Interested Article - Фантастика в музыке
- 2020-12-04
- 1
Фантастика в музыке — использование фантастических мотивов в музыке . The Encyclopedia of Science Fiction раздельно рассматривает научную фантастику в классической и в современной музыке .
История влияния фантастики (в современном понимании этого жанра) на музыку начинается с первых саундтреков к фантастическим фильмам . Несколько позднее, вместе с возникновением ролевого движения , сложился своеобразный поджанр авторской песни , так называемые менестрели , певшие песни от имени фантастических персонажей .
Помимо отдельных песен существуют целые концептуальные альбомы фантастики в музыке, являющиеся аналогами крупных литературных форм типа романов . Сочетание музыки и видео породило такое явление, как музыкальные видеоклипы на фантастическую тематику (например клип Outta My System рок-группы My Morning Jacket или клип Fertile Green металлистов из High on Fire ) . Ещё одной формой фантастики в музыке являются музыкальные фильмы , в которых главную роль в реализации сюжета отводят музыкальному исполнению актёров (например фильм « Воображариум »)
Большое значения для распространения и популяризации фантастики в музыке играют независимые свободные музыкальные сообщества ( нетлейблы ) .
Есть отличать формат аудиокниги: например в литературно-музыкальной радиопередаче «Модель для сборки», книжных сериях «Рыцарь в серой шинели (аудиокниги)» и «Ведун (аудиокниги)». По аудио-формату существует премия «Парсес».
Саундтреки
Музыка всегда использовалась в кинофантастике . Уже первые экранизации « Дракулы » и романов Жюль Верна сопровождались простыми (по нынешним меркам) саундтреками , которые называют прародителями фантастической музыки. В настоящее время музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью любого фантастического фильма. Обычно музыка является лишь дополнением к визуальному эффекту, но иногда песни к фильмам начинают жить самостоятельной от кинематографа жизнью.
Метал
Создание концептуальных альбомов по мотивам фантастики, фэнтези, мифологии и ужасов в особенности распространено в метале. Так, группа Blind Guardian записала концептуальный альбом Nightfall in Middle-Earth по мотивам произведений Джона Толкина . Группы Summoning и Battlelore полностью посвятили своё творчество книгам Толкина (см. также: Музыка по Толкину ). Другие группы пишут сценарии к своим альбомам сами, не привязывая к чужому творчеству. Rhapsody и Bal-Sagoth создают циклы сюжетных альбомов в жанре фэнтези, Ayreon — в жанре научной фантастики . Много известных метал-музыкантов приняли участие в записи рок-оперы « Avantasia ».
Первой российской рок-оперой в стиле Heavy Metal (точнее Power Metal ) стала Эльфийская рукопись группы Эпидемия . Все треки этого альбома объединены единым сюжетом, в котором рассказывается о борьбе с тёмным властелином . Альбом вышел в 2004 году , спустя три года, в 2007 году вышло продолжение альбома « Эльфийская рукопись: Сказание на все времена » , а в 2010 году была записана третья часть рок-оперы Эльфийская рукопись: Сага о двух мирах.
Лучшим фантастическим альбомом 2008 года по версии « Мира фантастики » стал Eidoline: The Arrakeen Code группы Mechanical Poet . Альбом полностью посвящён « Дюне » Фрэнка Герберта .
От авторской песни к фолк-року
В субкультуре ролевиков и реконструкторов существует свой поджанр авторской песни , исполнители которого известны как менестрели . В России известны такие менестрели как Тэм Гринхилл, Йовин , Иллет . Существует такой жанр как филк — фанфик в форме песни.
Из менестрельской авторской песни вышел такой музыкальный проект как дуэт « », оставаясь в той же традиции, они играют инструментально более богатую музыку .
Поскольку жанр фэнтези генетически связан с мифологией и другими фольклорными сказаниями, естественным стало обращение музыкантов, интересующихся этим жанром к разнообразной фолк-музыке и фолк-року . На российской рок-сцене из таких групп выделяется Мельница .
В фэндоме определённую известность получила группа « Немного нервно », которая сама считает свой музыкальный стиль дрим-фолком (dream — мечта, сон, волшебство; см. также дрим-поп ) и в названиях альбомов и песен цитирует классику фантастики .
Прочее
Согласно статьям в журнале « Мир фантастики » к фантастической тематике нередко обращаются музыканты таких направлений, как: « индастриал-металл » , Фолк-рок и смежные жанры (песни тут часто навеяны мотивами фэнтези) ; с темами характерными для таких литературных жанров, как Dark fantasy или литература ужасов, тесно связан готик-рок , различные направления мистической и оккультная музыки (среди которой отдельно выделяют творчество композитора Дэнни Эльфмана ) и нью-эйджа . Эти темы являются отличительным признаком для таких жанров как или хоррор-панк .
По фантастической тематике в музыке можно выделить например космическую музыку ( Spacesynth , Спейс-рок ) и киберпанк в музыке .
По странам авторы журнала « Мир фантастики » выделяют советскую электронную музыку и японскую музыку Visual Kei .
