Interested Article - Движение за гражданские права чернокожих в США

Марш на Вашингтон за гражданские права, 28 августа 1963 года

Движение за гражданские права чернокожих в США ( англ. Civil Rights Movement ) — массовое ненасильственное общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950-е 1960-е годы. Кампания добилась принятия новых законов на федеральном уровне, которые обеспечили защиту и права чернокожих граждан Соединённых Штатов Америки.

Предыстория

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы ( Законы Джима Кроу ), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми и имели собственную систему школ и университетов, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте, и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис». Белые рассчитывали на их покорность, сопротивление чернокожих казалось немыслимым. Многие белые южане были убеждены в том, что негры смирились с ролью граждан второго сорта, и она им даже нравится. Чернокожие автовладельцы составили путеводитель «Зеленая книга» ( The Negro Motorist Green Book ), в котором описывали способы избежать дискриминации во время путешествий, преимущественно, по штатам Юга и перечисляли места, в которых к ним не было агрессивного отношения.

В 1954 году Верховный суд США , рассмотрев дело « Браун против Совета по образованию », постановил, что сегрегация школ обрекает чернокожих детей на «клеймо неполноценности» и что власти южных штатов должны как можно скорее создать единые школы для белых и чернокожих. Но южные политики выступили против этого решения. Создавались «Советы граждан» — группы, которые подвергали экономическим санкциям любых чернокожих или белых, осмеливавшихся выступать за интеграцию .

История

Арест Розы Паркс
Мартин Лютер Кинг

1 декабря 1955 года Роза Паркс , 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери , столицы штата Алабама , была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от неё требовалось по местному закону. После ареста Розы Паркс Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к бойкоту городского транспорта в знак протеста. Бойкот автобусных линий в Монтгомери вскоре возглавил молодой чернокожий священник Мартин Лютер Кинг . Благодаря усилиям Кинга и членов бойкотного комитета, протест негритянского населения длился 381 день и вошёл в историю под названием «Ходьба во имя свободы» — участникам протеста приходилось ходить на работу пешком (часть черных граждан Монтгомери развозили на работу и с работы домой черные владельцы такси по автобусным тарифам), а местные автобусные компании терпели большие убытки.

Переговоры с властями о полной десегрегации городского транспорта не дали ожидаемых результатов. Наоборот, пользование такси по сниженным тарифам было запрещено, а у таксистов, перевозивших участников бойкота, отбирались лицензии. Чернокожие водители подвергались задержаниям за мелкие, подчас надуманные нарушения правил дорожного движения. За превышение скорости был задержан и сам Кинг. После этого белые перешли к запугиванию и угрозам организаторов бойкота. В январе 1956 года в дом Кинга была брошена бомба. Затем власти вспомнили о полузабытом «антибойкотном законе» 1921 года и арестовали более ста участников бойкота. Суд над «нарушителями антибойкотного закона» привлек внимание общественности во всем мире к проблеме сегрегации в США.

Руководители бойкота обратились с иском в федеральный окружной суд, который в декабре 1956 г. признал неконституционность законов о сегрегации в городских автобусах. Автобусы в Монтгомери были интегрированы. Но белые расисты начали их обстреливать. Была жестоко избита негритянская девочка, беременная женщина была ранена в ногу, в негритянских кварталах взрывались бомбы. Насилие прекратилось после того, как оно было резко осуждено местной газетой, рядом белых священников и местной ассоциацией бизнесменов.

В 1957 году федеральный суд распорядился провести интеграцию в муниципальных школах Литл-Рока , штат Арканзас . Девять чернокожих детей были отобраны для зачисления в Центральную среднюю школу Литл-Рока, но местная полиция по решению губернатора штата не пустила их на занятия. После некоторых колебаний президент США Дуайт Эйзенхауэр задействовал солдат 101-й воздушно-десантной дивизии для исполнения судебного решения. Солдаты сопровождали « девятку из Литл-Рока » на занятия в школу. Когда дети, наконец, вошли в Центральную школу, то были встречены оскорблявшей их разъярённой толпой. Похожее столкновение произошло и в Новом Орлеане в ноябре 1960 года, когда четыре негритянские девочки поступили в начальную школу Франца в Девятом районе (одной из них была Руби Бриджес , первый учебный день которой был запечатлён на картине Нормана Роквелла Проблема, с которой все мы живём ).

