Interested Article - Рокировка в длинную сторону

«Рокировка в длинную сторону» — советский детективный фильм. Снят на киностудии « Ленфильм » в 1969 году. Премьера состоялась 25 мая 1970 года.

Сюжет

Молодой советский биолог Борис Лебедев приезжает в ФРГ на научную конференцию, знакомится с немкой Соней Штерц и влюбляется в неё. Во время празднования фашинга с Соней, в Майнце, Борис напивается и теряет контроль над собой. Ему тайно вводят психотропные препараты, перевозят на базу спецслужб и пытаются завербовать в шпионскую сеть, применяя меры принуждения. Борис втянут в международный шпионский конфликт, его шантажируют, используя интимные снимки с участием Сони. Разведчик Брукс, в прошлом учёный физик, продолжительное время обрабатывает Лебедева и предлагает работать на заокеанскую спецслужбу. Брукс обещает, что Лебедев будет заниматься наукой, но он будет заслан обратно в СССР для сбора разведданных. Защищая честь любимой девушки, Лебедев даёт согласие.

После возвращения Лебедева в Советский Союз доктор Брукс на подводной лодке прибывает в советские территориальные воды и находит Лебедева, который продолжает с ним играть роль завербованного. В конце фильма выясняется, что советские спецслужбы с помощью Лебедева заманили Брукса в ловушку. Брукс арестован. Попутно выясняется, что Лебедев — действительно учёный, а не агент, и он честно сообщил в органы госбезопасности о попытке его завербовать. В концовке Лебедев, работает в советском исследовательском учреждении и читает письмо от Сони. Она признаётся, что ей плохо без Бориса и она надеется на встречу.

В ролях

Съёмочная группа

Критика

Критик Лев Аннинский отмечал острые и захватывающие события в фильме, «серьёзность и актуальность этого сюжета» .

В журнале « Советский экран » был напечатан отзыв, согласно которому фабула фильма «не отличается логикой», в фильме «много неубедительного, малодостоверного» и «можно только посочувствовать актёру А. Демьяненко, что ему пришлось играть в таком нереалистическом фильме» .

Критик Н. Зеленко писала о фильме: «Тут не посетуешь на серый фон действия, на вялый ритм, на однообразие ситуаций, на инертность героев. Режиссёр…неизменно озабочен тем, чтобы развернуть перед зрителем яркое, динамическое кинематографическое зрелище» . Однако о характере главного героя было написано, что «сценаристом и режиссёром он едва обозначен, и актёру А. Демьяненко не удалось вдохнуть в него живую жизнь» . Критик так оценила фабулу фильма: «… в согласие Лебедева стать подручным Брукса не верят не только зрители — не верят и авторы картины тоже. Они ведь не хуже нас знают, что молодому учёному не из-за чего идти на политическое и человеческое самоубийство, что нет во всех адских кознях, подстроенных Бруксом, ничего такого, что могло бы вынудить его стать предателем. Да и в его человеческом облике нет ничего, что могло бы дать повод Бруксу надеяться на успех. Значит, остаётся только игра, и то, что при более серьёзной разработке характеров и конфликта могло бы стать настоящим испытанием для героя» .

В журнале « Искусство кино » также подробно анализировалась роль Брукса в исполнении А. Масюлиса . Киновед считал, что актёрская работа Масюлиса «выходит за рамки этого фильма» , находя в ней « дюрренматовские мотивы» и «динамическую силу» . При этом Е. Аб написал, что «его экранные противники гораздо менее художественно значительны и малоубедительны» . Критик также утверждал, что «эпизод пленения Брукса нелепостью, неподготовленностью подобного итога и вместе с тем тщательно воспроизведённым в духе образцовой шпионской ленты антуражем разрушает правду образа, созданного Масюлисом» .

Социолог Борис Фирсов писал, что «Масюлис был неотразим и зловещ в роли шпиона, „Шурик“ Демьяненко не очень убедителен в роли учёного» .

Примечания

  1. , с. 15.
  2. Советский экран, 1971, № 10, с. 13.
  3. , с. 40.
  4. , с. 42.
  5. , с. 41.
  6. , с. 84—86.
  7. , с. 85.
  8. , с. 84—85.
  9. , с. 86.
  10. , с. 169.

Литература

  • Аннинский Л. Рокировка в длинную сторону // Спутник кинозрителя. — 1970. — № 5 . — С. 15 .
  • Зеленко Н. Борьба? Нет, игра // Искусство кино. — 1971. — № 1 . — С. 37—43 .
  • Аб Е. Лицо и лица. Альгимантас Масюлис и его роли // Искусство кино. — 1978. — № 3 . — С. 77—91 .
  • Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР и России (1945-2008). — СПб. : изд-во Европейского университета, 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-94380-103-7 .
Источник —

Same as Рокировка в длинную сторону