Interested Article - Евангелическая церковь в Австрии (1781—1918)
- 2020-10-15
- 2
Евангелическая церковь в Австрии в 1781—1918 годах — церковь была устроена после выдачи Патента о веротерпимости 13 октября 1781 года в Цислейтании части Габсбургской монархии (затем — Австро-Венгерской империи ), первоначально с отдельными консисториями для евангелистов Аугсбурга и гельветской деноминации, формально объединившихся в 1861 году в унию. В 1867—1915 годах она официально называлась Evangelische Kirche Augsburgischen und Helvetischen Bekenntnisses in den im österr. Reichsrathe vertretenen Königreichen und Ländern ( Евангелическая церковь Аугсбурга и Гельветические конфессии в королевствах и странах в Австрийском совете представленных государств ). Конец деятельности Церкви в такой структуре наступил с падением Австро-Венгрии после Первой мировой войны. В современной Австрии существуют две независимые, но тесно сотрудничающие Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания и Евангелическая церковь Гельветического исповедания . В Залитавии была своя отдельная церковь.
История
Патент на терпимость был выдан 13 октября 1781 года. Важнейшим её пунктом было обеспечение возможности создания евангелической общины ( конгрегации ) на территории, населённой не менее чем 100 протестантскими семьями ( нем. Bethaus ) и школы, а также нанимать священнослужителей и учителей. К концу октября 1782 года 73 722 человека подписались на присоединение к Церкви . Всего через три года после выдачи патента в Цислейтании было основано около 60 лютеранских приходов, присоединившихся к уже существовавшим и действовавшим на особых условиях церквям, как, например, церковь в Цешине, действовавшая с 1709 года при костеле Благодати , или приходы в Галиции , где для поощрения немцев-евангелистов вплоть до колонизации новой провинции, было разрешено в 1774 году строить молитвенные дома и назначать проповедников во Львове , Ярославе , Бродах , Замосце и Залещиках . Большинство реформатских церквей были основаны в Богемии и Моравии гуситами . Самая большая концентрация лютеран была в Тешинской Силезии , где было создано 10 новых общин. Первоначально все евангелическо-аугсбургские общины возглавляла консистория, организованная в Тешине , в составе, утвержденном 22 июля 1784 года. Председателем стал граф Ян Лариш, окружной старост Цешина, мирскими советниками были барон Максимилиан Калиш и Эрнест Блудовски, а священниками пастор Ян Трауготт Бартельмус и Кристиан Готлиб Фрёлих . 22 сентября 1784 г. судебный указ постановил перенести консисторию из Тешина в Вену , где должна была быть организована отдельная реформатская евангелическая консистория. Новая консистория начала функционировать в мае 1785 года.
На более низком уровне Церковь была организована в суперинтенданты под председательством суперинтендантов . В 1783 году суперинтендантом Верхней Австрии был назначен Иоганн Христиан Тилиш, бывший учитель протестантской школы в Цешине, а Георг Фок — Нижней Австрии . 27 февраля 1784 года Ян Трауготт Бартельмус, пастор Тешина, был назначен суперинтендантом Моравии, Силезии и Галиции. В 1784 году также были назначены суперинтенданты Богемии: лютеранин Ян Лахо и реформатор Ференц Ковач, а в 1785 году реформаторский суперинтендант Нижней Австрии Карл Вильгельм Хильхенбах. 23 июня 1785 г. в имперской канцелярии была издана инструкция для надзирателей. Они должны были присматривать за молитвенными домами, школами, общественным образованием, проповедниками, учителями, церковным имуществом и расходами собрания. Крупнейший Моравско-Силезско-Галицкий надзиратель оказался слишком большим, поэтому в конце 1803 г. от него отделился Львовский надзиратель (Галицко-Буковинский с 1902 г.), а также ему были подчинены церкви в Буковине . В 1869 году был основан небольшой лютеранский суперинтендант Ашу , состоящий всего из 3 конгрегаций. В 1900 году суперинтендант Чехии был разделен на западную (немецкоязычную) и восточную (чехоязычную) части.
Сеньоры оставались на более низком уровне, а реформатские сеньоры во Львове подчинялись непосредственно консистории. Например, Моравско-Силезско-Галицкое надзирание первоначально было разделено на четыре сеньора: в Моравии на Брно и Сухдол, а в Галиции на Львов и (7 мая 1790 ). Силезское синьорство было учреждено судебным указом от 14 декабря 1807 г. . В 1810 году было так называемое пастырское постановление , которое определяло официальные границы церквей и разрешало многочисленные споры.
Очередная волна перемен в пользу евангелистов пришла с так называемым Весной Наций в 1848 году, увенчавшейся выдачей Протестантского патента 8 апреля 1861 г., установившего новую правовую основу для функционирования Евангелической церкви в Империи, уравняв её в правах с Католической церковью . Его выпуск привел к созданию множества новых общин и школ.
9 апреля 1861 г. был издан второй патент, временный закон о евангелической церкви, касающийся конгрегационалистских общин, способа их объединения в старейшие и надзирательские общины и замены их в Генеральном Синоде, а также другие организационные вопросы. Он также назначил высшую административную и судебную инстанцию для обеих конфессий, заменив консисторию: Высший императорский и царский церковный совет (нем. Oberkirchenrat ) в Вене, действовавший при ЦК Министерства по делам религий и просвещения. Окончательную форму церковному праву должны были придать последующие Генеральные Синоды (высший законодательный орган Церкви).
