Interested Article - Исход евреев из мусульманских стран

Йеменские евреи на борту самолёта, вывозящего их из Адена в Израиль в ходе операции «Волшебный ковёр» (1949—1950).

Исход евреев из мусульманских (в основном арабских) стран — массовая эмиграция евреев из арабских и других мусульманских стран в ходе XX века . Репатриация евреев Ближнего Востока и Северной Африки в Страну Израиля началась ещё в конце XIX века и стала массовой после образования Государства Израиль и Войны Израиля за независимость ( 1948 ). Катализаторами миграции стали массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах (в Багдаде , Каире , Адене , Триполи , , Алеппо и ряде других городов), а также политика урезания прав еврейского населения, которую проводили националистически настроенные правительства новообразованных арабских и мусульманских стран, по сравнению с относительно более мягкой политикой периода до получения этими странами независимости.

В период с 1948 по начало 1970-х годов из арабских стран эмигрировали добровольно, бежали или были изгнаны от 800 тыс. до 1 млн евреев . Из них 260 тыс. достигли Израиля в период 1948—1951 годов, и ещё 600 тыс. к 1972 году . Ливан был единственной арабской страной, еврейское население которой после 1948 года увеличилось, поскольку он был промежуточным пунктом на пути еврейской миграции в Израиль . Однако к 1970-м годам в результате гражданской войны в Ливане еврейское население этой страны также существенно уменьшилось. К 2002 году выходцы из арабских стран и их потомки составляли 41 % населения Израиля .

Исторические предпосылки

Как и другие меньшинства в арабских странах , евреи нередко испытывали притеснения со стороны арабского большинства, что стало одной из причин распространения сионистских идей. С другой стороны, сионизм означал необходимость покинуть землю, на которой они жили в течение многих поколений. Распространение идей сионизма совпало с периодом арабской борьбы за независимость (в то время — против Османской империи ), заложниками которой в ряде случаев становились евреи. Арабские националисты изгоняли их из родных мест и отбирали имущество.

Репатриация евреев в Страну Израиля из европейских, ближневосточных и североафриканских стран в Оттоманский период постоянно росла, однако только к концу 19 века миграция из ближневосточных стран стала более массовой. Первой крупной миграцией был переезд йеменских евреев . В конце 19 — начале 20 века по Ближнему Востоку и Северной Африке прокатилась волна погромов против евреев, которых арабы рассматривали как союзников слабеющей и распадающейся Османской империи. Эти погромы заставили евреев Османской империи, исчезнувшей после поражения в 1-й мировой войне , задуматься о новом месте жительства.

Эвакуации в подмандатной Палестине

В ходе беспорядков 1920 года в Наби-Муса погибло 4 араба и 5 евреев, 216 евреев и 23 араба получили ранения. Большинство жертв принадлежало к евреям, жившим в Палестине до начала алии ( старый ишув ). Около 300 евреев было эвакуировано из Старого города Иерусалима после беспорядков .

Во время беспорядков в Яффе (1921) тысячи еврейских жителей Яффы бежали в Тель-Авив , где были временно поселены в палаточных лагерях на побережье. Тель-Авив, до того считавшийся пригородом Яффы, наконец стал отдельным городом, хотя и сохранил тесную связь с Яффой, в которой работали многие жители нового города и покупали там продукты и другие товары и услуги .

После палестинских погромов 1929 года, в ходе которых погибло 133 еврея , по требованию британских властей еврейские общины Газы и Хеврона были эвакуированы британскими войсками. Если не считать нескольких семей, которые вернулись в Хеврон в 1931 году, их собственность и дома были захвачены арабами.

Рост антисемитизма в арабских странах

В июне 1930 года закончился Британский мандат в Месопотамии , а в октябре 1932 там было создано государство Ирак . В ответ на требование автономии со стороны ассирийцев - христиан иракские власти устроили кровавую резню , организованную военными в августе 1933 года . Для евреев это был первый признак того, что новые власти не собираются уважать права меньшинств. Король Фейсал I , известный своей либеральной позицией, умер в сентябре 1933. Его преемником стал сын Гази I , настроенный националистически и антибритански. Гази оказывал поддержку националистическим организациям, которые, в свою очередь, черпали поддержку у арабских мигрантов из Сирии и Палестины . Воодушевление вызвало у них арабское восстание в подмандатной Палестине (1936—1939) — инспирированное пронацистским иерусалимским муфтием Хадж-Амином аль-Хусейни . Арабские мигранты исповедовали идеологию панарабизма и рассматривали евреев как своих основных врагов .

Пропаганда германских нацистов получила популярность среди иракских националистов , от которых она стала распространяться по всему арабскому миру. Немецкий дипломат и резидент Фриц Гробба , живший в Ираке с 1932 года, всячески стимулировал антиеврейские настроения: в частности, он выпустил арабский перевод книги Гитлера „Моя борьба“ (стилистически приглаженный, чтобы „не обидеть“ арабов); началось вещание Берлинского радио на арабском языке. С 1934 года правительство Ирака проводило всё более жёсткую антиеврейскую политику. В период между 1936 и 1939 годом 10 евреев в Ираке было убито, имелось 8 случаев метания бомб в еврейские жилища и магазины .

В июне 1941 года в Ираке произошёл , который возглавил Рашид Али аль-Гайлани . При поддержке британских войск переворот был подавлен, однако в обстановке безвластия, пока исход противоборства ещё был неясен, в Багдаде произошёл кровавый погром („ Фархуд “), в ходе которого было убито около 180 евреев и потеряли имущество около 50000 евреев. Началось массовое (главным образом нелегальное) бегство евреев из Ирака; к 1949 году скорость нелегальной миграции достигла 1000 человек в год . Всего за 1941—1949 годы Ирак покинуло 10 000 евреев.

В ходе 2-й мировой войны на большей части Северной Африки господствовали либо пронацистский режим Виши , либо фашистская Италия ; кроме того, туда вторгся гитлеровский Африканский корпус Роммеля . На этих территориях евреи были лишены прав, хотя у нацистов и их сателлитов не дошли там руки до тотального уничтожения, как в оккупированной Европе. В 1942 немецкие войска заняли ливийский город Бенгази , где находился крупный еврейский квартал, разграбили его и отправили через пустыню в трудовые лагеря 2000 евреев, из которых погиб каждый пятый. В то время большинство евреев Ливии жило в городах Триполи и Бенгази, несколько меньше — в городах Аль-Байда и Мисурата .

