Interested Article - Лесюэр, Эсташ

Эста́ш Лесюэ́р, Ле Сюэр , Лесюер , Лесюёр , Ле Сюёр ( фр. Eustache Le Sueur , Lesueur ; 19 ноября 1616 , Париж 30 апреля 1655 , Париж) — французский живописец , рисовальщик и гравёр академического направления . Ученик Симона Вуэ , прозванный «французским Рафаэлем ». Один из основателей и первых двенадцати академиков — «старейшин» (с 1648 г.) Королевской академии живописи и скульптуры .

Биография

Э. Лесюэр. Литография. Париж, 1840
Ж. Г. Леклерк. Медаль в честь Лесюэра. 1828. Бронза

Эсташ Лесюэр родился в Париже, где провел всю свою жизнь. Его отец, Катлен Ле Сюэр (Cathelin Le Sueur), был резчиком и скульптором по дереву. Во Франции XVII—XVIII веков под этой фамилией работало несколько поколений большой семьи резчиков и гравёров по дереву родом из Руана . Наиболее известен из этой семьи Николя Лесюэр (Ле Сюэр, 1691—1764), подписывавший свои работы инициалами «NLS», однако родственные связи Катлена Ле Сюэра с этой семьёй рассматриваются гипотетически .

Лесюэр был учеником придворного живописца, академиста Симона Вуэ . Изучал имевшиеся во Франции работы Рафаэля и Никола Пуссена . С 1645 по 1648 год он написал знаменитые двадцать две картины на тему жития Святого Бруно в Малом картезианском монастыре в Париже (ныне в Лувре ). В 1649 году по заказу гильдии ювелиров для собора Нотр-Дам Эсташ Лесюэр написал картину «Проповедь апостола Павла в Эфесе». Он также создал большое количество декоративных росписей, аллегорических композиций и запрестольных образов , среди прочих для церкви Сент-Этьен-дю-Мон , «Мученичество Святого Лаврентия» для церкви Сен-Жермен-л’Осеруа , Сен-Жерве-Сен-Проте и различных частных заказчиков.

Лесюэр работал вместе с другими художниками, в том числе с Яном Асселином и Германом Ван Сваневельтом в оформлении интерьеров отеля « Ламбер » декоративными пейзажными панно и тремя «панелями» (ламбри) в «Галерее любви» (galerie de l’Amour) «в стиле Рафаэля». Эти работы теперь являются частью коллекции Лувра .

В раннем возрасте Лесюэр был принят в Гильдии живописцев Святого Луки , но он оставил её, чтобы принять участие в создании Королевской Академии живописи и скульптуры . Его учениками были три его брата и брат его жены , а также Клод Лефевр и Пьер Патель .

Творчество

Эсташ Лесюэр наряду с его современниками Жаком Стелла́ и Лораном де Ла Иром , был ведущим мастером парижского салонно-академического искусства первой половины XVII века. В его картинах на религиозные и исторические сюжеты очевидно стремление подражать Рафаэлю и влияния классицизма Никола Пуссена. «Успех этого несколько поверхностного и неоригинального художника был столь велик, что его прозвали „Расином живописи“. На это С. Рейнах язвительно заметил: „Те, кто называет его Расином живописи, плохо читали Расина или смешали его с Кампистроном“» . Однако два столетия спустя творчество Лесюэра высоко оценил не менее известный академист Ж. О. Д. Энгр .

Ле Сюёр был плодовитым рисовальщиком , и многие из его рисунков мелом ныне хранятся в Кабинете рисунков Лувра. На основе его рисунков к « Гипнеротомахии Полифила » были созданы картоны для шпалер .

Большинство его живописных работ были награвированы, главным образом Б. Пикаром , Б. Одраном , Ж.-С. Леклерком , П. Древе , Шово, Пуайи и Депласом .

В санкт-петербургском Эрмитаже имеется шесть картин Лесюэра. А. Н. Бенуа в знаменитом «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа», кратко упоминает этого художника в ироничном контексте: «О французских академиках можно сказать то же, что и об итальянских. Немало красивого можно найти в их картинах, но нам не хватает места для обсуждения этой холодной и безжизненной красоты. Даже Лесюёра, самого тонкого и нежного среди них, приходится пропустить» .