Президентами Высшего императорско-королевского церковного совета по очереди были:
- 1861—1874 — Йозеф Андреас Циммерманн
- 1874—1884 — Конрад Шмидт фон Альтенхайм.
- 1884—1909 — Рудольф фон Франц.
- 1909—1911 — Герман Пфафф
- 1911—1925 — Вольфганг Хаазе
Первый Генеральный Синод состоялся 22 мая 1864 года. До 9 июля было проведено в общей сложности 32 собрания, на которых частично собрались вместе лютеранские и гельветские евангелисты, в результате которых в парламент был представлен для принятия церковный закон. Парламент после многочисленных изменений дал ему императорскую санкцию 6 января 1866 г. 15 декабря 1891 г. Центральный комитет Министерства по делам религии и просвещения утвердил «Закон об евангелической церкви Аугсбурга и Гельветической церкви», принятый Генеральные Синоды обеих конфессий в 1889 г.
По церковной схеме 1875 года Церковь делилась следующим образом:
-
Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания:
- Суперинтендантура Вены (30 приходов)
- Суперинтендантура Верхней Австрии (16 приходов)
- Чешская суперинтендантура (24 прихода)
- Суперинтендантура Аш (3 прихода)
- Моравско-Силезская суперинтендантура (32 прихода)
- Львовская суперинтендантура (22 прихода)
-
Евангелическая церковь Гельветических исповеданий:
- Венская суперинтендантура (5 приходов)
- Чешская суперинтендантура (46 приходов)
- Моравская суперинтендантура (22 прихода)
- Львовская суперинтендантура (4 прихода)
В 1900 году Чешский суперинтендант был разделен на западную и восточную части.
В 1913 году было 7 лютеранских суперинтендантств:
- Вена (134 748 верующих, 48 приходов, 15 школ)
- Верхняя Австрия (30 106 верующих, 21 приход, 16 школ)
- Западная Чехия (54 315 верующих, 34 прихода, 10 школ)
- Восточная Богемия (13 852 верующих, 15 приходов, 6 школ)
- Аш (29 366 верующих, 3 прихода)
- Моравия и Силезия (136 290 верующих, 45 приходов, 0 школ)
- Галиция и Буковина (52 540 верующих, 29 приходов, 77 школ)
Всего: 451 217 верующих, 195 приходов, 134 школы.
В свою очередь Гельветическая церковь состояла из 3 сеньоратов:
- Вена (14 626 верующих, 6 приходов, 1 школа)
- Чехия (79 829 верующих, 61 приход, 26 школ)
- Моравия (43 846 верующих, 28 приходов, 1 школа)
Кроме того, имелся Галицкий сеньорат, непосредственно подчиненный Вене (4679 верующих, 4 прихода, 17 школ). Всего Гельветическая церковь насчитывала 142 980 верующих, 99 приходов, 45 школ. Всего вся Евангельская церковь насчитывала 594 197 верующих, 294 прихода, 148 школ . Помимо немецкого, для проповеди использовались также чешский и польский языки.
В послевоенной республиканской Австрии продолжала функционировать Евангелическая церковь, и теперь это две независимые, но тесно сотрудничающие друг с другом Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания и Евангелическая церковь Гельветического исповедания. Немецкоязычные общины в Чехословакии основали , те, кто считал себя наследниками гуситизма , основали евангелическую Чешскую братскую церковь , шесть польскоязычных церквей в т. н. Заользье основали Евангелическую церковь Аугсбургского исповедания в Восточной Силезии в Чехословакии , общины в польской Тешинской Силезии 20 декабря 1918 года присоединились к консистории в Варшаве , а общины в Галиции (помимо Кракова) учредили отдельные .
См. также
Примечания
- F. Michejda, s. 135
- F. Michejda, s. 138
- Biała od zarania…, 2011, s. 259
- J. Spyra, 2012, s. 328
- (чеш.) . www.volny.cz . Дата обращения: 5 ноября 2022. 18 октября 2013 года. (de)
- . Дата обращения: 5 ноября 2022. 5 ноября 2022 года.
Библиография
- Franciszek Michejda: Dzieje Kościoła ewangelickiego w Księstwie Cieszyńskim (od Reformacji do roku 1909). Katowice: Dom Wydawniczy i Księgarski «Didache», 1992, s. 131—172. ISBN 83-85572-00-7 .
- Janusz Spyra: Śląsk Cieszyński w okresie 1653—1848. Cieszyn: Starostwo Powiatowe w Cieszynie, 2012, s. 323—330. ISBN 978-83-935147-1-7 .
Ссылки
- museum.evang.at . Дата обращения: 5 ноября 2022. (de)
- Schematismus der evangelischen Kirche Augsb. und Helvet. Bekenntnisses in den im österr. Reichsrathe vertretenen Königreichen und Ländern. Вена: 1875 г. (немецкий). (схема церкви 1875 г.)
- 2020-10-15
- 2