Федеральная судебная система США
- 1 year ago
- 0
- 0
Судебная система Кыргызстана — система органов государственной власти ( судов ), осуществляющих правосудие на территории Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией республики и другими законами.
Судебная система Кыргызстана состоит из ряда судов в иерархической структуре:
Кроме того, вне формальной правовой иерархии существуют неформальные способы разрешения споров, которые судят судебные старейшины ( аксакалы ) . Конституционный суд был упразднён с принятием Конституции 2010 года , а его полномочия были переданы Верховному Суду.
Судебная система Киргизской ССР сформировалась в советский период. Она строилась согласно административно-территориальному устройству республики, как трёхзвенная, состоящая из Верховного суда Кыргызской ССР, местных судов двух инстанций (суд первой инстанции — районные суды, районные суды в городе, городские суды, военные суды гарнизонов; суд второй инстанции — областные суды, Бишкекский городской суд, Военный суд Киргизской ССР) .
Закономерным развитием кыргизского государства стало принятие 15 декабря 1990 года «Декларации о государственном суверенитете», в которой Кыргызстан объявлялся независимым, суверенным государством. Позже Постановлением № 577-ХІІ Верховного Совета Кырызской Республики от 31 августа 1991 года был принят «Декрет о государственной независимости Республики Кыргызстан». Государство само могло развивать свою «государственную машину», одним из институтов которой является судебная система. Через неё государство реализует свою волю, принимая законы и следя за их выполнением. Закономерное развитие государства вело к развитию судебной системы .
Судебная система в Кыргызской Республике была создана с принятием Конституции Кыргызстана 1993 года. Были созданы Конституционный суд КР и Высший Арбитражный суд КР. Все суды после этого можно было структурировать в три подсистемы (блока). В первый вошёл Конституционный суд КР, во второй — Верховный суд КР и суды общей юрисдикции, в третий — Высший Арбитражный суд и система арбитражных судов .
Правовой базой становления судебной системы в Кыргызской Республике стали следующие нормативные документы: Конституция Кыргызской Республики, принятая 5 мая 1993 года парламентом страны. В частности, в статье 79 говорилось :
Арбитражный суд сначала был отнесён к местным судам, а затем выделен в отдельный блок. Структура всей судебной системы Кыргызской Республики в целом и её подсистем определена в Конституции КР и законах «О Конституционном суде КР», «О Конституционном судопроизводстве в Кыргызской Республике». Кроме этого были приняты Закон «О Верховном суде Кыргызской Республики и местном суде общей юрисдикции», Конституционный закон «О статусе судов Кыргызской Республики» и Закон «О системе арбитражных судов в Кыргызской Республике» .
В Главе VI Конституции 1993 года определено место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, и место всех других судов. Определён статус Конституционного суда КР, сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место .
Конституционному суду КР напрямую не подчинялись никакие суды, хотя его решения имели существенное значение для всех других судов Киргизии и тем самым влияли на судебную практику. Пример этому — обращение в Конституционный суд КР в 2008 году о неконституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 41 Закона КР «О верховном суде Кыргызской Республики…» и его противоречии пункту 4 ст. 15 и пункту 1 ст. 18 Конституции КР. Этот подпункт гласил, что судебные дела с жалобами и представлениями, поступавшие в ВС КР, «за исключением судебных дел, по которым при повторном обращении с жалобами отказано в возбуждении надзорного производства в Верховном суде КР, в соответствии с положениями законов Кыргызской Республики, действовавшими в силу настоящего Закона», не могли быть рассмотрены. После отмены данного подпункта граждане Кыргызской Республики повторно подавали жалобы в Верховный суд КР, и они были рассмотрены в надзорном производстве .
По Конституции КР 1993 года Верховный суд КР и Высший Арбитражный суд КР имели свои подсистемы. В статье 33 Закона КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» указывалось: «Верховный КР и местные (районные, городские суды, военные суды гарнизонов, областные суды, Военный суд КР, Бишкекский городской суд), осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным и административным делам, составляют систему судов общей юрисдикции». Иногда эти суды называют общими, или гражданскими, судами. Особую ветвь во втором блоке образуют военные суды. Их не относят к числу общих гражданских судов, поскольку им подведомственны только те дела, которые затрагивают интересы военнослужащих, вооружённых сил и других воинских структур. Их компетенция определялась статьёй 47 Закона КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции». В законе указывалось: «В Кыргызской Республике действуют Военный суд Кыргызской Республики на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов» .
Систему арбитражных судов Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией 1993 года (и последующими изменениями) образовали: Высший Арбитражный суд Кыргызской Республики, арбитражные суды областей и города Бишкек (статья 84 Конституции КР 1993 года) .
Конституционный суд КР занимал обособленное положение в кыргызской судебной системе. Заложенная в указанных законах 1993 года модель Конституционного правосудия соответствует континентальной классической форме конституционного контроля .
Это был начальный период судебной реформы. Многие судьи и учёные-правоведы полагали, что существующая судебная система в Кыргызской Республике довольно проста, но она «не соответствует понятию единства, так как имеется несколько видов судов, нет единого высшего судебного органа. Тем не менее, можно говорить о ней как о единой системе судебных органов». Всё это привело ко второму этапу судебной реформы, внёсшему значительные изменения в судебную систему Кыргызской Республики, которые в научной литературе получили название «Структурное реформирование». Оно началось в 2004 году. Произошёл процесс интеграции арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В Верховном суде Кыргызской Республики были созданы коллегии по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам. Председатели коллегий стали заместителями председателя ВС КР .
