Лопеш, Лейла
- 1 year ago
- 0
- 0
Лейла Генджер ( тур. Leyla Gencer ; настоящее имя Айше Лейла Чейрекгиль ( тур. Ayşe Leyla Çeyrekgil ); 10 октября 1928 (по другим данным, 1924 ), Полонезкёй , Стамбул , Турция — 10 мая 2008 , Милан , Италия ) — известная турецкая оперная певица XX века ( сопрано ) и педагог . Государственный артист Турции (1988).
Известная как «La Diva Turca» (турецкая Diva) и «La Regina» (Королева) (The Queen) в мире оперы, Лейла Генджер была известной певицей бельканто (сопрано), которая провела большую часть своей карьеры в Италии, с начала 1950 -х по середину 1980 -х годов, и её репертуар охватывает более семидесяти партий. Она сделала очень мало коммерческих записей, однако многочисленные некоммерческие записи её выступлений существуют. Особое предпочтение Лейла Генджер отдавала героиням опер Доницетти .
Настоящее имя певицы — Айше Лейла Чейрекгиль ( тур. Ayşe Leyla Çeyrekgil ). Она родилась 10 октября 1928 года в деревне Полонезкёй в Стамбуле в Турции . Мать будущей певицы, Лександра Ангела Минаковска, имела польские корни. Она происходила из литовской аристократической семьи, выросла в католической вере, но после смерти мужа перешла в ислам и приняла имя Атийе. Отец Лейлы, Хасанзаде Ибрахим Бей, позже принявший фамилию Чейрекгиль согласно Закону о фамилиях от 1934 года, был богатым турецким бизнесменом из города Сафранболу и исповедовал ислам.
Лейла Генджер потеряла отца в очень раннем возрасте. Она выросла в районе Чубуклу на анатолийской стороне Босфора и начала заниматься музыкой в Стамбульской консерватории. Прервав занятия, переехала в Анкару , чтобы брать частные уроки у итальянской певицы-сопрано Джаннины Аранджи-Ломбарди. Некоторое время Лейла Генджер пела в хоре Турецкого государственного театра. В 1950 году дебютировала в Анкаре партией Сантуццы в опере « Сельская честь » Масканьи . В следующие несколько лет Лейла Генджер приобрела известность в Турции и часто выступала на официальных мероприятиях для правящих лиц страны.
В 1953 году Лейла Генджер дебютировала в неаполитанском театре Сан-Карло в партии Сантуццы. В 1957 году в «Ла Скала» она исполнила партию мадам Лидуан на мировой премьере оперы Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» . В 1960 году Лейла Генджер впервые посетила СССР , где выступила в Большом театре в Москве и на сцене Азербайджанской государственной филармонии в Баку .
В последующие годы (вплоть до ухода со сцены в 1983 году ) выступала в основном в Италии, изредка выезжая на гастроли в другие страны Европы и США . В 1962 году Лейла Генджер дебютировала в Королевском оперном театре в Ковент-Гардене с партиями Елизаветы Валуа в «Дон Карлосе» Верди и Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта . В 1956 году певица впервые выступила в США , спев Франческу да Римини в опере Риккардо Дзандонаи на сцене Оперы Сан-Франциско . Затем она пела в и других американских оперных театрах, но никогда не выступала в Метрополитен Опера , хотя в 1956 году шли разговоры о том, что Лейла Генджер споёт там Тоску .
Большой диапазон голоса, сильный темперамент и актёрский талант позволяли Лейле Генджер с блеском исполнять партии как лирического, так и драматического плана — Джильду (« Риголетто »), Виолетту (« Травиата »), Аиду , Леди Макбет ( «Макбет» ) в операх Верди, Памину в «Волшебной флейте» Моцарта.
На протяжении всей своей карьеры Лейла Генджер славилась интерпретацией произведений Гаэтано Доницетти . Среди лучших её работ были партии в операх «Белизарио», «Полиэвкт», « Анна Болейн », « Лукреция Борджиа », « Мария Стюарт » и «Катарина Корнаро», но более всего ценилось выступление певицы в « Роберто Деверё ». В дополнение к партиям бельканто в репертуар певицы входили произведения таких композиторов, как Глюк , Моцарт , Монтеверди , Чилеа , Керубини , Спонтини , Пуччини , Массне , Чайковский , Прокофьев , Бойто , Бриттен , Пуленк , Майр , Менотти , Вебер , и Рокка. Кроме того, певица часто появлялась в редко исполняемых операх, включая «Моль» Антонио Смарелья , «Елизавету, королеву Английскую» Россини и «Альцесту» Глюка . Широкий диапазон голоса позволял Лейле Генджер с лёгкостью переходить от лирического сопрано к драматическим колоратурам.
Среди записей партии Юлии в «Весталке» Спонтини (дирижер Превитали, Memories), Амелии в «Бале-маскараде» (дирижер Фабритиис, Movimento musica).
Считается одним из последних великих див двадцатого века, с превосходной вокальной техникой, которая позволила ей отлично контролировать дыхание и объем (остаются известные его планы и пряди) и, особенно в первые годы карьеры, по крайней мере, до 1970-х годов, большой центр, и значительные интерпретативные качества в сочетании с редким музыкальным интеллектом и необычным театральным вкусом.
Лейла Генджер завершила свою карьеру на оперной сцене в 1985 году , однако до 1992 года продолжала концертную деятельность. Начиная с 1982 года , она посвятила себя обучению молодых оперных певцов, вела педагогическую деятельность, являлась директором Академии Оперных Певцов при театре Ла Скала в 1983 — 1988 годах . В 1997 — 1998 годах маэстро Риккардо Мути назначил её работать в школе Ла Скала для молодых певцов. В качестве художественного руководителя Академии оперных певцов в Ла Скала, она специализировалась на преподавании оперной интерпретации.
В 2007 году она все еще вела весьма активный образ жизни и была наставницей молодых артистов в Ла Скала по просьбе музыкального руководителя театра маэстро Риккардо Мути .
Лейла Генджер скончалась 10 мая 2008 года в Милане в возрасте 79 лет. После отпевания в церкви Сан-Бабила и последующей кремации в Милане , её прах, согласно её желанию, перевезли в Стамбул и развеяли 16 мая над водами Босфора .