Галерея

  • Aпофеоз Святого Бруно. Ок. 1810. Литография по картине Лесюэра
    Aпофеоз Святого Бруно. Ок. 1810. Литография по картине Лесюэра
  • Смерть Святого Бруно. 1645. Холст, масло. Лувр, Париж
    Смерть Святого Бруно . 1645. Холст, масло. Лувр, Париж
  • Введение Девы Марии в храм. Между 1640 и 1645. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Введение Девы Марии в храм. Между 1640 и 1645. Холст, масло. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Камма предлагает Синориксу отравленный свадебный кубок в храме Дианы. 1644. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США
    Камма предлагает Синориксу отравленный свадебный кубок в храме Дианы. 1644. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США
  • Похищение Тамары. Ок. 1640. Холст, масло. Метрополитен-музей
    Похищение Тамары. Ок. 1640. Холст, масло. Метрополитен-музей
  • Благовещение. 1650. Холст, масло. Музей искусств, Толидо, Огайо, США
    Благовещение. 1650. Холст, масло. Музей искусств , Толидо , Огайо, США
  • Триумф Галатеи. Между 1643 и 1644. Холст, масло. Частное собрание
    Триумф Галатеи. Между 1643 и 1644. Холст, масло. Частное собрание
  • Клио, Эвтерпа и Талия. Между 1652 и 1655. Дерево, масло. Лувр, Париж
    Клио, Эвтерпа и Талия. Между 1652 и 1655. Дерево, масло. Лувр , Париж
  • Мельпомена, Эрато и Полигимния. Между 1652 и 1655. Дерево, масло. Лувр, Париж
    Мельпомена, Эрато и Полигимния. Между 1652 и 1655. Дерево, масло. Лувр, Париж
  • Вакх и Ариадна. Ок. 1640. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США
    Вакх и Ариадна. Ок. 1640. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США
  • Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1635. Холст, масло. Лувр, Париж
    Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем . 1635. Холст, масло. Лувр, Париж
  • Аллегория поэзии. Холст, масло. Частное собрание
    Аллегория поэзии. Холст, масло. Частное собрание

См. также

Примечания

  1. / Н. Ю. Золотова // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 100–101. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4 .
  2. , стб. 82; , с. 42.
  3. , с. 509–510.
  4. , с. 600; , стб. 710; , с. 42.
  5. , с. 259–268 и др..
  6. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  7. Власов В. Г. Лесюэр, Эсташ // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 509—510. — ISBN-5-88737-005-X
  8. С. Рейнак. История искусств (Аполлон). — М.-Л., 1938. — С. 254. Жан-Гальбер де Кампистрон — французский поэт и посредственный драматург, подражатель Расина
  9. Chisholm H. (1911). Le Sueur, Eustache // Encyclopædia Britannica. — Vol. 16 (11th ed.). — Cambridge University Press. — Р. 500
  10. А. Н. Бенуа . Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 78—79

Литература

Очерк жизни и творчества
  • Rouchès G. : [ фр. ] / Gabriel Rouchès. — Paris : F. Alcan, 1923. — 148 p., XVI p. de planches. : gravures. — (Art et esthétique : études / publiées sous la direction de M. Pierre Marcel). — OCLC .
Другие работы
  • Blunt A. : [ англ. ] / Anthony Blunt. — 1st pbk. ed., based on 2d hardback ed., with revisions. — Harmondsworth ; New York : Penguin Books, 1973. — 471 p. — (The Pelican History of Art / joint eds.: Nikolaus Pevsner and Judy Nairn ; no. PZ4). — ISBN 0-14-056104-8 . — LCCN . — OCLC .
  • Mérot A. : [ англ. ] = La Peinture française au XVIIe siècle / Alain Mérot; translated by Caroline Beamish. — New Haven, London : Yale University Press, 1995. — 324 p. — ISBN 0-300-06550-7 . — LCCN . — OCLC .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Same as Лесюэр, Эсташ