Interested Article - Ибн Таймия
- 2020-05-14
- 2
Таки́ ад-Дин Ибн Тайми́я (другие варианты написания — Таймийя, Таймийа, Таймиййа, Теймия; араб. تقي الدين ابن تيمية ; 1263 , Харран , совр. Турция — 1328 , Дамаск , совр. Сирия ) — арабо-мусульманский теолог, салафитский проповедник правовед ханбалитского мазхаба , критик « нововведений » в религии; его имя принято связывать с салафизмом . Ряд авторов называют Ибн Таймию суфием , хотя он был известен своей критикой некоторых положений суфизма и поспособствовал появлению негативного представления об этом течении среди западных исламоведов .
Преподавал в дамасской медресе Ханбалия. В течение своей жизни из-за конфликтов с правителями и их подданными несколько раз попадал в тюрьму фалсафа ) , рационализма калама , культа «святых» и т. д. В вопросе описания Бога, Ибн Таймия одинаково отвергал и отрицание божественных атрибутов , и сравнение Аллаха с его творениями, и символико-аллегорическое толкование священных текстов . В вопросах политики Ибн Таймия выступал за единство государства и религии, признавал необязательность халифата и возможность существования одновременно более одного халифа . Оставил после себя около 500 сочинений .
. Подвергал критике попытки привнесения в исламское богословие элементов греческой философии (Биография
Полное имя: Таки ад-Дин Абу-ль-Аббас Ахмад ибн Абд аль-Халим ибн Абд ас-Салам ибн Абдуллах ибн Абу-ль-Касим аль-Хидр ан-Нумайри аль-Харрани ад-Димашки аль-Ханбали ( араб. تقي الدين أبو العباس أحمد بن عبد الحليم بن عبد السلام ابن عبد الله بن أبي القاسم الخضر النميري الحراني الدمشقيّ الحنبلي ) .
Родился в 1263 году в Харране (совр. Турция ) в семье смешанного арабо - курдского происхождения. Его отец был арабом , а мать — курдянкой . Из-за угрозы монгольского завоевания Харрана, в 1269 году Ибн Таймия вместе с родителями переехал в Дамаск ( Шам ). Его отец, (ум. 1283 ), был знатоком исламского права , хадисоведения , толкования Корана и других богословских дисциплин. В Дамаске Абд аль-Халим аль-Харрани начал преподавать в знаменитой мечети Омейядов и возглавил медресе Суккария. В этом медресе молодой Ибн Таймия получил своё образование, а после смерти отца в 1284 году сам встал во главе её. С ранних лет он выучил наизусть Коран, изучал не только религиозные науки, но и математику, логику, философию . Получив традиционное религиозное образование, Ибн Таймия оказался под влиянием работ Ахмада ибн Ханбаля . Среди его учителей был шейх , главный кади ханбалитов Дамаска с 1265 года .
В то время в Дамаске собрались многие известные учёные того времени, бежавшие от монгольского нашествия и нашедшие спасение в этом городе. Дамаск стал культурным центром мусульманского мира, здесь развивались различные мусульманские идеологии, проводилась полемика между ними. Господствующей мировоззренческой школой в то время была ашаритская школа калама , которая поддерживалась вначале Айюбидами , а затем тюркскими правителями. Первоначально был представителем ханбалитского мазхаба. Подвергал критике положения ашаритского учения .
С 1296 года Ибн Таймия начал преподавать в дамасской медресе Ханбалия. В течение своей жизни из-за своего религиозного фанатизма и реформаторского рвения, а также конфликтов с правителями и их подданными он несколько раз попадал в тюрьму . В 1306—1312 годах находясь в Египте вступил в полемику с местными богословами различных направлений. В Египте его обвинили в антропоморфизме ( ташбих ) и заключили в тюрьму. Выйдя на свободу, он возобновил борьбу с тем, что по его мнению было «недопустимыми новшествами» ( бида ) , и вновь был подвергнут тюремному заключению. Вернувшись в 1313 году в Дамаск, он занялся преподавательской деятельностью. Ибн Таймия принимал активное участие в организации джихада в связи с походом аль-Малика Ладжина на Малую Армению и в связи с угрозой нашествия монголов на Сирию. После возвращения в Дамаск он дважды подвергался тюремному заключению и умер в 1328 году в дамасской цитадели . Похоронен на суфийском кладбище .
