Гусейнов, Сурет Давуд оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Давуд Ага оглы Аху́ндов ( азерб. Davud Ağa oğlu Axundov , 14 февраля 1918 , Баку — 2003 ) — азербайджанский архитектор и историк архитектуры, автор ряда концепций по истории Азербайджана.
В 1942 году окончил Азербайджанский индустриальный институт им. Азизбекова . В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 году докторскую по теме «Особенности развития архитектуры древнего Азербайджана. Её связи и взаимовлияния со странами Древнего Востока» . Заведовал кафедрой «Архитектурные конструкции и реставрация памятников» Азербайджанского Инженерно-Строительного Института. Архитектор более 100 зданий в Азербайджане и России .
В 1983 году Ахундовым была выдвинута гипотеза, что типичные памятники армянского средневековья — хачкары , происходящие с территории современного Азербайджана ( Нагорный Карабах , Нахичевань и разделяющая их армянская область Сюник ) являются на самом деле «творениями дохристианских мастеров Кавказской Албании », а запечатленные на них сюжеты имеют « митраистическое или зороастрийское происхождение», которым он дал наименование «хачдаши» (от азербайджанского «даш» — «камень») . В 1985 году на всесоюзном археологическом конгрессе в Баку Ахундов выступил с докладом, в котором озвучил эти идеи, что спровоцировало скандал. Армянская делегация заявила о готовности покинуть конференцию, ленинградские ученые оценили доклад Ахундова как псевдонаучную политическую акцию. Археологи ( англ. ) и Гоча Цецхладзе считают, что этот доклад был преднамеренной политической провокацией и преследовал цель создания заведомо ложного культурного мифа . Как отмечали в дальнейшем российские и армянские критики, Ахундов попросту либо не знал, либо умышленно игнорировал хорошо известные особенности христианской иконографии, объявляя эти сюжеты митраистическими, а также просмотрел армянские надписи на изученных им «хачдашах» .
В то же время он сам, возможно, по наивности, откровенно демонстрировал цели этих исследований: признавая, что армянские надписи на раннехристианских храмах ему явно мешали, создавая «мнение, будто они (храмы и хачдаши. — В. Ш.) принадлежали к Армянской церкви», он пытался дискредитировать эти надписи и представить их фальшивками. Фактически он делал все, что в его силах, чтобы вытеснить армянское культурно-историческое наследие из пределов Закавказья .
По выражению российского специалиста А. Л. Якобсона , « митраистский туман обволакивает почти все памятники, которых касаются авторы <Д. А. Ахундов с соавтором М. Д. Ахундовым>, не говоря уж об их обобщениях » .
Окончательное завершение концепция «хачдашей» получила в книге Ахундова «Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана» (редактор Н. И. Рзаев, рецензенты 3. М. Буниятов , доктор исторических наук В. Г. Алиев; доктор искусствоведения, профессор. Н. А Саркисов) .
Виктор Шнирельман отмечает, что Ахундову принадлежит концепция государства Каспиана , которая представляла собой промежуточное звено между Манной и Кавказской Албанией. Согласно Шнирельману, Ахундов сконструировал никогда не существовавшую народность «албан-ариан» и нарисовал картину культурной преемственности от неолита до средневековья . Как отмечает Шнирельман, оперируя сомнительными сведениями источников и собственными рискованными предположениями, Ахундов представлял Азербайджан богатейшей страной городов ещё в начале I тыс. до н. э. , таким образом определяя азербайджанцев, как прямых потомков кавказских албанов, и находя прямую преемственность между албанами и древнейшими местными культурами, представив азербайджанцев создателями одной из ранних цивилизаций на планете. Ахундов переместил столицу древней Кавказской Албании город Кабалу на территорию Баку, а Апшеронский полуостров объявил мифической страной авестийских ариев — Аирйанэм-Ваэджа .