Для координации действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав в 1957 г. была создана « Конференция южного христианского руководства » со штаб-квартирой в Атланте , десятками филиалов и тысячами активистов. Её президентом был избран М. Л. Кинг. В том же году Конгресс США принял . В 1958 и 1959 годах были организованы грандиозные марши молодежи на Вашингтон за десегрегацию средних школ. В них участвовало около 40 тысяч человек.

Новый этап борьбы за гражданские права начался в 1960 году, когда 1 февраля четверо чернокожих студентов сели на места для белых в сегрегированной закусочной в одном из универмагов компании Woolworth в Гринсборо (штат Северная Каролина ). Их заставили уйти, но на следующий день их примеру последовали десятки и сотни других негритянских студентов. Так началась волна сидячих забастовок -демонстраций (sit-in), когда активисты входили в заведения «только для белых» или садились на места для белых и требовали обслужить себя, отказываясь уходить. К концу марта 1960 года они проводились уже более чем в 50 городах. Они подкреплялись «лежачими», «коленопреклоненными» и «купальными» демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах. К протестующим афроамериканцам присоединялись и белые студенты. Вначале эти акции проводились стихийно, но уже в апреле 1960 г. был сформирован «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (The Student Nonviolent Coordinating Committee). Протестующие студенты символически избрали Кинга лидером своего движения. Многие из них носили с собой памятку со словами: «Помни об учении Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Помни о любви и ненасилии». Были выработаны специальные правила поведения для участников демонстраций в закусочных, которые призывали не отвечать насилием на насилие, воздерживаться и не отвечать на оскорбления, вести себя вежливо и дружелюбно, сидеть прямо и всегда лицом к стойке. Благодаря таким протестам в течение 1960 года были десегрегированы закусочные более чем в 150 городах южных штатов.

Выступление Роберта Кеннеди перед участниками Конгресса расового равенства

В марте 1960 года «Конгресс расового равенства» призвал «перенести сидячие забастовки -демонстрации на дороги» страны. Так было положено начало « рейдам свободы » (freedom rides), целью которых была проверка реальности пользования общественным транспортом и общественными местами в соответствии с федеральным законом и привлечение внимания общественности к фактам сегрегации. 4 мая 1961 году первая группа участников акции выехала из Вашингтона на междугородном автобусе на юг страны. В Аннистоне (штат Алабама) , их автобус подожгли, по прибытии в Бирмингем участники «рейда» были жестоко избиты разъяренной толпой, а в штате Миссисипи их арестовали за «нарушение порядка». «Рейды свободы» длились все лето 1961 года. Чёрные и белые активисты на междугородных автобусах приезжали в южные штаты, группами врывались на автобусные станции, в кафетерии, магазины, мотели, садились или бросались на пол, добиваясь равного с белыми обслуживания. Над ними глумились, их избивали, автобусы поджигались. Многие участники «рейдов» были арестованы и отданы под суд. Но в результате владельцы многих предприятий торговли и сферы услуг были вынуждены отказаться от практики сегрегации в своих заведениях. Федеральная комиссия по регулированию торговли между штатами со своей стороны также была вынуждена запретить сегрегацию в автобусах дальнего следования и поездах.

Особенно упорная борьба развернулась в городе Олбани (штат Джорджия ). Тактике ненасильственных действий местный начальник полиции противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Пять процентов чернокожего населения города побывало за решеткой. В этом городе сторонники сегрегации одержали временную победу.