Спустя четыре столетия после его смерти изложенное в его сочинениях учение оказало огромное влияние на Ибн Абдуль-Ваххаба и легло в основу ваххабизма , поддержанного династией Саудидов и ныне являющегося официальной идеологией Саудовской Аравии . Отмечают авторитетность Ибн Таймия для Усамы бен Ладена .
Взгляды
Борясь с «недозволенными новшествами», Ибн Таймия подвергал критике попытки привнесения в исламское богословие элементов греческой философии ( фалсафа ) , рационализма калама , культа « святых » и практики паломничества к могиле Пророка . Авторитетами в области знания и фикха Ибн Таймия считал улемов , «считая их наследниками и хранителями чистоты ислама» .
Его произведение «Минхадж ас-Сунна» («Путь сунны») представляет собой полемику с «Минхадж аль-Карама» («Путь харизмы»), написанного Алламе Хилли — шиитским богословом и учеником Насир ад-Дина ат-Туси . Помимо критики шиизма, он также выступал с критикой по отношению к хариджитам , мутазилитам и ашаритам .
Теология
Ибн Таймия строил своё ханбалитское кредо на принципе «золотой середины» (васат) , пытаясь опираться на разум ( акль ), традицию ( ) и волю ( ) . В вопросе описания Бога он одинаково отвергал и отрицание божественных атрибутов ( татиль , апофатизм), и сравнение Аллаха с его творениями ( ташбих , антропоморфизм ), и символико-аллегорическое толкование священных текстов ( тавиль ) . В соответствии с традиционалистской установкой ханбализма он считал Коран и сунну единственным источником религиозной истины . По мнению Ибн Таймийи, Бога следует описывать только так, как он характеризуется в Коране и хадисах пророка Мухаммада.
В вере ( иман ) он выделял чувство, на которое она опирается, формулы, в которых она выражается, и действия, благодаря которым она достигает полноты. Ибн Таймия отдавал предпочтение мнению сподвижников и последователей Пророка перед доктринами основателей мазхабов . Он предпочитал совершать иджтихад на основе текста Корана и хадисов (насс) , отводя значительную роль суждению по аналогии ( кияс ) и принижая тем самым значение иджма .
В вопросе свободы воли и предопределения Ибн Таймия стремился возродить моральный активизм, заложенный в Коране и сунне. Он полагал ошибочным мутазилитское отрицание роли Бога в человеческих деяниях и ашаритское отрицание действенной воли человека. Решая дилемму «свобода воли — божественное всемогущество» он относит актуальную реализацию принципа Божьего всемогущества лишь к прошлому, а императивы божественного закона ( шариат ) — к будущему .
Политика
Политическая концепция Ибн Таймийи изложена главным образом в его труде «ас-Сияса аш-шарийя» («Религиозное управление»). В ней он подчеркивает нерасторжимое единство государства и религии. В отличие от традиционной суннитской доктрины государства, он не утверждает обязательность института халифата и признаёт возможность существования одновременно более одного халифа . Он отрицал суннитскую концепцию выборности правителя, считая, что и в раннем исламе её не было. При этом он признавал законность четырёх Праведных халифов , указывая на явное превосходство ( ) Абу Бакра и Умара и на возможность колебаний ( ) в признании заслуг халифа Усмана и Али . Ибн Таймия отрицал обязательность принадлежности главы государства к племени курайшитов и резко осуждал использование власти в корыстных целях. Согласно Ибн Таймия, существование государства (то есть халифата ) обусловлено религиозными целями. Авторитет, который имеет государство, — от халифа, вся деятельность которого опирается на шариат . Действия правителя, вступающие в противоречие с Кораном , сунной и традицией первых благочестивых мусульман, дают мусульманской общине право на непослушание халифу. Во всех других случаях непослушание халифу равносильно бунту, считающемуся непростительным грехом . Ибн Таймия полагал, что «государство весьма недолго существовало как идеальный халифат», и «политическое единство исламского государства со временем трансформировалось в политический плюрализм многочисленных независимых эмиратов» .