После освобождения Северной Африки от нацистов антиеврейские настроения среди арабов сохранились. Вспыхнули новые погромы, из которых наиболее жестоким был погром в Триполи 1945 года , когда за несколько дней было убито более 130 евреев, в том числе 36 детей, сотни были ранены, 4000 человек осталось без крова, 2400 были полностью разорены. Было уничтожено 5 синагог в Триполи и 4 в провинциальных городах, только в Триполи разграблено более 1000 еврейских жилищ . В том же году погромы прокатились в других арабских городах. В ходе Каирского погрома ( 1945 ) было убито 10 евреев.

Исход из арабских стран (1948—1972)

На принятие ООН 29 ноября 1947 года резолюции о создании в бывшей подмандатной Палестине двух государств, еврейского и арабского, в арабских странах ответили погромами. Вначале это был Аденский погром 1947 года в южном Йемене и Алеппский погром 1947 года в Сирии с десятками убитых. В 1948 году волна насилия захлестнула Египет , Марокко и Ирак , и в той или иной степени затронула все арабские страны. В это же время новые независимые арабские государства стали принимать меры по «маргинализации и преследованию евреев» с тем, чтобы вынудить их эмигрировать в Израиль .

Политолог приводит текст проекта закона (сравнивая его с нацистскими Нюрнбергскими законами ) , разработанного Политическим комитетом Лиги арабских государств ещё до принятия «Плана ООН о разделе Палестины» — в июне 1946 и в сентябре 1947 года, направленного на реквизицию еврейского имущества и вынужденную эмиграцию евреев из этих стран с тем, чтобы «затопить молодое еврейское государство […] сотнями тысяч обнищавших еврейских беженцев», и фактически реализованного в последующие годы. Решения ЛАГ стали известны израильской разведке, но в свете военной угрозы проблема этнических чисток в арабских странах отошла на второй план. Документ опубликован только в наше время .

В Ливии евреев лишили гражданства, а в Ираке конфисковали их собственность. Евреи, вынужденные покинуть страну, не имели права на вывоз собственности. В период 1949—1950 израильское правительство провело операцию « Волшебный ковёр » по вывозу 50 000 евреев из Йемена . С 1949 по 1951 год евреи бежали из Ливии в Израиль. В период 1950—1952 года Израиль осуществил вывоз 130 000 человек из Ирака. Во всех этих случаях свыше 90 % местных евреев предпочли покинуть страну своего проживания, даже несмотря на потерю имущества .

В целом оценочное число евреев, покинувших арабо-мусульманские страны с 1948 по начало 1970-х годов, составляет от 800 тыс. до 1 млн. Ряд исследователей рассматривают иные рамки еврейской миграции из исламских стран: с 1944 по 1964 год, когда в Израиль переехало около 700 000. евреев, часто потеряв почти всю собственность .

(англ.) (WOJAC) опубликовала в 2006 году оценку, согласно которой стоимость собственности евреев, оставленной ими в арабских странах в результате вынужденной эмиграции, составила более 100 млрд долларов. В 2007 году оценка была пересмотрена в сторону увеличения до 300 млрд долларов. Площадь недвижимости, брошенной евреями, оценивается в 100000 кв. километров (что в 4 раза превышает площадь Израиля) . Руководство организации считает, что основной причиной массового переезда евреев была целенаправленная политика членов Лиги арабских государств .

Алжир

, Оран , Алжир . Конфискована и превращена в мечеть .

В 1940 1943 годах евреи Алжира подверглись репрессиям вишистских властей и были лишены гражданства. После прихода в страну союзников их права были восстановлены.

После получения Алжиром ( 1962 ) независимости от Франции 140 тыс. евреев, обитавших в основном в городах Алжир , Блида , Константина и Оран , были вновь лишены гражданства. Часть из них уехала в Израиль , а другая часть — во Францию, что привело к восстановлению уничтоженной нацистами французской еврейской общины .

Бахрейн

Немногочисленная еврейская община Бахрейна , в основном потомки эмигрантов, прибывших в страну в начале 1900-х годов из Ирака, составляла в 1948 году 600 человек. Ещё накануне голосования в ООН о статусе Палестины 29 ноября 1947 года, на 2-5 декабря была назначена демонстрация арабов. Два дня «демонстранты» ограничивались швырянием камней в евреев, но 5 декабря толпа в столице Манаме разграбила дома и магазины евреев, уничтожила единственную в городе синагогу, избивала попадавшихся на пути евреев и убила одну старую женщину .

Данное событие было скорее исключением для относительно спокойного Бахрейна. Эмиграция тамошней еврейской общины растянулась на десятилетия, большинство евреев уехало в Великобританию. К 2006 году в стране осталось только 36 евреев . В целом в стране сохраняется терпимое отношение к евреям. Один из местных предпринимателей, владелец компьютерного магазина Рубен Рубен, заявил: «95 % моих покупателей — коренные бахрейнцы, а наш клиент № 1 — правительство. Я никогда не ощущал никакой дискриминации» .

Из оставшихся считаных евреев некоторые играют активную роль в общественной жизни. Ибрахим Ноно в 2002 был избран членом верхней палаты парламента, Консультативного совета. Еврейка возглавляет бахрейнское отделение международной правозащитной организации Human Rights Watch Society . В ходе выборов 2006 года одна из кандидатов, писательница Мунира Фахро, заявила: «В моём округе проживают 20—30 евреев. Я буду добиваться их благополучия» .

Египет

в Каире

В 1948 году в Египте проживало около 75 тыс. евреев. К настоящему времени из них осталось около 100 человек, в основном в Каире . Современный Исход евреев из Египта начался после Каирского погрома ( 1945 ), но до 1948 он не принимал крупных масштабов. В июне 1948 бомбой, взорванной в караимском квартале Каира было убито 22 человека. В июле 1948 было совершено нападение на еврейские магазины и Каирскую синагогу и убито 19 евреев . Сотни евреев были арестованы, а их имущество конфисковано. К 1950 году Египет покинуло около 40 % еврейской общины страны .

В 1951 году было организовано массовое распространение книги « Протоколы сионских мудрецов » в переводе на арабский, что вызвало новые антисемитские эксцессы . В 1954 году дело Лавона послужило новым предлогом для нападений на евреев.

В октябре 1956 года , начав Суэцкий кризис , египетские власти арестовали около 1000 евреев и конфисковали около 500 принадлежавших им предприятий и магазинов. В мечетях Каира и Александрии было зачитано воззвание, где евреев называли «сионистами» и «врагами государства». Были конфискованы принадлежавшие евреям банковские счета, многие евреи потеряли работу. Евреям было запрещено работать юристами , инженерами , врачами и учителями . Тысячи евреев были вынуждены покинуть страну. Им разрешалось взять с собой 1 чемодан и немного денег, подписав дарственную на всю оставшуюся собственность в пользу египетского государства. Как сообщали иностранные наблюдатели, родственники уезжающих становились заложниками на случай, если уехавшие будут высказываться против египетского правительства. В период 1956—1957 годов страну покинуло около 25 тыс. евреев, уезжавших в Европу, США, Южную Америку и Израиль. Подобные же меры — изгнание с конфискацией имущества — египетские власти предприняли в отношении граждан Франции и Великобритании. К 1957 году еврейское население Египта уменьшилось до 15 тыс. человек .

В 1960 году Салах Дасуки, военный губернатор Каира, опубликовал статью, в которой часто ссылался на «Протоколы сионских мудрецов», в газете Ал-Маджалаа . В 1965 году правительство президента Насера выпустило на английском языке памфлет под названием «Израиль, враг Африки», и стало распространять его по англоговорящим странам Африки. Памфлет часто ссылался на «Протоколы» и книгу Г. Форда « Международный еврей » и убеждал читателя, что евреи — это обманщики, воры и убийцы . Во время Шестидневной войны ( 1967 ) многие евреи были арестованы и подверглись пыткам, а их дома были конфискованы .

Ирак

Иракские евреи выезжают из аэропорта Лод в Израиле на пути в транзитный лагерь ( ), 1951 год

В 1941 году в обстановке безвластия, когда в стране происходила борьба между пронацистской группировкой аль-Гайлани и пробританскими силами, в Багдаде вспыхнул погром (« Фархуд »), в ходе которого было убито около 180 евреев и 240 ранено, разграблено 586 принадлежавших евреям предприятий и разрушено 99 еврейских домов .

К 1948 году в Ираке оставалось около 150 тыс. евреев, в основном в городах Багдад и Басра . Как и большинство стран Лиги арабских государств, Ирак после 1948 года запретил еврейскую миграцию ссылаясь на то, что она может усилить государство Израиль . Вопреки запретам в 1949 году из Ирака бежало по 1000 евреев в месяц .

Пытаясь удержать под контролем утечку капиталов из страны, в марте 1950 года иракское правительство приняло закон сроком на 1 год, позволяя евреям эмигрировать при отказе от иракского гражданства. Всё имущество уезжавших передавалось иракскому государству. Первоначально Израиль затруднялся принять всех беженцев из Ирака, но затем начал операцию « Эзра и Нехемия » с тем, чтобы эвакуировать из Ирака как можно больше своих собратьев.

21 августа 1950 года иракский министр внутренних дел угрожал перевозившей евреев авиакомпании отобрать у неё лицензию, если она не будет вывозить по 500 евреев в сутки. 18 сентября 1950 премьер-министр Нури аль-Саид вызвал представителя еврейской общины и заявил ему, будто Израиль задерживает выезд из Ирака евреев, угрожая «депортировать их к границе».

Между апрелем 1950 и июнем 1951 года в Багдаде взорвались 5 бомб. Иракские власти арестовали 3 сионистских активистов, обвинив их во взрывах (двоих приговорили к смерти, одного к 10-летнему заключению) . В мае-июне 1951 года в Ираке были обнаружены склады оружия сионистского подполья.

В 1969 году было казнено около 50 евреев, в том числе 11 публично. Были устроены массовые демонстрации с осуждением сионизма .

Еврейская община Багдада насчитывала в 2003 году 20 человек, в 2009 году 8 человек. Синагога и еврейское кладбище в Багдаде были закрыты в 2004. Другая синагога в портовом городе Басра была превращена в склад .

Ливан

Синагога Маген-Авраам в Бейруте

Древнейшие еврейские общины обосновались на территории Ливана около 300 года до н. э. К 1948 году еврейское население страны составляло около 24000 человек . Наиболее крупные общины были в Бейруте и в селениях у подножья Ливанских гор : , , и . Если до войны при французской администрации положение евреев улучшилось по сравнению с Османской Турцией , то во время режима Виши права евреев были существенно ограничены. После войны евреи поддержали независимость Ливана .

В отличие от других арабских стран, во время войны за независимость Израиля еврейская община страны не подвергалась преследованиям. Более того, после 1948 года Ливан был единственной арабской страной, где еврейская община не уменьшалась, а росла, в основном из-за притока еврейских беженцев из Сирии и Ирака .

Несмотря на это, после 1948 года антиеврейские настроения в стране усилились. К 1967 году многие из здешних евреев эмигрировали в США, Канаду, Францию и Израиль. Много евреев пострадало во время гражданской войны в Ливане (1975—1990) . В 1971 году сирийскими агентами был похищен 69-летний Альберт Элия, генеральный секретарь ливанской еврейской общины. Он был заключён в сирийскую тюрьму и подвергся пыткам наряду с рядом сирийских евреев, которые пытались покинуть страну. Сирийский правитель Хафез Асад отказался выпустить его даже по ходатайству посланника ООН принца Садруддина Ага Хана. В 1980-е годы Хезболла похитила ряд еврейских предпринимателей Ливана. Согласно спискам избирателей муниципальных выборов 2004 года, в них участвовал только один еврей-избиратель. В настоящее время остатки еврейской общины Ливана насчитывают от 20 до 40 человек .

Ливия

В ноябре 1945 года в Триполи произошла серия погромов . В течение нескольких дней было убито более 130 евреев, в том числе 36 детей, ранено несколько сот, бездомными осталось 4000 человек и 2400 было разорено. Также были разрушены 5 синагог в Триполи и 4 в других городах Ливии В июне 1948 г. произошла новая серия погромов, в ходе которых было убито 15 евреев и разрушено 280 еврейских домов .

В 1948 году в Ливии жило около 38 тыс. евреев . В период между провозглашением Государства Израиль в 1948 и независимостью Ливии в декабре 1951 года свыше 30 тыс. евреев эмигрировали в Израиль. В 1967 году во время Шестидневной войны еврейское население, которое к тому времени составляло всего 4 тысячи человек, вновь подверглось погромам, в ходе которых 18 человек было убито и многие были ранены. Ливийское правительство потребовало от евреев «временно» покинуть страну, позволив каждому взять с собой 1 чемодан и денежный эквивалент 50 долларов США. В июне и июле 1967 через Италию 1300 человек выехали в Израиль , 2200 остались в Италии и ещё несколько сот отправились в США . В Ливии остались лишь немногие .

В 1970 году диктатор Каддафи выпустил новые законы, по которым всё имущество евреев отбиралось в обмен на облигации сроком на 15 лет, однако при наступлении срока евреи не получили ничего: Каддафи объяснил, что «поддержка евреями Израиля лишила их права на их имущество» .

Хотя главная синагога Триполи была отреставрирована в 1999 году, она остаётся закрытой для религиозной службы. Последняя еврейка Ливии, Эсмеральда Мегнаги, умерла в феврале 2002 года. В настоящее время в Израиле проживают около 40 тыс. евреев ливийского происхождения .

Марокко

Еврейская свадьба в Марокко. Эжен Делакруа , Лувр , Париж
Евреи города Фес , около 1900 года

Во время 2-й мировой войны режим Виши в Марокко установил дискриминационные законы против евреев. В частности, евреям запрещалось получать какие-либо кредиты, они были изгнаны из районов, населённых европейцами, были установлены ограничения на занятие евреями определённых должностей и профессий, в частности, юристов и медиков . Султан (1927—1961) Мухаммед V выразил своё личное неприятие вишистских антиеврейских законов и заверил лидеров марокканской еврейской общины, что никогда не посягнёт «ни на них лично, ни на их имущество» , хотя существуют сомнения в его активной позиции в этом вопросе .

В июне 1948 года вскоре после провозглашения образования государства Израиль и в середине первой арабо-израильской войны , произошли погромы в городах Уджда и Джерада , в ходе которых были убиты 44 еврея. Вскоре после погрома в 1948—1949 году из Марокко в Израиль выехало 18 тыс. евреев. Хотя эмиграция продолжалась и в последующие годы, её скорость упала до нескольких тысяч человек в год. В начале 1950-х годов сионистские организации поощряли миграцию .

В 1956 году бывший французский протекторат Марокко получил независимость. Евреи заняли ряд важных постов в независимой стране; в частности, трое стали депутатами парламента, а один, Леон Бенсакен, на короткое время стал министром почты и телеграфа (хотя после него ни один еврей в кабинет министров не входил) . Несмотря на весьма дружественное отношение к евреям на уровне правительства, в нижних слоях населения царили иные настроения, от традиционной настороженности до вражды . Рост общеарабского сознания среди марокканцев, и как следствие, сочувствие противникам Израиля и возрастающее давление на традиционные еврейские учебные заведения, усиливали опасения евреев . В результате эмиграция выросла с 8171 человек в 1954 году до 24 994 в 1955 и ещё более усилилась в 1956.

В 1956—1961 годах эмиграция в Израиль была запрещена законом, однако продолжалась тайно: в ходе её Марокко покинули ещё 18 тыс. евреев. 10 января 1961 года судно, перевозившее еврейских беженцев, затонуло у северного побережья Марокко. Негативная реакция мировой общественности заставила короля Мухаммеда V вновь разрешить еврейскую эмиграцию. В течение трёх последующих лет страну покинуло более 70 тыс. евреев . К 1967 году в стране оставалось только 50 000 евреев .

Шестидневная война 1967 года усилила враждебность арабов к евреям в Марокко, откуда продолжилась миграция евреев. К началу 1970-х годов еврейская община уменьшилась до 25000 человек. Евреи продолжали выезжать во Францию , Бельгию , Испанию и Канаду .

Несмотря на всё уменьшающуюся численность, евреи до сих пор играют важную роль в жизни Марокко. Старшим королевским советником является еврей . Еврейские школы и синагоги получают государственные субсидии. В то же время, исламистские группы угрожают евреям в стране, а в 2003 году несколько человек стали жертвами в Касабланке . Покойный король (1961—1999) Хасан II неоднократно призывал эмигрировавших евреев вернуться, но его советам никто не внял.

Если в —1948 году в Марокко жило свыше 250 000 —265 000 евреев, то в 2000 году их осталось всего 5230 человек (по оценкам) .

Судан

Еврейская община в Судане в основном населяла его столицу Хартум , со второй половины 19 века. К середине 20 века община составляла около 350 евреев, в основном сефардского происхождения. Существовала синагога и еврейская школа. В 1948 1956 годах довольно много евреев покинули страну и к началу 1960-х община перестала существовать .

Сирия

Еврейская свадьба в Алеппо , Сирия , 1914.

В 1947 погромщики сожгли еврейский квартал города Алеппо, убив 75 человек . Вскоре Алеппо покинула примерно половина его еврейского населения . В 1948 году в Сирии оставалось около 30 тыс. евреев. Правительство Сирии наложило на евреев ряд ограничений, в том числе на эмиграцию. В течение нескольких следующих десятилетий многим евреям удалось бежать при содействии активистов, в частности, , которые помогали тайно вывезти евреев за границу, а также привлекали мировое внимание к их положению.

Вслед за Мадридской конференцией (1991) США стали оказывать давление на правительство Сирии с тем, чтобы последнее ослабило ограничения, налагаемые на евреев. На Пасху 1992 года сирийское правительство начало выдавать евреям некоторое количество выездных виз при условии, что те эмигрируют не в Израиль . На тот момент в стране проживало несколько тысяч евреев. К началу XXI века в стране осталось всего несколько сот евреев, прочие эмигрировали в основном в США и Израиль . В настоящее время крупная и активная община евреев сирийского происхождения проживает в Южном Бруклине , Нью-Йорк . В 2004 году правительство Сирии попыталось наладить отношения с эмигрантами, и весной того же года страну посетила делегация евреев выходцев из Сирии .

Тунис

Тунисские евреи, около 1900.Из Еврейской энциклопедии.

В 1948 году в Тунисе жило около 105 тыс. евреев. В настоящее время (2010) община насчитывает не более 1500 человек — в основном на острове Джерба , в городах Тунис и Зарзис . Вскоре после получения Тунисом независимости от Франции ( 1956 ) антисемитская политика правительства привела к массовой эмиграции евреев: примерно половина выехала в Израиль , а вторая половина во Францию. В 1967 году в результате победоносной для Израиля войны, нападки на евреев усилились, а эмиграция во Францию и Израиль ускорилась. Заметные нападения на евреев имели место в 1982, 1985 и в 2002 году, когда Аль-Каида устроила взрыв бомбы у синагоги на острове Джерба, убивший в основном немецких туристов, всего 21 человек.

Йемен, Аден, Джибути

Невеста в традиционном йеменском еврейском свадебном наряде.

На землях, образующих современный Йемен , в 1948 году жили около 63 тыс. евреев . К началу XXI века из них осталось всего 200 человек. В 1947 году в городе Аден погромщики убили не менее 80 человек . В 1948 году новый имам зейдитов Ахмед ибн Яхъя разрешил евреям покинуть Йемен. Израильское правительство организовало операцию «Волшебный ковёр» , в ходе которой в 1949—1950 из Йемена в Израиль было эвакуировано около 44 тыс. евреев . Репатриация продолжалась до 1962 года, когда началась гражданская война в Йемене .

Еврейское население в арабских странах, 1948—2008

в Александрии , Египет .

В 1948 году еврейское население в арабских странах составляло, по разным оценкам, от 758 тыс. до 881 тыс. человек (см. таблицу ниже). К настоящему времени (2008) там осталось не более 8600 евреев. В ряде арабских стран, таких, как Ливия , где еврейская община составляла до 3 % населения, к настоящему времени евреев нет вовсе; в других еврейская община составляет не более нескольких сот человек.

Еврейское население арабских стран в 1948, 1972, 2000 и 2008 годах
Страна или территория 1948 1972 2001 2008
Южный Йемен 8000 ~0 ~0
Алжир 140 000 1000 ~0 ~0
Бахрейн 550—600 36 около 50
Египет 75 000 —80 000 500 ~100 100 в 2006 году
Ирак 135 000 —140 000 500 ~200 менее 100
7-12 в Багдаде
Ливан 5000 —20 000 2000 < 150 20-40 только в Бейруте
Ливия 35 000 —38 000 50 1 0
Марокко 250 000 —265 000 31 000 5230 3000 в 2006 году
Палестина (Западный берег) 10 000 (упало до 0 после войны 1948 года) (новый приток еврейских поселенцев)
Судан 350 ~0 ~0
Сирия 15 000 —30 000 4000 ~100 100 в 2006 году
Тунис 50 000 —105 000 8000 ~1000 1100 в 2006 году, оценка
Йемен 45 000 —55 000 500 400—600 330 -350
Всего 758 350—881 350 <7300 <6400

Исход из неарабских мусульманских стран

Афганистан

В 1948 году в Афганистане оставалось всего 5 тыс. евреев. Хотя до 1950 года евреев не выпускали из Афганистана, с июня 1948 до июня 1950 года 459 евреям удалось выехать в Израиль (в основном через Иран или Индию , куда они бежали ещё в 1944 году ). С конца 1951 года была разрешена эмиграция евреев, и к 1967 году число переселившихся в Израиль афганских евреев достигло 4 тысяч. По оценочным данным, в 1969 году в Афганистане оставалось около 300, а в 1973 — около 200 евреев.

Военный переворот 1973 года , в результате которого Афганистан был провозглашен республикой, государственный переворот 1978 года , совершенный Народно-демократической партией, вторжение советских войск в 1979 году привели к тяжелой и затяжной гражданской войне . Большинство еврейского населения покинуло страну. В 1995 году по оценке в Афганистане жили 10 евреев, все в Кабуле . В ноябре 2001 года после освобождения Кабула войсками Северного альянса при поддержке США в городе оставались два пожилых еврея, хранители синагоги. Один из них умер в январе 2005 года , оставив Зевулона Симантова последним евреем в Афганистане. В 2021 году и Симинтов покинул страну, переехав, по некоторым данным, в США

Более 10 тысяч афганских евреев живёт сейчас в Израиле. Около 200 семей — в Нью-Йорке ( США ).

Иран

К моменту провозглашения Государства Израиль в 1948 году в Иране жили около 140 000—150 000 евреев. Это был исторический центр персоязычного еврейства, ветвями которого были горские евреи на Кавказе , бухарские евреи в Средней Азии и ряд других субэтнических групп. С тех пор около 85 % евреев эмигрировали либо в Израиль, либо в США. Миграция особенно ускорилась после Исламской революции ( 1979 ), когда число евреев в Иране сократилось со 100 000 до примерно 40 000 человек .

16 марта 1979 года Хабиб Элганиан, почётный руководитель еврейской общины, был арестован и обвинён в коррупции, контактах с Израилем и сионизме , «дружбе с врагами Аллаха», «войне против Аллаха и его посланника» и «экономическом империализме». Исламский трибунал приговорил его к смерти; приговор был исполнен 8 мая . В ходе исламской революции ещё 16 евреев было казнено по обвинению в «шпионаже» .

Оценки современного еврейского населения Ирана разнятся. В середине и конце 1980-х годов их численность составляла около 20 000-30 000 человек, поднявшись до 35 000 в середине 1990-х , в основном благодаря высокой рождаемости и тому, что евреев не призывали в армию в ходе ирано-иракской войны . В настоящее время (2010) число евреев в Иране составляет менее 40 000 человек, из них около 25 000 в Тегеране . До настоящего времени еврейская община Ирана остаётся второй после Израиля среди стран Ближнего Востока .

Правители Исламской республики неустанно призывают к уничтожению Израиля, утверждая при этом, что они «не против евреев, а против сионистов». В подтверждение этого тезиса постоянно указывают на 1 еврея в составе иранского парламента (до 2000 г. Манучехр Эльяси, в 2000—2008 Морис Мотамед , затем ), выпускаются фильмы и книги о «терпимости к евреям, но не к сионистам» (сериал « Поворот на ноль градусов »). В то же время, иранские евреи подвергаются ежедневной дискриминации в обществе и в бюрократических структурах. Руководителей еврейских школ, которые обязаны работать по субботам , назначает исламское руководство . Иранское правительство организует «антисионистские мероприятия», такие как конкурс карикатур о Холокосте .

Малайзия

Еврейское кладбище в Пенанге, Малайзия.

В XIX—XX вв. в Малайзии проживало всего несколько десятков еврейских семей. Если не считать репрессий со стороны японцев в годы войны, они не испытывали на себе заметных ограничений, хотя правительство Малайзии периодически выступает с антиизраильской риторикой.

Пакистан

По переписи 1881 года , на территории современного Пакистана проживало 153 еврея — все в области Синдх . К 1919 году число евреев увеличилось примерно до 650, возможно, в связи с миграцией из охваченной Гражданской войной Средней Азии . К 1947 в Синдхе было около 2500 евреев, большинство проживало в Карачи .

Первая массовая миграция евреев из Пакистана имела место сразу же после провозглашения независимого государства Израиль в 1948 году .

В своём выступлении на Второй международной встрече лидеров исламских стран в (1974) премьер-министр Зульфикар Али Бхутто заявил: «Мы не держим зла по отношению к евреям как к народу, но отказываемся быть гостеприимными по отношению к сионистам, заражённым милитаризмом и технологическим чванством». Последняя синагога в Карачи, Маген Шалом, была снесена в 1980-е годы при режиме Зия уль-Хака — на её месте был построен торговый центр.

Большинство евреев — выходцев из Карачи в настоящее время живут в израильском городе Рамла . Они построили синагогу, названную Маген-Шалом ( Защитник мира ) в честь снесённой синагоги в Карачи.

В сентябре 2005 прошла встреча министров иностранных дел Пакистана и Израиля в Стамбуле, но дипломатические отношения между двумя странами доныне (2015) отсутствуют.

Среднеазиатские республики бывшего СССР

Турция

Синагога Неве-Шалом , сооружённая в 1951 году в Стамбуле .

К моменту провозглашения Турецкой Республики ( 1923 ) на её территории жило 200 тысяч евреев, в том числе 100 тысяч в Стамбуле . Евреи получили гражданское равноправие, однако в дальнейшем погромы и преследования привели к массовой эмиграции и численность еврейской общины сократилась в 10 раз .

С 1948 по 1955 год примерно 37 тысяч евреев Турции переселились в Израиль. На все этнические и религиозные меньшинства власти оказывали давление , требуя перейти на турецкий язык , в том числе в быту .

В ходе Стамбульского погрома в ночь с 6 на 7 сентября 1955 года , направленного в основном против греков и армян, был причинён ущерб, в основном материальный, также и евреям. В целом было сожжено и разграблено около 4000 магазинов и 1000 частных домов, принадлежавших армянам, грекам и евреям. Вскоре после погрома страну покинуло около 10 000 евреев .

На конец 2009 года в Турции проживала одна из самых многочисленных еврейских общин в исламском мире — 23 тысячи человек . Это составляет лишь чуть более 0,03 % населения страны . К сентябрю 2010 численность общины сократилась до 17 тысяч человек за счёт репатриации в Израиль . Большинство из них живёт в Стамбуле .

Еврейское население в неарабских исламских странах, 1948—2008

Еврейское население неарабских мусульманских стран: 1948, 1972, 2000 и 2008 годы
Страна или территория Еврейское
население, 1948
Еврейское
население, 1972
Еврейское
население, 2001
Еврейское
население, 2008
Афганистан 5000 500 1
Бангладеш Неизвестно от 175 человек до 3500
Иран 70 000—120 000 , 100 000, 140 000—150 000 80 000 10 800 в 2006 году
Иранский
Курдистан
50 000 Небольшое количество в городах и Мехабад
Пакистан 2000—2500 250 Около 200 человек в Карачи
Турция 80 000 30 000 17 000 в 2010 году
Всего 202 000—282 500 32 000

Абсорбция еврейских мигрантов

Израильские марки, посвящённые Всемирному году беженца (1960)

...Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе... ( Исх. 19:4)
...каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их... ( Мих . 4:4)

Число еврейских беженцев из арабских стран оценивается разными источниками примерно 800—900 тысяч человек, оставленное ими имущество — от 100 до 300 миллиардов долларов . В частности, « World Organization of Jews from Arab Countries » (WOJAC) приводит следующую статистику по численности еврейского населения и беженцам из арабских стран:

Страна Евреев в 1948 году Евреев к 2004 году Число репатриантов в Израиле Год учёта репатриантов
Алжир 140 000 0 110 000 1960
Египет 100 000 90 или менее 90 000 1948—1956
Ирак 150 000 11 125 000 1947—1951
Йемен и Аден 80 000 500 или менее 110 000 1948
Ливан 6000 0 1000 1948
Ливия 35 000 0 33 000 1975
Марокко 300 000 4000 или менее 250 000 1949
Сирия 40 000 100 35 000 1948
Тунис 100 000 500 или менее 75 000 1950
Всего 951 000 5400 или менее 794 000

По данным Центрального статистического бюро Израиля число иммигрантов из арабских и мусульманских стран Азии и Африки с 1948 по 2007 годы составляет 765 тысяч человек .

1948—1951 1952—1960 1961—1971 1972—1979 1980—1989 1990—1999 2000—2007 Всего
Иран 21 910 15 699 19 502 9550 8487 1606 76 754
Афганистан 2303 1106 516 132 57 11 4125
Турция 34 547 6871 14 073 3118 2088 1095 669 62 461
Ливан 235 846 2208 564 179 36 4068
Сирия 2678 1870 3121 842 995 31 9537
Ирак 123 371 2989 3509 939 111 202 131 121
Йемен 48 315 1170 1066 51 17 57 50 676
Ливия 30 972 2079 2466 219 66 29 35 831
Египет и Судан 16 024 17 521 2963 535 352 176 131 37 702
Марокко 28 263 95 945 130 507 7780 3809 2623 1890 270 817
Алжир 3810 3433 12 857 2137 1830 1317 1664 27 048
Тунис 13 293 23 569 11 566 2148 1942 1251 1584 55 353
Всего 325 721 173 098 204 354 28 015 19 933 6462 7910 765 493
Транзитный лагерь Маабарот, 1950

Шестидневная война (1967) привела к резкому уменьшению и без того малочисленных к тому времени еврейских общин в арабских странах, вплоть до их полного исчезновения. Численность евреев в арабо-мусульманских странах упала с более чем 800 000 в 1948 до примерно 16 000 в 1991 году . Большинство этих евреев эмигрировало в государство Израиль . К 2003 году число этих евреев и их потомков (в том числе от браков с представителями других еврейских общин) составило 3 136 436 человек, или около 61 % населения Израиля .

По состоянию на 2011 год численность еврейских беженцев из мусульманских стран и их потомков в Израиле составляет, по оценкам, 3,5-4 млн. Также немалая часть евреев из Северной Африки живёт во Франции — это около половины (300 000 человек) всех евреев Франции.

Транзитный лагерь Бейт-Лид . Израиль, 1950

Из примерно 900 000 еврейских беженцев примерно 680 000 репатриировались в Израиль, остальные направились в Европу (в основном во Францию) и в США . Сотни тысяч еврейских беженцев в Израиле были поселены во временных транзитных лагерях, называемых «маабара» (множественное число «маабарот»). Эти лагеря существовали до 1963 года. Жители этих лагерей постепенно нашли своё место в обществе Израиля.

По данным радиостанции « Би-би-си » к 2003 году из 150 тысяч евреев, живших в Ираке, осталось 34 человека, 6 из них в июле 2003 года смогли репатриироваться в Израиль .

Президент WOJAC утверждает, что собственность еврейских беженцев в арабских странах — 100 тысяч квадратных километров земли, то есть в 3,5 раза больше, чем вся территория Израиля, включая Голанские высоты , Газу и Иудею и Самарию . Большая часть этой территории находится в Ираке, Египте и Марокко .

В арабской прессе приводится статистика, согласно которой до 1948 года в арабских странах за пределами Палестины проживало около 800 тысяч евреев. Почти все они были вынуждены уехать, а их имущество было конфисковано .

Еврейская «накба»

В ответ на использование палестинской пропагандой термина « накба » израильские источники стала применять термин «еврейская накба» для описания преследования евреев в арабских странах в годы, последовавшие за созданием государств Израиль . Этот же термин используют и ряд других источников .

Профессор - социолог , председатель , в своей статье «Как насчёт еврейской накбы?» (« What about the Jewish Nakba? »), пишет о том, что публикация правды об изгнании евреев из арабских стран может улучшить подлинный процесс примирения, поскольку позволит палестинцам понять, что они не единственные пострадавшие в этом конфликте, и их чувство «жертвенности и отвергнутости» пойдёт на спад .

Доктор социологии (англ.) , напротив, называет аналогию между исходом евреев из арабских стран и исходом арабов из Палестины «безосновательной» и «аморальной» и полагает, что эта аналогия сокращает возможности «еврейско-арабского примирения» .

Тем не менее, начиная с 2002 года , организации еврейских беженцев из арабских стран начали активную кампанию за признание своих прав на компенсацию за отнятое и утраченное имущество .

В 2012 году эта тема стала активно обсуждаться МИД Израиля , в том числе, и в ООН .

Право на компенсацию

Официальная позиция правительства Израиля состоит в том, что евреи покинули арабские страны как беженцы, и имеют право на компенсацию или возврат собственности, утраченной ввиду преследований и конфискаций в ходе вынужденной миграции .

В 2008 году партия ортодоксальных сефардов, « Шас », объявила, что будет добиваться компенсации для еврейских беженцев из арабских стран .

В 2009 году депутат Нисим Зеэв (партия «Шас») внес в Кнессет законопроект о том, чтобы требование компенсации еврейским беженцам со стороны современных граждан Израиля стало неотъемлемой частью любых будущих мирных переговоров. В феврале 2010 года этот законопроект был принят в первом чтении. Незадолго до этого Палата представителей Конгресса США приняла (2008) документ, требующий, чтобы термин «беженцы» в ходе мирных переговоров на Ближнем Востоке распространялся не только на арабов, но также на евреев и христиан .

Многие источники в Израиле и за его пределами полагают, что существует прямая связь между проблемой арабских беженцев и проблемой еврейских беженцев из арабских стран, и нельзя рассматривать их в отрыве друг от друга .

Сидней Заблудофф, специалист по компенсациям жертвам Холокоста , опубликовал расчёт, согласно которому потери, понесённые евреями, покинувшими арабские страны с 1947 года , составляют 6 млрд долларов, тогда как потери палестино-арабских беженцев около 3,9 млрд. (обе суммы в ценах 2007 года) .

Критика

Некоторые еврейские мигранты из арабских стран неоднозначно относятся к утверждению о том, что они являются беженцами.

Бывший член Кнессета от партии « Мерец » родом из Ирака , Ран Коэн , заявил: «Я не беженец. Я пришёл сюда по зову сионизма , из-за притягательности этой земли и из-за идеи возрождения. Никто не назовёт меня беженцем». Бывший председатель Кнессета, рождённый в Йемене Исраэль Йешаяху , депутат от партии Труда , заявил: «Мы не беженцы. [Некоторые из нас] прибыли в эту страну ещё до рождения Государства Израиль. У нас были мессианские устремления». Ещё один бывший председатель Кнессета, также от партии Труда, рождённый в Ираке Шломо Хилель , заявил: «Я не считаю отъезд евреев из арабских стран бегством. Они приехали сюда, поскольку они хотели этого, поскольку они были сионистами» .

