актрисы» . Она одинаково успешно выступала и в оперетте, и в драме, и в балете.
Дебют Лядовой — роль Анюты в водевиле «Барская спесь и Анютины глазки» на сцене Александринского театра. В 1868 году она играет в Каменноостровском театре в водевиле «Мельничиха в Марли» и в нескольких пьесах Красносельского театра .
Успех и признание Лядовой принесла оперетта « » Жака Оффенбаха . Поставленная в Александринском театре в 1868 году, два года спустя после премьеры в Михайловском театре, пьеса выдержала здесь сорок два представления в первый же сезон.
Зритель шёл в Александринский театр «на Лядову». Её имя в афише обеспечивало не просто полный сбор, но всякий раз — торжество, триумф «царицы канкана». Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи в театральной конторе. Сразу после премьеры критик « Отечественных записок » писал: «Театр постоянно полон, билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро противу настоящей цены (один барышник уверял меня, что если бы у него был пятирублёвый билет в бельэтаж для третьего представления, то он сейчас же продал бы его за пятьдесят рублей!). Русскую „Прекрасную Елену“ спешат видеть все» . По точному определению М. О. Янковского , «начиная с постановки „Прекрасной Елены“ петербургская императорская драма обращается на 5-6 лет в настоящий театр оперетты, если оценивать этот этап с точки зрения репертуарного насыщения» .
После «Прекрасной Елены» Лядова играет в более слабых опереттах, специально для неё переведённых или возобновлённых: «Царство женщин», «Слабая струна», «Все мы жаждем любви», «Маленький Фауст», « Птички певчие » и др. Однако, по свидетельству современников, и в этих ничтожных пьесах она была неподражаема.
Была замужем за артистом балета и балетмейстером Львом Ивановым . Они прожили в браке 10 лет, однако тот был несчастливым, в результате чего в 1869 году последовал развод. У них появилось трое детей: первенец скончался в младенчестве, а младший родился глухонемым .
Вера Лядова была похоронена на Смоленском православном кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .