Шверин, Курт Кристоф фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́рг Кри́стоф Лихтенбе́рг ( нем. Georg Christoph Lichtenberg ; 1 июля 1742 , Обер-Рамштадт — 24 февраля 1799 , Гёттинген ) — немецкий учёный, философ и публицист. Современному читателю Лихтенберг более всего известен своими « Афоризмами », опубликованными посмертно.
Лихтенберг родился в семье деревенского пастора Иоганна Конрада Лихтенберга (1689—1751) и его жены Генриетты Катарины Лихтенберг (урождённой Экхардт) (1696—1764), будучи младшим из 17 детей в семье, у него был старший брат (1737—1812). В детстве у него образовался горб , остановивший его рост и сделавший его навсегда болезненным. Был профессором физики и астрономии в Гёттингене и иностранным почётным членом Петербургской академии наук . Как учёный, Лихтенберг прославился лекциями по экспериментальной физике , которые пояснял опытами при помощи им самим усовершенствованных аппаратов, и открытием электрических фигур, названных его именем ( фигуры Лихтенберга ) . Именно ему принадлежит введение обозначения разных видов электричества знаками «+» и «−» (положительное и отрицательное напряжение). В этом историческое значение Лихтенберга как физика. До него электричество имело другие обозначения — «стеклянное» и «гуттаперчевое», «янтарное» и «шерстяное» и т. д., что создавало путаницу.
Как критик и публицист, он приближается к Лессингу по широте философских взглядов и независимости и тонкости критических суждений. Его «Объяснения Хогарта » и полемические статьи и заметки, в которых он с иронией бичует сентиментальное фантазерство и всякого рода мистицизм и шарлатанство эпохи «бури и натиска» , а также целый ряд мелких статей, остроумных и шутливых, характеризуют Лихтенберга как первоклассного юмориста и сатирика, немецкого Свифта .
Лучшие сатирические статьи Лихтенберга: «Timorus» и «Fragment von Schwänzen» — пародии на дифирамбический и гиперболический слог Лафатера ; «О физиономике против физиономистов» — статья, направленная против «Физиономики» того же Лафатера. Порчу литературного языка и произведения мнимых «гениев» Лихтенберг вышучивал часто, например в «Vorschlag zu einem Orbis pictus», в «Всемилостивейшем послании Земли к Луне», в «Утешении несчастным, которые не суть самобытные гении». Из Англии , куда он ездил два раза, Лихтенберг написал ряд интересных писем (к Г.-Хр. Бойе). Не менее интересна и симпатична его собственная характеристика, сделанная им самим незадолго до смерти. В «Подробном объяснительном тексте к гравюрам Хогарта » (1791—1799) юмор Лихтенберга поднялся на высоту, достойную Хогарта.
С юных лет и до конца жизни Лихтенберг вёл записные книжки, которым прежде всего и обязан посмертной литературной славой.
Кант , уже в конце своей жизни, чрезвычайно высоко ценил Лихтенберга, и его личный экземпляр «Афоризмов» был буквально испещрен пометками, сделанными попеременно то красным, то чёрным пером. Шопенгауэр считал Лихтенберга мыслителем в полном смысле этого слова — думающим для себя, а не на потребу публики. Ницше помещал «Афоризмы», наряду с эккермановскими «Беседами о Гёте», в самое сердце «сокровищницы немецкой прозы». В 1878 году Вагнер признавал, что видит в них предвосхищение его собственных теорий…
«Lichtenberg’s Vermischte Schriften» вышли в Гёттингене в 1800—1805 годах; более полное собрание сочинений вместе с «Ausführliche Erklärungen der Hogarthschen Kupferstiche» было издано сыновьями Лихтенберга в 1844—1853 годах.
Лихтенберг — автор идеи универсальной привязки меньших форматов бумаги к бо́льшим по длине и ширине через квадратный корень. Эта идея легла в основу международного метрического стандарта бумажных форматов ISO 216 , принятого во всём мире, кроме Канады и США.
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Лихтенберга кратеру на видимой стороне Луны .