Источником вдохновения для музыкантов могут быть не только литература и кино в фантастических жанрах, но и компьютерные игры, часто имеющие фантастический сюжет (см. также Игровая музыка вне видеоигр ) . Музыка из компьютерных игр послужила основой для 8-битных музыкальные направлений « чиптюн », « нинтендокор » и « битпоп » , а в стиле игровой музыки работает например группа Random Encounter .
Недавно появилась программа для искусственного синтеза песен Vocaloid , значительно упростившая доступ в сферу искусства для широкого круга любителей .
Фантастическая концепция распространена и в жанре нью-эйдж . Такие музыканты как Дэвид Аркенстон и Лекс Плотников посвящают концептуальные альбомы произведениям в жанре фэнтези , а Майк Олдфилд записал нью-эйджевый альбом по мотивам научно-фантастической книги сэра Артура Кларка . Музыка Эньи использована в фильме « Властелин колец », музыка Era — в фильме «Пришельцы», Китаро делал саундтреки к фантастическим аниме , а Дэвид Аркенстоун писал музыку ко многим играм, в том числе World of Warcraft .
В литературно-музыкальной радиопередаче « Модель для сборки » осуществляются радиопостановки произведений современной прозы (в основном фантастических и научно-фантастических ) в сопровождении электронной музыки ( психоделики , эмбиента , даунтемпо, трип-хопа и других).
Примечания
- — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
- ↑ Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — июнь 2006. — № 34 . 21 мая 2013 года.
- Сергей Канунников, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — август 2009. — № 72 . 7 ноября 2009 года.
- Владимир Новосельцев. // Мир фантастики . — июнь 2013. — № 118 . 19 февраля 2015 года.
- // Мир фантастики . — октябрь 2012. — № 110 . 19 февраля 2015 года.
- Алексей Ионов, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — июль 2013. — № 119 . 4 мая 2014 года.
- Сергей Канунников. // Мир фантастики . — июнь 2012. — № 106 . 19 февраля 2015 года.
- Дмитрий Злотницкий. (англ.) . Журнал « Мир Фантастики » (апрель 2007). Дата обращения: 26 ноября 2009. 24 ноября 2011 года.
- Russian Darkside E-zine. от 9 октября 2008 на Wayback Machine
- от 13 октября 2007 на Wayback Machine HeavyMusic.ru
- Александр Гагинский. от 7 апреля 2012 на Wayback Machine . Журнал « Мир Фантастики » № 70, июнь 2009 г.
- Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — 2008. — № 2 (54) . 26 мая 2015 года.
- // Мир фантастики . 19 февраля 2015 года.
- Лин Лобарёв. . — Мир фантастики , март 2014. — № 127 . 26 мая 2015 года.
- Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — июнь 2007. — № 43 . 23 мая 2012 года.
- . — Мир фантастики . 27 мая 2015 года.
- Александр Киселев. // Мир фантастики . — апрель 2009. — № 68 . 19 февраля 2015 года.
- Александр Киселев, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — сентябрь 2008. — № 61 . 12 октября 2011 года.
- Александр Гагинский. // Мир фантастики . — март 2013. — № 115 . 20 марта 2015 года.
- Владимир Новосельцев. // Мир фантастики . — декабрь 2012. — № 112 . 19 февраля 2015 года.
- Сергей Серебрянский, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — Февраль 2011. — № 90 . 17 мая 2013 года.
- // Мир фантастики . — июль 2012. — № 107 . 19 февраля 2015 года.
- Александр Гагинский. // Мир фантастики . — 2009. 7 апреля 2012 года.
- Антон Вильгоцкий. киберпанк в музыке // Мир фантастики . — март 2012. — № 103 . 19 февраля 2015 года.
- Александр Гагинский. // Мир фантастики . — февраль 2013. — № 114 . 1 июля 2014 года.
- // Мир фантастики . — январь 2013. — № 113 . 19 февраля 2015 года.
- ↑ Антон Вильгоцкий. // Мир фантастики . — июнь 2012. — № 106 . 17 мая 2013 года.
- // Мир фантастики . — март 2013. — № 115 . 20 марта 2015 года.
- Ксения Аташева. // Мир фантастики . — апрель 2013. — № 116 . 19 февраля 2015 года.
- Сергей Серебрянский, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — Февраль 2011. — № 90 .
См. также
Литература
- Евгений Харитонов . Мелодии иных миров // Если. — 1999. — № 5 .
- Евгений Харитонов. // « Если ». — 2002. — № 3 .
- Евгений Харитонов. // « Если ». — 2002. — № 8 .
- . // Контр@банда. — 2010. — № 5 (11) .
- Атанас Славов. // Народна младеж.. — 4.ІІІ.1986..
- — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
- Mathew J. Bartkowiak. . — McFarland, 2010. — 210 p. — ISBN 978-0-7864-4480-9 .
- K.J. Donnelly, Philip Hayward. Music in Science Fiction Television: Tuned to the Future. — Routledge, 2012. — 228 с. — (Routledge Music and Screen Media). — ISBN 9780415641074 .
- — рубрика в журнале « Мир фантастики »
- 2020-12-04
- 1