Кроу, Кэмерон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ив Жангра (Жэнгра) ( фр. Yves Gingras , род. в 1954) — историк, социолог науки из франкоговорящей части Канады .
После получения степени магистра физики в университете Лаваль , в 1984 году Жангра защитил докторскую работу по истории и социополитике науки в университете Монреаля под названием «Канадские физики: генеалогия социальной группы,1850-1950» (опубл. в 1991 г. на французском и английском языках под названием «Истоки научного исследования в Канаде: случай физиков»/ «Физика и подъем научного исследования в Канаде»).
В настоящее время Жангра преподает курсы Введение в историческое познание, Наука и техника в истории западных обществ, Наука и техника в истории Квебека, а также ведет докторский семинар. К основных научным интересам Жангра в настоящее время относятся: формирование дисциплин, трансформация университетов с 1700 г., а также математизация наук.
Позиция Жангра в отношении социологии науки и проблемы анализа исторического развития науки проникнута естественнонаучными методологическими установками. К ним можно отнести, например, убежденность в единстве восприятия и объяснения с приоритетом физики (в широком смысле слова), представляя социологическое объяснение как попытку тотального объяснения закономерностей и механизмов функционирования Вселенной, включая взаимодействие механических деталей. В своих аргументах Жангра склонен редуцировать понятия (например «гетерогенность») к их физическим значениям как первичным. Он также отказывает социальной науке в эвристичности, отождествляя социологическое объяснение с естественнонаучным в его тотальности (таким образом, социальные науки представляют, по Жангра, часть «проблемы», а не её решение, а отношения социальных и естественных наук он описывает в понятия периферии и центра соответственно, поскольку «в неком первичном смысле можно сказать, что у естественнонаучного знания есть внешние референты» . С естественнонаучной методологией также можно связать требование Жангра к «точному» объяснению связей в социальных процессах и «отчетливо сформулированным выводам». Признавая дискурсивную природу объяснений, Жангра тем не менее склонен противопоставлять понятия и «не видеть» диалектических взаимоотношений, участвующих в процессе создания науки, особенно в том, что касается сопредельных сфер социального и технического. В некоторых местах он также недвусмысленно отделяет социологическую истину от научной. В целом, стоит отметить значение, которое Жангра приписывает социологии: «социологический» в его интерпретации проявляется как «внешний» (вероятно, в соответствии с Дюркгейма ). Как подчеркивает сам Жангра, «ученые подчиняются правилам дисциплинарной подготовки, во многом определяющей их интеллектуальный горизонт» .
Опираясь на данные методологические установки, Жангра определяет «обладание правотой в науке в данной конкретный момент» как располагание доказательствами, которые, учитывая структуру поля и уровень знаний на данный момент, не могут быть убедительно оспорены или заменены другими, способными завоевать одобрение большинства ученых, принадлежащих данному полю . Также Жангра подчеркивает, что «признание значения времени и аргументации ведет к историчной концепции знания, не оставляющей места вневременному критерию абсолютной истины, но и не приводящей к некой форме нигилистического релятивизма. Нет необходимости отрицать всякую эксплицитную отсылку к внешней реальности, которая накладывала бы на знание свои ограничения, утверждая, что социальная динамика регламентированной научной коммуникации внутри поля науки является единственным условием производства научного знания» . Для понимания взглядов Жангра важно также следующее его утверждение: «„Социальные факторы“ являются особым продуктом профессиональной деятельности социологов, стремящихся установить новые типы измерений в своих институциях. Они дают различные определения тому, что удерживает нас всех вместе. Они называют это „обществом“ и пытаются навязать свои дефиниции как можно большему числу людей, проникая в как можно более число профессиональных занятий…» . Таким образом, Жангра особым образом сочетает критику в рамках социологии науки и с позиции наблюдателя с латентными естественнонаучными методологическими установками в отношении знания.
Объектом критики Жангра стали, прежде всего, взгляды Латура и Каллона о невозможности различения социального и технического. Жангра критикует, прежде всего: 1) постулат о неразличимости факторов в анализе развития науки; 2) неиерархизированность факторов (социальных, технических, экономических, политических) в данном анализе. Жангра указывает на несоответствие программных постулатов Латура и Каллона, заявляемое в качестве методологической установки, существу проводимого их сторонниками анализа («Как следует реагировать на многочисленные утверждения, заполняющие вступления и заключения к множеству текстов, которые при этом не находят применения в их основной части?»). Это несоответствие, на его взгляд, ярко отражается в избыточном оперировании «оруэлловским новоязом», как он определяет понятия сети акторов или гетерогенной инженерии. Жангра утверждает, что заявляемая теоретическая рамка во многих научных текстах данного направления не выдерживается, и в результате «использование метафор „ассоциаций“ или „аттракции“ устанавливает риторическую связь между „актантами“, плохо скрывая стоящий за ними реалистический подход» . Причина этого, как он считает, исходит из неразличения онтологического, эпистемологического и методологического уровней неразличения различных факторов анализируемого процесса. В своей аргументации Жангра также представляет социальное и техническое как два локуса в едином пространстве, а не две диалектически связанные логики действия (рассуждения о том, что «политика приводит к технологии, а технология к политике», он отождествляет с высказыванием о том, что расследование ведет из Парижа в Лондон, и наоборот , тем самым во многом редуцируя подразумеваемые смыслы).
Жангра указывает на непонимание со стороны инженерного дискурса энтузиазма со стороны социологов по поводу обращения социологов к естественным наукам как источнику и фактору социальных процессов. Однако Жангра критикует и сам дискурс социологов, называет его «искусством каламбура, заменяющим размышление» . Рассматривая проблему отождествления языка социального актора и наблюдателя социального процесса, Жангра, в целом, выступает против феноменологии. По его мнению, концепты социологов «должны четко различасться с категориями, используемыми самими агентами» . Критикует Жангра и теорию контингентности научных открытий как выросшую из наблюдений на микроуровне, где якобы «невозможно избавиться от ощущения, что каждая партия уникальна» .
В качестве выхода из сложившейся ситуации Жангра предлагает «заменить туманные ссылки на „социологию“, „социологов“ или на „общество“ тщательным анализом самого содержания работ, опубликованных нашими коллегами» , тем самым обращаясь как раз от традиции к дискурсивному обсуждению, которое, по Жангра, должно принимать вид интерсубъективного согласия .
Таким образом, Ив Жангра демонстрирует своё радикальное несогласие с современной социальной мыслью в лице Латура и Каллона на уровне стиля исследования социологии науки, утверждая, что «щегольство, шарм и заразительное остроумие более уместны в мире моды, чем в социологии» , несмотря на то, что социология, как и мода, является частью общества.