Суфизм
Что касается отношения Ибн Таймия к суфизму и его представителям, то о нём исследователи пишут по-разному. Будучи последователем суфийских шейхов ( Абдул-Кадир аль-Джилани , Сари ас-Сакати , аль-Джунайд и др.), он отвергал учения суфиев- пантеистов . В работе «Опровержение логиков» он предпринял попытку разрушить греческую логику и главные тезисы философов аль-Фараби , Ибн Сины , . Так, у Ибн Сины он критиковал тезис о том, что Творец является абсолютным Бытием, обусловленным своей абсолютностью, у Ибн Сабина — все, что касается отношения между необходимым Бытием и бытием тварным . Ибн Таймия порицал суфиев, использовавших музыку и танцы ( сама ) для достижения экстаза (халь) во время коллективных радений (джахр) . В десятом и одиннадцатом томах сборника фетв «Маджмуату-ль-фатава» собрано множество посланий, разъясняющих истинную суть суфизма и этики ( адаб ) . В сочинениях «Хакикат мазхаб аль-иттихадиййн» и «аль-Фуркан» Ибн Таймия подверг критике современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворения . Ибн Таймия пытался отделить суфийское учение от калама, полагая, что рациональные доводы ашаритов или матуридитов противоречат самой сути суфийского учения. В своём комментарии к классическому суфийскому трактату «Послание о суфийской науке» Абд аль-Карима аль-Кушайри он последовательно критикует попытки приписать ранним суфийским авторитетам доктрины спекулятивного богословия и ашаритское вероубеждение .
Ибн Таймия прославился своей критикой суфизма, осуждал суфийскую практику достижения экстаза с помощью музыки и танцев, народные верования, посещения гробниц с подношениями , клятвы и обращения к святым . Представление западных исламоведов о суфизме как о явлении, чуждом для религии ислам, появилось благодаря знакомству с трудами Ибн Каййима аль-Джаузия и Ибн Таймийи .
Анри Корбен пишет, что Ибн Таймия подвергает критике «различие между актуальным существованием и простой позитивной реальностью сущностей» идеолога суфизма Ибн Араби и «нападает на отождествление Необходимого Бытия с бытием абсолютным» персидского суфия . Кирабаев в своей монографии «Политическая мысль мусульманского средневековья» характеризует Ибн Таймия как ханбалита-суфия.
Ряд свидетельств самого Ибн Таймия и мусульманских историков позволяют говорить о том, что Ибн Таймия был шейхом нескольких суфийских братств ( тарикат ) , из которых самым главным для себя он считал тарикат Абдул-Кадира аль-Джилани . Юсуф ибн Абду-ль-Хади приводит в своей книге «Баб’ аль-’илька би лабс уль-хирка» слова самого Ибн Таймия, который говорил, что на него были возложены суфийские хирки разных тарикатов и разных шейхов, среди которых и хирка Абд аль-Кадира аль-Джилани . В 1970-х годах Джордж Макдиси опубликовал серию статей, в которых он утверждал, что Ибн Таймия был шейхом кадирийского тариката . В цепочке ( сильсиля ) кадирийского тариката между Ибн Таймия и аль-Джилани было два шейха. Абу Умар ибн Кудама (ум. 607 г. по хиджре) и Муваффак ад-Дин ибн Кудама (ум. 620 по хиджре) были учениками аль-Джилани, а Ибн Абу Умар ибн Кудама (ум. 682 по хиджре) был их учеником и учителем Ибн Таймия .
Сочинения
Ибн Таймия оставил после себя около 500 сочинений .
- ас-Сияса аш-шар‘иййа фи исляхи ар-ра‘и ва-р-ра‘иййа ( араб. السياسة الشرعية في إصلاح الراعي والرعية — Политика на основе шариата в улучшении правителя и подданных) — трактат о политической концепции
- ар-Радд ‘аля-ль-мантикиййин ( араб. الرد على المنطقيين — Опровержение логиков) — трактат о несостоятельности логики, критикующий арабоязычных перипатетиков
- Минхадж ас-сунна ан-набавиййа ( араб. منهاج السنة النبوية — Путь сунны Пророка)
- аль-Иман ( араб. الإيمان — Вера )
- Маджму‘ аль-фатава ( араб. مجموع الفتاوى — Собрание фетв )
- аль-Акида аль-васитийя ( араб. العقيدة الواسطية — Васитийские вероубеждения) — критика философской теологии калама
- аль-Фатава аль-Хамавийя ( араб. الفتوى الحموية الكبرى — Хамавийсие фетвы)
- Мукаддима фи усуль ат-тафсир ( араб. مقدمة في أصول التفسير — Вступление в основы тафсира )
- Баян тальбис аль-джахмийя ( араб. بيان تلبيس الجهمية — Разъяснение обмана джахмитов )
- Мувафакат сахих аль-манкуль ли сарих аль-макуль — трактат о согласии разума с верой, критикующий арабоязычных перипатетиков
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- // — М. : Ансар , 2007. — С. 302. — ISBN 978-5-98443-025-8
- ↑ , с. 126.
