Святой Винсент
- 1 year ago
- 0
- 0
Святой Малахия ( ирл. Maelmhaedhoc Ó Morgair ; ок. 1094 , Арма , Северная Ирландия — 2 ноября 1148 , Клерво , Франция ) — католический архиепископ Армы в Северной Ирландии. Оказал очень большое влияние на развитие Церкви в Ирландии и принятие римского обряда взамен кельтских литургий . Полагают, что он совершил несколько чудес, а также что он является автором пророчества о последних 112-ти римских папах (см. Пророчество о папах ). Канонизирован Климентом III 6 июля 1190 года и стал первым ирландским святым, канонизированным папой.
Св. Малахия родился в городе Арме в 1094 году.
Св. Бернард Клервоский описывает его как принадлежащего к благородному роду.
Он был крещён с именем ирл. Maël Máedóc (которому соответствуют англ. Malachy и рус. Малахия ). Имя ирл. Maël Máedóc означает «слуга Мэдока» (св. Мэдок англ. Saint Máedóc — ирландский святой VII века).
В то время в Ирландии церковные земли зачастую раздавались королём своим сподвижникам в качестве награды за доблестную службу. Одно из основных ирландских аббатств, аббатство Армы , находилось во владении Синайского клана (Clann Sínaigh). Они считали себя преемниками св. Патрика и управление аббатством Армы переходило по наследству внутри этой семьи.
В 1091 году Цельсий ( ) унаследовал владение Армой. Он решил посвятить себя церковной карьере и, вопреки традиции, передать владение аббатством из рук своего клана в руки Церкви. В 1105 году Цельсий был рукоположён в сан священника, а в 1106 году — во епископа Армы .
Святой Цельсий ( ) не собирался передавать владение Армой по наследству своему племяннику, как того требовал обычай , но начал готовить себе преемника из среды служителей Церкви. Его выбор пал на Малахию.
Малахия проходил обучение в Арме и был в послушании у отшельника Имара О’Нагана (Imar O’Hagan). В 1114 году он принял монашество, а в 1119 году был рукоположён в сан священника св. Цельсием, архиепископом Арманским ( ).
Цельсий оставлял Малахию управлять епархией во время своего отсутствия. Так Малахия долго замещал Цельсия в 1121—1122 годах, когда тот уезжал в Дублин в связи со смертью Дублинского архиепископа и борьбой за владение кафедрой между Ирландской и Датской фракциями.
В это время Малахия проявил свои блестящие способности: он провёл реформы литургии , ввёл богослужение часов латинского обряда и реформировал последования некоторых других таинств .
В 1122 году, для того чтобы совершенствоваться в священной литургии и богословии, он переехал в городок Лисмор графства Уотерфорд , где провел почти два года, обучаясь и находясь в послушании у св. Малха, бенедиктинского монаха .
Дядя святого Малахии был мирским управляющим ( ) Бангорского монастыря ( ) и принадлежащих ему земель. В 1123 году он передал аббатство своему племяннику.
Став аббатом Бангорского монастыря ( ) Малахия значительно перестроил его и оживил религиозную жизнь населения аббатства. Год спустя, в 1124 году, он был хиротонисан во епископа Даунского и Коннорского , оставаясь при этом жить в Бангорском монастыре. Малахия поставил целью возродить активную религиозную жизнь в своей епархии. Для этого он назначает на приходы епархии хорошо обученных священников из братии Бангорского монастыря ( ).
Религиозная жизнь действительно возрождается и Церковь заметно увеличивает своё влияние в народе. Усиление Церкви не нравится местным князьям, которые, наконец, разоряют епархию. Малахии приходится покинуть Бангор ( ) и, вместе с Бангорскими монахами, переселиться в Иверу ( , ). Там их благожелательно принял король Кормак (Cormac), у которого Малахия одно время был духовником.
В 1129 году умер святой Цельсий Арманский ( ), назначив Малахию своим преемником. В 1132 году Св. Малахия был поставлен архиепископом Армы , одной из .
С другой стороны, родственники св. Цельсия не собирались уступать своих владений. Племянник св. Цельсия захватил управление епархией и атрибуты власти: Посох Иисуса ( ) и Книгу Евангелия, по преданию, принадлежащие св. Патрику . Св. Малахия мог управлять только частью епархии, живя вне города и не собирая дохода с епархии .
В 1137 году Малахия отказался от кафедры в Арме, куда, по общему согласию враждующих сторон, был поставлен епископом Гиль Мак Лиаг (Gille Mac Liag), который правил Армой последующие 40 лет. Св. Малахия рукоположил епископа на Коннорскую ( ) епархию, оставив за собой кафедру Дауна .
В 1139—1140 годах Малахия ездил в Рим через Шотландию и Цистерианский монастырь в Клерво во Франции, где подружился с Бернардом Клервоским. Малахия оставил несколько своих спутников в этом монастыре для обучения и результатом стало основание в 1142 году Цистерианского аббатства в Меллифонте , Ирландия .
В Риме св. Малахия просил папу Иннокентия II выдать два паллия для архиепископских кафедр в Арме и Кашэле . Паллий он не получил, но был назначен папским легатом . В 1148 году Св. Малахия организовал на острове святого Патрика Синод, где разбирались разногласия между ирландскими христианами и Римом. Присутствовало пятнадцать епископов, две сотни священников и других служителей церкви.
В конечном счёте, Ирландия в 1152 году получила четыре паллия, но св. Малахия до этого момента не дожил .
Направляясь в Рим для встречи с новым папой Евгением III , св. Малахия умер на руках у св. Бернарда в аббатстве Клерво ночью на 2 ноября 1148 года. Бернард Клервоский написал «Жизнь» и с той поры устанавливается почитание св. Малахии, особенно среди Цистерианцев .
Св. Бернард Клервоский привёл много интересных рассказов о св. Малахии, и подчеркивает его рвение в религиозной деятельности, как в , так и в Арме .
В 1190 году папа Климент III назвал Малахию среди Цистерианских святых.
«Пророчество о папах», приписываемое св. Малахии — 112 коротких латинских фраз (девизов), описывающих римских пап (а также нескольких антипап ), начиная с Целестина II (избран в 1143) и вплоть до «Конца» (означенного в «пророчестве» словом лат. «Finis» ).
Впервые текст пророчества был опубликован в 1595 году бенедиктинцем Арнольдом де Вионом ( Arnold de Wyon ) в его книге «Lignum Vitae» («Древо жизни») .
Вион приписал авторство списка св. Малахии, который в начале 1139 года через Шотландию, Англию и Францию ездил в Рим , к папе Иннокентию II . Именно с этим посещением связывают написание Малахией « Пророчества о папах », подлинность которого, впрочем, оспаривается многими авторами.
По наиболее распространённому толкованию пророчества, папа Бенедикт XVI ( интронизирован 24 апреля 2005 года) ассоциируется с латинской фразой пророчества «De Gloria Olivae» («От славы оливы») и является предпоследним римским папой .