Такие же коллегии были созданы при областных судах в Бишкекском городском суде. К судам первой инстанции добавился Межрайонный суд по экономическим делам, ему же были переданы функции рассмотрения административных дел .
В ряде новых редакций Конституции КР (изменения вносились в 1994, 1996, 1998, 2003 и 2007, 2010 и 2021 годах) предусматривалась возможность создания специализированных судов. Речь шла о создании административных судов, но все это носило и носит декларативный характер. Был разработан проект Закона «Об административном суде Кыргызской Республики», но этот Закон не был принят, и эти функции выполняют Межрайонные суды по экономическим делам .
В части 3 статье 93 Конституции КР 2010 года указывается: «Судебная система в КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается». Это нашло отражение и в Законе КР «О Верховном суде КР и местных судах» от 18 июля 2003 года (в редакциях 10 июля 2004 года — 13 июня 2011 года нет упоминания о специализированных судах, но в Конституционном законе КР «О статусе судьёй КР» от 9 июля 2008 года (в последующих редакциях № 6 от 19 января 2010 года, № 162 от 10 августа 2010 года) в абзаце 4 п. 1 ст. 1 говорится о специализированных судах, учреждённых законом) .
Один из ведущих практиков, учёный-правовед, бывший председатель Верховного суда Кыргызской Республики К. Э. Осмонов обосновывает это положение так :
Вместе с тем хотелось бы отметить, что создать на практике новый суд не так-то просто. Существуют масса объективных проблем. Это и необходимость решения финансовых и иных материально-технических вопросов, это и подбор судейских кадров, и многое другое. Поэтому Верховный суд предлагает создание специализированных административных судов осуществить на базе существующих ресурсов судебной системы. А до их реального учреждения отработать правила и процедуры их деятельности в рамках действующих местных судов. По вопросу создания иных специализированных судов замечу, что не содержит запретов ни Конституция КР, ни действующее законодательство. И, вполне возможно, отработав все вопросы деятельности административных судов, проанализировав их судебную практику, государство придет к мысли о необходимости учреждения и других судов, имеющих специальную юрисдикцию.
Третий этап судебной реформы начался в Киргизии в 2010 году. При этом основной упор делался на создание новой нормативной базы и отбор судебных кадров. Реформирование судебной системы привело к следующему заключению — создавать новые суды можно, только создав новую нормативную базу и имея подготовленный кадровый состав судей. На третьем этапе был расформирован Конституционный суд КР. Декретом Временного правительства Киргизии от 12 апреля 2010 года «О расформировании Конституционного суда КР» он прекратил свое существование. В Декрете даны обоснования расформирования Конституционного суда КР. Вывод сделан однозначный: «Действия Конституционного суда КР по укреплению власти одного лица привели к событиям 6-7 апреля 2010 года и падению антинародного режима Бакиева К. С. » .
Вместо Конституционного суда КР было решено создать Конституционную палату при Верховном суде КР. В статье 93 части 3 Конституции КР записано: «В составе Верховного суда действует Конституционная палата». Но только через год — 13 июня 2011 года — был принят новый Закон «О Конституционной палате Верховного суда КР». В данном законе записано, что Конституционная палата ВС КР является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим Конституционный контроль посредством Конституционного производства (статья 1 закона). В части 3 статьи 53 закона отмечается: «Конституционная палата является правопреемником Конституционного суда КР. Материальные гарантии независимости Конституционного суда, установленные до вступления в силу настоящего Конституционного закона, в том числе и отдельное здание, ранее занимаемое Конституционным судом КР, сохраняется за Конституционной палатой…». Фактически лишь изменился некоторый порядок подачи документов, осталась функция Конституционного контроля посредством Конституционного судопроизводства. При этом контроль носит централизованный характер .
Сложившийся порядок отбора судьей в Конституционную палату ВС КР привел к тому, что к 2013 году не было избрано 11 судей: председатель, заместитель председателя и 9 судьей, и Конституционная палата ВС КР до сих пор не приступила к работе. Законом КР «О статусе судьей КР» предусмотрено, что судьи КП ВС КР «избираются Жогорку Кенешем по представлению Президента, основанному на предложении Совета по отбору судьей, с учётом гендерного представительства не более 70 % лиц одного пола; судьи КП ВС КР избираются в первый раз сроком на 7 лет, а в последующем до достижения предельного возраста, установленного Конституцией (то есть до 70 лет)» .
На основании Положения «О совете по судебной реформе при Президенте КР», утвержденного Указом Президента КР от 8 августа 2012 года, Совет по судебной реформе при Президенте КР является совещательным и консультативным органом при Президенте КР по вопросам судебной реформы. Задачи у Совета немалые, это прежде всего подготовка предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечение согласованных действий государственных органов по подготовке и принятию нормативных и правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей. От деятельности этого Совета зависит вся судебная реформа и её роль в изменении и совершенствовании судебной системы в КР .
Проведение судебной реформы в суверенной Киргизии было велением времени. Социальноэкономические изменения в стране оказали влияние и на «государственную машину», частью которой является судебная система. Судебная система Киргизии сохранила «звенья судебной системы», возникшие в советский период, то есть районные (городские) суды как основное звено; областные суды, Бишкекский городской суд, военный суд КР как среднее звено и Верховный суд КР как высшее звено. В процессе реформирования возник новый вид в местном судопроизводстве — межрайонные суды по экономическим делам, которым передано и административное производство. В процессе реформирования судебной системы изменилась сама система. Был создан Конституционный суд КР, а затем Конституционная палата при Верховном суде КР. Отбор судей также предусматривает участие не только двух ветвей власти — законодательной и исполнительной, но и гражданского общества .