Interested Article - Миро, Жоан

Жоа́н Миро́-и-Ферра́ (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан ; кат. Joan Miró i Ferrà , 20 апреля 1893 , Барселона 25 декабря 1983 , Пальма-де-Мальорка ) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство . Миро также близок к сюрреализму , работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Биография и творчество

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в к Модесту Урхелю , а в 1910 году окончил бухгалтерские курсы в . Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп . С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе в Барселоне, в этом же году пишет первые картины.

После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году состоялась первая персональная выставка художника .

В 1920 году Миро приезжает в Париж , знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем . В 1928 году художник посещает Голландию , создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939) Миро живёт на своей ферме .

В 1937 году переехал в Париж , скрываясь от фашизма . В Париже Миро живёт в маленькой дешёвой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в , маленькую деревню на побережье Нормандии . В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана « » и террасы гостиницы « Хилтон » в Цинциннати . В 1948 году — Миро возвращается в Париж.

В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета , а в 1955 году расписывает стены парижского отделения ЮНЕСКО произведениями « Стена солнца и стена луны ». В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро .

Похоронен на Монжуикском кладбище ( кат. Cementiri de Montjuïc ) в Барселоне.

Творчество

На раннем этапе творчества, в 1915—1917 годах, в произведениях Миро наблюдается влияние французских художников- фовистов . Это относится к таким картинам как «Прадес, деревня» и «Портрет » (оба — 1917). 1918 год ознаменовал начало периода «поэтического реализма» в творчестве Миро. Летом этого года художник в Монт-роч-дель-Камп создал пейзажи («Огород с ослом», «Колея»), которые отличаются одновременно глубиной перспективы и обилием тщательно проработанных деталей .

После того как Миро в 1920 году перебрался в Париж, в его творчестве быстро обозначился переход от простого отражения действительности к её условно-знаковой передаче. В его новых работах «среда обитания» человека ограничивается лишь неглубоким передним планом, а дальше, согласно определению искусствоведа , начинается «бездна витальных энергий, творящих мириады биоформ». К этому периоду относятся полотна «Ферма» (1921—1922), «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж», или «Охотник» (обе — 1923—1924). В 1924 году произошло сближение Миро с сюрреалистами ( Бретон , Арагон , Элюар ) и в 1924—1925 годах создал своё первое полотно, выдержанное в этом направлении — «Карнавал Арлекина». Картина изображает лишённых веса и постоянной формы существ, похожих на цветные тени .

Во второй половине 1920-х годов в произведениях Миро («Персонаж, бросающий камень в птицу», «Собака, лающая на луну», обе — 1926) вырабатывается набор устойчивых идеограмм . Это, с одной стороны, символы пространства — линия горизонта, волны, небесные светила, а с другой — «символы-посредники», функцией которых является связь между слоями бытия. В числе последних В. Крючкова перечисляет птиц, лестницу в небо, глаз, ухо, антропоморфную фигуру с распластанными по земле гигантскими стопами .

Во многих интервью и трудах в 1930-х, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь формы современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов. В этом десятилетии он создавал объединяющие слово и визуальный образ «картины-поэмы», из живописных линий которых вытягиваются извивающиеся по холсту надписи («Ласточка-любовь», 1934). В 1940—1941 годах была создана серия гуашей «Созвездия», которую Большая российская энциклопедия называет одной из вершин творчества Миро. По собственным словам художника, этот поэтичный цикл был создан под воздействием ночи, звёзд и музыки Баха и Моцарта . Среди известных работ, входящих в него, — «Песня соловья в полночь и утренний дождь» и «Письмена и звёзды, влюблённые в женщину» . В 1950—1970-е годы источниками вдохновения для живописных работ Миро были первобытное искусство и детские рисунки. В этот период появились такие произведения как «Женщина перед солнцем» (1950) и «Каталонский крестьянин при свете луны» (1968).

«Женщина и птица», Барселона, 1982

С 1944 года Миро начал заниматься скульптурой и керамикой; в последней области он сотрудничал с керамистом Жоаном Гарди Артигасом . Среди известных скульптурных произведений автора — «Женщина-насекомое» (1968), «Персонаж» (1970), «Созвездие» (1971). На работы Миро в этой области оказывали влияние народная глиняная игрушка, архаичные произведения пластического искусства , источником вдохновения служили и причудливые естественные объекты. Материалом для его произведений служили тонированная бронза , майолика , расписная терракота , для них характерны тщательная фактурная проработка и богатство цветовых оттенков. С 1940-х годов Миро также обращался к монументальному искусству . Одной из ранних его работ в этом направлении было настенное панно для гостиницы «Хилтон» в Цинциннати (1947), а в 1956—1958 году он оформлял две стены комплекса ЮНЕСКО в Париже. Позже Миро создавал масштабные керамические панно для Гарвардского университета (1960—1961), Высшей школы экономических наук Санкт-Галлена (1964), Барселонского аэропорта и Стеклянного павильона Всемирной выставки в Осаке (оба — 1970). К произведениям монументального искусства, созданным Миро, относится и скульптура «Женщина и птица» в Барселоне, выполненная в 1982 году с использованием керамической мозаики .

Ещё одно направление творчества Миро — ассамбляж («Его величество», 1967—1968; «Улетающая девушка», 1968), в котором он приближался к стилистике поп-арта .

Галерея

Примечания

  1. (исп.) — , 1905. — Vol. Suplemento 1934. — P. 195—196. — ISBN 84-239-4583-9
  2. (нидерл.)
  3. Joan Miró // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 июня 2012 года.
  5. / Крючкова В. А. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 433—434. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .

Литература

  • Сурков В. // Русский пионер. — 2008. — № 3.
  • Орлова К. В. Жоан Миро. Начало пути // Театр. Кино. Музыка. Живопись. М., РАТИ ГИТИС, 2009. С. 117—127.

Ссылки

  • Работы Жоана Миро из коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (англ.)


Источник —

Same as Миро, Жоан