- الزركلي . ابن تَيْمِيَّة // . — С. 144. 21 октября 2022 года.
- (англ.) . HuffPost (31 мая 2016). Дата обращения: 24 августа 2023. 20 июля 2023 года.
- ↑ .
- ↑ Корбен, Анри . . 6 мая 2011 года.
- ↑ , с. 128.
- ↑ , с. 85.
- Уинтл Дж. История Ислама с VII века до наших дней. — М. : Астрель, 2008.
- , с. 86.
- // Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение. — ИА «НЕТДА», 2002. 20 января 2012 года.
- , с. 133.
-
,
Оригинальный текст (рус.)И, видимо, широкое распространение суфизма от Инда до Гибралтара, активное и пассивное неприятие существовавших политических режимов, многочисленных исламских государств суфийскими орденами послужили основанием для резкой критики со стороны Ибн Таймийи традиционных противников суфиев и ханбалитов: мутазилитов, ашаритов, шиитов и арабо-мусульманских философов.
- ↑ .
- , с. 129.
- , с. 131.
- ↑ .
- .
- .
- . — ISBN 9785458258555 .
- , с. 16.
- Ibn `Abd al Hadi, Bad' al 'ilqa bi labs al khirqa, ms. al-Hadi, Princeton Library Arabic Collection, fols. 154a, 169b, 171b 172a.
- George Makdisi, L’isnad initiatique soufi de Muwaffaq ad-Din ibn Qudama // Cahiers de l’Herne: Louis Massignon (Paris: Editions de l’Herne, 1970) p. 88-96.
- George Makdisi, Ibn Taimiya: A Sufi of the Qadiriya Order, " // I (Leiden: E.J. Brill , 1974) p. 118—129.
- George Makdisi, The Hanbali School and Sufism // Boletin de la Asociacion Espanola de Orientalistas 15 (Madrid, 1979) p. 115—126.
- Shaykh M. Hisham Kabbani. . sunnah.org. Дата обращения: 12 сентября 2013. 7 сентября 2013 года.
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Гасымов К. Ибн Таймийа о «Послании о суфийской науке» ‛Абд аль-Карима аль-Кушайри // / Отв. ред.: А.Д. Кныш.. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2015. — С. 12—52.
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 85—86. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Ибрагим Т. К. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Кирабаев Н. С. На путях политико-религиозного догматизма: Ибн-Таймия // Политическая мысль мусульманского средневековья. — М. , 2005. — 256 с. — ISBN 5-209-01948-9 .
- ). Эссе о социальной и политической доктрине Ибн Таймия ( фр. Essai sur les doctrines sociales et politiques d'Ibn Taimîya ). Каир: Французский институт восточной археологии ( фр. Institut français d'archéologie orientale ), 1939
- Маточкина А. И. : [ 17 ноября 2016 ] // Ислам в современном мире : журнал. — 2016. — Т. 12, № 2. — С. 63—80. — Обзор интернет-публикаций об ибн Таймийи по состоянию на начало 2016 года, а том числе отзыв о статье в русском разделе Википедии. — doi : .
- Насыров И. Р. / отв. ред. Смирнов А. В.. — М. : Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
- Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. — СПб.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2004. — 471с. — ISBN 5-02-018366-0
- . Ибн Таймия ас-Салафи ( араб. ابن تيمية السلفي ). Бейрут: Дар аль кутуб аль-ильмия, 1984 (ар.)
Ссылки
- Бибикова О. П. // Энциклопедия « Кругосвет ».
- . . islamcivil.ru (30 января 2013). Дата обращения: 7 октября 2013. 22 сентября 2013 года.
- . Islamnews.ru (10 июня 2013). Дата обращения: 11 сентября 2013. 4 сентября 2013 года.
- в работе Анри Корбена «История исламской философии» на сайте fatuma.net.
- на сайте al-eman.net (ар.)
- 2020-05-14
- 2