В мае 1962 года Кинг был приглашён в Бирмингем , штат Алабама , чтобы помочь местной организации «Движение алабамских христиан за права человека» (The Alabama Christian Movement for Human Rights). Были определены четыре цели протеста в Бирмингеме: десегрегация закусочных, примерочных, туалетов и фонтанчиков питьевой воды в универмагах; недискриминационное повышение по службе и наем черных на работу в торговую сеть и на промышленные предприятия города; амнистия всех демонстрантов, которые попадут за решетку; создание межрасового комитета для выработки графика десегрегации в других сферах жизни Бирмингема. Каждый участник движения подписывал специальную «карточку приверженности» движению, обязуясь соблюдать его принципы. Протест начался 3 апреля. За сидячими забастовками последовали первые аресты. 12 апреля Кинг возглавил несанкционированную демонстрацию и был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя через восемь дней из тюрьмы под залог, Кинг решил привлечь в ряды демонстрантов учащихся колледжей и средних школ. 2 мая более тысячи юных демонстрантов были задержаны. На следующий день в уличной демонстрации приняло участие ещё больше молодежи, скандировавшей: «Мы хотим свободы!». На приказ остановиться они не отреагировали и тогда их стали поливать водой из пожарных брандспойтов . В ответ на это в полицию полетели камни и бутылки. На демонстрантов были спущены полицейские собаки. На следующий день газеты поместили фотографии полицейских собак, кусающих бирмингемских детей. Было задержано более 2500 демонстрантов. Под давлением международной общественности администрация президента Кеннеди послала в Бирмингем помощника министра юстиции Бэрка Маршалла для участия в переговорах местных властей с протестующими чернокожими.

10 мая было достигнуто соглашение, которое предусматривало десегрегацию в течение трех месяцев, повышение по службе и наем черных на работу в течение двух месяцев, обещание официального содействия в освобождении заключенных и создание в течение двух недель органа межрасового сотрудничества. Однако, на следующий день, были взорваны бомбы у дома брата Мартина Лютера Кинга и в мотеле «Гастон», где размещалась штаб-квартира самого Кинга. Неорганизованная толпа возмущенных чернокожих ответила на это погромами и беспорядками, которые длились всю ночь. Сотрудники Кинга делали все возможное, чтобы успокоить разбушевавшуюся толпу.

Откликом на бирмингемские события стали массовые демонстрации и выступления под лозунгом «Свободу немедленно!» (Freedom now!), которые прошли за четыре месяца в 196 городах 35 штатов.

Войска окружают здание Миссисипского университета , в ответ на протесты против зачисления Джеймса Мередита в его студенты

В 1962 году Верховный суд США принял решение о зачислении чернокожего Джеймса Мередита в Миссисипский университет . Тем не менее, такому исходу дела воспротивился губернатор Миссисипи Росс Барнет и расистски настроенная часть жителей штата. Протестующие собрались в студенческом городке. Решение вопроса потребовало вмешательства федерального правительства в лице президента Джона Кеннеди и генерального прокурора Роберта Кеннеди . 30 сентября Джеймс Мередит появился в университете в сопровождении федеральных маршалов , однако для полного урегулирования ситуации в Миссисипи были направлены несколько тысяч солдат Армии США . Во время погибли два человека, 375 человек были ранены и около 200 арестованы. Некоторое количество военнослужащих оставались для охраны Мередита до его выпуска.

Расисты оказывали ожесточенное сопротивление. В 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес заявил: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда». 11 июня 1963 года произошёл инцидент на входе в университет , когда Уоллес закрыл собой дорогу для первых двух чернокожих студентов Университета Алабамы — и . 12 июня 1963 чернокожий активист Медгар Эверс погиб на пороге своего дома в городе Джексоне (штат Миссисипи ) от пули белого расиста Байрона де ла Беквита .

В том же году в Бирмингеме , штат Алабама, члены «Ку-клукс-клана» взорвали баптистскую церковь чернокожих и при этом погибли четыре девочки. В следующем году их единомышленники около маленького городка Филадельфия, штат Миссисипи , убили трех борцов за гражданские права (двух белых и чернокожего) , это преступление привлекло внимание всей страны (организатор убийства (англ.) был осужден только в 2005 году).

