Interested Article - Игнатов день
- 2021-02-27
- 1
Игнатов день — день народного календаря славян , приходящийся на 20 декабря (2 января) . Название дня происходит от имени святого Игнатия Богоносца . День памяти Игнатия Богоносца отмечается преимущественно южными славянами . В этот день Игнатию Богоносцу молились, чтобы дом уберечь от всякой напасти .
Другие названия
рус. Игнат , Оберег дома, Игнатий, Предпразднество Рождества ; укр. Ігнаття ; болг. Игнажден , Игдажден, Игнати, Млада година, Млад ден, Нов ден ; макед. Игнатовден, Игњет, Игнат, Прв Божик ; серб. Игнатов дан, Мали Божић, Први Божић ; Кокошињи Божић – «Куриное Рождество».
Славянские традиции
В этот день почитают Иоанна Кронштадтского , которому молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении, во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства. Также чтут Леньковскую (Новгород-Северскую) икону Божией Матери «Спасительница утопающих», списы с которой считались оберегом в путешествии по водам .
День предваряет или открывает рождественско-новогоднюю обрядность, может служить началом отсчёта нового года и увеличения дня .
Южные славяне для лучшего урожая яблок трясли и «запугивали» фруктовые деревья .
В Болгарии в этот день ожидали полазника , которым нередко был лучший работник в семье. Он вносил в дом зеленую ветку и разводил в очаге огонь (ю.-з.-болг.). Для полазника хозяева готовили угощение и щедро одаривали . По мнению Георгия Велева традиции полазника связаны с тем, что этот день связан с зимним солнцестоянием и активной подготовкой к встрече Рождества . В сам Игнатов день не разрешалось заквашивать тесто, это следовало сделать накануне, и тогда она приобретала магическую силу. Для этого исполнялось обрядовое «бдение около закваски» (карауленье, сохранение) 12 дней — с Игната до Васильева дня 1 января. Ночью в тайне от всех собирались женщины и девушки; пока другие играли «хору», две девушки — обязательно первый и последний ребенок в семье — замешивали закваску, стоя спиной к корыту. Женщины, знающие травы и заговоры, бросали в муку растёртые лекарственные и магические растения, угли от орешника, явора и дуба. 3акваску заворачивали в полотенце и стерегли всю ночь, а остальные всё время танцевали хоро . В Васильев день все участницы обряда получали по куску теста-закваски. Его высушивали на свежем воздухе и хранили как большую ценность, т. к. верили, что он может изгнать из тела болезни, а из дома — зло и нечистую силу, сохранить обитателей дома от сглаза; женщину, которая носит при себе такую закваску, будут все любить, а девушка быстро выйдет замуж . Рождественский хлеб также предпочитали готовить на такой закваске .
Сербы для успешного разведения домашней птицы в этот день кормили её в круге, сделанном из стебля ежевики ( Болевац ) . У сербов Скопской Црной Горы в Игнатов день пришедший в дом пастух шёл на четвереньках, изображая наседку, и говорил: «Ква, ква, ква», а дети («цыплята») ему отвечали: «Пив, пив, пив» (ю.-серб., Лесковацкая Морава). У болгар обряд с кудахтаньем полазник совершался также чаще всего в этот день .
Поговорки и приметы
- Деревья в инее – небо будет синее .
- Сильные морозы сулят хороший урожай .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 373.
- ↑ , с. 33.
- , с. 50.
- , с. 275.
- , с. 46.
- , с. 129.
- , с. 144, 289.
- , с. 253.
- , с. 254.
- , с. 180.
- , с. 297.
- , с. 453.
Литература
- Игнатий (Богоносец) / Плотникова А. А. , Седакова И. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 373–376. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Закваска / Валенцова М. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 252–254. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: объяснительный словарь. — М. : Сюита, 1996. — 543 с.
- Декабрь / Кабакова Г. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 49–51. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Ежевика / Усачёва В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 180–181. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Звукоподражание / Усачёва В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 296–299. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Полазник / Усачёва В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 128–131. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Велев Г. Л. Българският народен календар. В 3-х т.. — София: Тангра ТанНакРа, 2000. — Т. 1. — (Библиотека «Българска вечност»). (болг.)
Ссылки
- Колева Т. А.
- 2021-02-27
- 1