Орден Царицы Тамары
- 1 year ago
- 0
- 0
«Муж и дочь Тамары Александровны»
— советский фильм
Ольги Наруцкой
1988 года
, по сценарию
Надежды Кожушаной
, о сложных взаимоотношениях семьи на фоне советской действительности переходной эпохи. Музыка
Олега Каравайчука
.
Кирилл Разлогов
о фильме
:
«В своё время картина прогремела, но на короткий срок — постепенно исчезал прокат и существование фильма ограничилось творческой средой. Два темперамента сошлись (Надежда Кожушаная, Ольга Наруцкая) и породили картину внутренне-конфликтную, отчего картина приобрела многомерность».
Тамара Александровна и её муж Валерий разошлись и живут на разных этажах одного подъезда. Тамару Александровну увозят в больницу с диагнозом перитонит, их тринадцатилетней дочери Кате приходится жить у отца.
Отец заходит в школу, чтобы помочь Кате решить проблемы с учительницей физкультуры. Выясняется, что они бывшие одноклассники. И что Тамара Александровна была у них учителем французского. Валерий и Тамара поженились, когда он учился в 10-м классе.
Катя влюблена в старшеклассника Федю. А у Феди уже есть ребёнок от цыганки, которая его за мужчину не считает и к ребёнку не допускает.
Кате приходят анонимные письма, от Е. Е.: «Здравствуй, мой незнакомый друг…».
Катя устраивает вечеринку (все для Феди) в квартире отца со своими одноклассниками (7 класс). Где приготовлен грандиозный сюрприз: на час принесут ребёнка Феди. И бабушка, Федина мать, сможет увидеть внука. Мать Феди уже привыкла с некоторых пор следовать за сыном повсюду, отдыхает сама с собой в коридоре, танцует… Поняв, что принесли внука, она пугается, впадает в истерику: «Он же мне сниться будет!..» и убегает, закрыв лицо.
Соседка Тамары Александровны по коммуналке сообщает Валере и Кате, что никакого перитонита у Тамары Александровны нет, она просто устала и притворилась, чтобы отдохнуть от семьи. Скоро выписка. Катя с отцом ждут маму, громко встречая Новый год, назло ей стараясь показать, как им без неё хорошо. Мать вышла из больницы, но не приходит к ним. Катя по-прежнему живёт у отца.
Кате продолжают приходить письма от Е. Е., теперь в них уже объяснения в любви. Катя, не видя маму, помнит её слова: «Любовь — это действие». При этом не хочет быть похожей на мать.
Федя всё клянчит у цыганки продолжения романа. Катя готова на всё ради Феди. Он требует доказательств и назначает ей интимное свидание.
Вечером этого дня отец просит Катю идти жить к матери, он устал, Катя ему мешает. Теперь Кате больше не с кем поделиться своим решением и предстоящим событием, она всю ночь плачет.
На следующий день Катя, сомневаясь и переживая, в последний момент всё-таки сбегает со свидания, даже не зная, что Федя едет к ней с двумя друзьями.
Валера по пути с работы высказывает своему другу мысль (про Катю): «Почему же, чтобы понять, как сильно любишь человека, нужно его обидеть».
И тут его встречают Федя с друзьями. Обозлённые, что Катя их обманула, они мстят ему, как отцу, и избивают почти до смерти. Из последних сил, в проблеске сознания Валера кричит: «Спартаковцев бьют!!», и подростки разбегаются.
Катя едет с незнакомцем на фуре к Е. Е. Приехав, она знакомится с местным одиноким мальчишкой, и они вместе сидят под проходящим поездом и орут, что есть сил. Мальчик мимоходом рассказывает Кате, что Е. Е., оказывается, «всем пишет». Валера лежит в больнице.
Н. Кожушаная:
Когда закрутилась перестройка, полилась вся эта грязь, мы с режиссёром Ольгой Наруцкой решили, что сейчас самое главное в жизни — семья. Только она может удержать человека на плаву. Вот и сделали фильм о семье — мама, папа, дочь, соседка. Жизнь. ".
Съёмки фильма проводились в московской квартире, расположенной в доме под снос, на Садовом кольце. Почти вся съёмочная группа жила в этой квартире, перед съёмками раскрашивая стены и обустраивая дом.