Президент Кеннеди в июне 1963 года направил в Конгресс законопроект о широкой десегрегации и мерах против дискриминации чернокожих граждан. Для оказания давления на Конгресс во многих городах США были организованы массовые митинги и демонстрации с требованием принятия этого закона. 28 августа 1963 г. состоялся марш на Вашингтон , в котором участвовали 250 тыс. человек. Этот день стал подлинным праздником единства белых и чернокожих.

Марш на Вашингтон

И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте .

Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом её принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными.»

Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.

Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи , изнемогающий от жары несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости.

Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.

Я мечтаю сегодня!

Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.

Из речи Мартина Лютера Кинга у монумента Линкольну в Вашингтоне, 28 августа 1963 г.
Президент США Линдон Джонсон беседует с лидерами чернокожих
, Нью-Йорк , июль 1964 г.
Восстание в Уоттсе , август 1965 г.

2 июля 1964 года президентом США Джонсоном был подписан принятый Конгрессом Закон о гражданских правах 1964 года , который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приёме на работу. Мартин Лютер Кинг, которому в октябре 1964 года была присуждена Нобелевская премия мира , начал кампанию в алабамском городе Селма за включение чернокожих в списки избирателей. 7 марта 1965 года на окраине Селмы были жестоко избиты участники несанкционированной демонстрации , 78 человек были ранены. Фотографии этой расправы напечатали все крупнейшие газеты мира.

Результатом селмской кампании стало принятие Конгрессом США , по которому только федеральные власти могли назначать регистраторов, занимающихся составлением списка избирателей.

С 1966 года центр событий, связанных с движением чернокожих, переместился с юга США в негритянские районы городов северных штатов, где до своей трагической гибели самым известным лидером движения был Малкольм Икс .

Кризис в столице США после загадочного убийства М. Л. Кинга, апрель—май 1968 г.

Стокли Кармайкл выдвинул радикальный лозунг « » (Black Power), который поддержали некоторые ведущие организации движения за гражданские права. Сторонники этого лозунга отвергали интеграцию с белыми. Кинг и его сторонники не были согласны с ним из-за того оттенка горечи и ненависти, который в нём явно присутствовал. По их мнению, путь к равенству для чёрных американцев лежал только через братство белых и цветных в США.

Летом 1967 года вспыхнули стихийные бунты чернокожих в 128 городах, кульминацией которых стали кровавые беспорядки в Ньюарке и Детройте . Чтобы привлечь внимание общественности к положению в чёрных гетто, Конференция южного христианского руководства перенесла свою штаб-квартиру в Лоундейл, бедный район Чикаго . Были созданы союзы квартиросъёмщиков, отстаивающие права местных жителей перед «сламлордами» — владельцами трущобных домов. По мнению многих американских исследователей, Кинг и его соратники сумели на некоторое время направить стихийный гнев и разрушительную энергию отчаявшихся бедняков из чёрного гетто в русло организованного ненасильственного протеста для решения конкретных задач.

В 1967 года Кинг выдвинул идею « » на Вашингтон с требованием принятия закона об экономических правах, который должен был гарантировать всем бедным американцам — чёрным и белым — работу и прожиточный минимум. В Вашингтоне они должны были разбить демонстративный палаточный городок, блокировать городские магистрали, устроить сидячие забастовки в правительственных учреждениях. Начало марша намечалось на 22 апреля 1968 года, но эта акция не состоялась, так как 4 апреля 1968 года Кинг был убит в , штат Теннесси .

Летом 1968 года соратнику Кинга удалось провести «поход бедняков» на Вашингтон, но он был малоуспешен. Конгресс США принял закон о десегрегации при продаже и аренде жилых домов, но фактические экономическое неравенство чёрных, разумеется, нельзя было устранить только принятием тех законов.

См. также

Ссылки

  • Шумаков А. А. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27. № 2. С. 44-64.
  • В. Киселев от 7 июля 2011 на Wayback Machine
  • от 18 сентября 2015 на Wayback Machine
Источник —

Same as Движение за гражданские права чернокожих в США