Представитель ревизионистской школы израильской историографии Том Сегев утверждает, что «решение об эмиграции в Израиль зачастую было личным решением. Оно было основано на конкретных обстоятельствах жизни данного человека. Далеко не все были бедными, или „обитателями тёмных пещер и дымовых колодцев“. Кроме того, далеко не все подвергались преследованиям, репрессиям или дискриминации в странах своего рождения. Они эмигрировали по различным причинам, в зависимости от страны, времени, общины и лица» [ неавторитетный источник ] .

Позиция ООН

Согласно вице-президенту международной организации «Justice for Jews from Arab Countries» («Справедливость для евреев из арабских стран») доктору Стэнди Урману, из 800 резолюций ООН , посвящённым ситуации на Ближнем востоке в период с 1949 по 2009 гг., 163 были посвящены положению палестинских беженцев-арабов, и ни одной — евреев . Подобный подход характерен и для таких организаций ООН как Совет по правам человека , Экономический и социальный совет и других .

В искусстве

О еврейских беженцах из арабских стран рассказывает документальный фильм французского режиссёра Пьера Рехова «Молчаливый исход» ( англ. Silent Exodus ) .

См. также

Примечания

  1. Schwartz, Adi (2008-01-04). . Haaretz . из оригинала 20 марта 2016 . Дата обращения: 18 июня 2011 .
  2. Malka Hillel Shulewitz, The Forgotten Millions: The Modern Jewish Exodus from Arab Lands , Continuum 2001, pp. 139 and 155.
  3. Ada Aharoni 13 февраля 2012 года. , Historical Society of Jews from Egypt website. Accessed February 1, 2009.
  4. Parfitt, Tudor. (2000) p. 91.
  5. , pp. 127—144.
  6. Segev, Tom. . — Metropolitan Books, 1999. — С. —190. — ISBN 0-8050-4848-0 .
  7. Great Britain, 1930: Report of the Commission on the disturbances of August 1929, Command paper 3530 (Shaw Commission report), p. 65.
  8. NA 59/8/353/84/867n, 404 Wailing Wall/279 and 280, Archdale Diary and Palestinian Police records.
  9. Gat, M. The Jewish exodus from Iraq, 1948—1951. p.17.
  10. Gat, M. The Jewish exodus from Iraq, 1948—1951. p.18.
  11. Simon, Reguer, and Laskier, p.365
  12. 18 июля 2006 года. ». Retrieved July 1, 2006
  13. Stillman, 2003, p. 145.
  14. Ya’akov Meron. от 4 декабря 2008 на Wayback Machine , Middle East Quarterly , September 1995.
  15. Jews in Grave Danger in All Moslem Lands , The New York Times , May 16, 1948, quoted in от 25 сентября 2010 на Wayback Machine ( )
  16. (PDF). Дата обращения: 18 июня 2011. 9 мая 2013 года.
  17. Роман Янушевский, Александр Реутов, от 1 октября 2012 на Wayback Machine , Коммерсантъ , 1 октября 2012
  18. Гай Бехор. . — статья на сайте Zman.com (4 мая 2012).
  19. . Дата обращения: 5 мая 2012. 7 мая 2012 года.
  20. Aharoni, Ada. (неопр.) // Peace Review: A Journal of Social Justice. — Routledge, 2003. — Т. 15 . — С. 53—60 . 10 октября 2017 года.
  21. . Дата обращения: 18 июня 2011. 13 июня 2011 года.
  22. . Дата обращения: 18 июня 2011. 27 декабря 2008 года.
  23. . www.jpost.com. Дата обращения: 16 января 2011. 11 августа 2012 года.
  24. . www.jpost.com. Дата обращения: 16 января 2011. 11 августа 2012 года.
  25. . 8 июля 2008 года.
  26. . 30 апреля 2007 года.
  27. Stillman, 2003, p. 147.
  28. Larry Luxner, 7 июня 2011 года. , Jewish Telegraphic Agency , October 18, 2006. Accessed 25 October 2006.
  29. Sandeep Singh Grewal, от 29 сентября 2007 на Wayback Machine , WomenGateway, October 2006. Accessed 25 October 2006.
  30. Shindler, Colin. A history of modern Israel. Cambridge University Press 2008. Pp.63-64.
  31. Lewis, 1986, p. 199.
  32. . Дата обращения: 18 июня 2011. 15 апреля 2016 года.
  33. Lewis, 1986, pp. 211, 271.
  34. Lewis, 1986, p. 210.
  35. Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries . (Praeger/Greenwood) ISBN 0-275-97134-1 , p. 6.
  36. (англ.) . (англ.) . — Nation Books, 2003. — P. 400. — ISBN 1-56025-483-1 .
  37. Republic of fear: the politics of modern Iraq By Kanan Makiya, chapter 2 «A World of Fear», University of California 1998
  38. . Дата обращения: 3 сентября 2011. Архивировано из 18 июня 2013 года.
  39. Hendler, Sefi (August 19, 2006). «Beirut’s last Jews». Ynet. Retrieved on 2007-05-22.
  40. . 22 февраля 2012 года.
  41. . 22 февраля 2012 года.
  42. Harris, 2001, pp. 149—150.
  43. Avneri, 1984, p. 276.
  44. Stillman, 2003, p. 155—156.
  45. Harris, 2001, pp. 155—156.
  46. Simon, 1999, pp. 3-4.
  47. Harris, 2001, p. 157.
  48. 18 июля 2006 года.
  49. . Дата обращения: 18 июня 2011. 21 июня 2010 года.
  50. Stillman, 2003, p. 127—128.
  51. Stillman, 2003, pp. 128—129.
  52. от 3 апреля 2011 на Wayback Machine
  53. Yehuda Grinker (an organizer of Jewish emigration from the Atlas), The Emigration of Atlas Jews to Israel , Tel Aviv, The Association of Moroccan Immigrants in Israel, 1973. от 12 ноября 2006 на Wayback Machine
  54. Stillman, 2003, pp. 172—173.
  55. Stillman, 2003, p. 173.
  56. Stillman, 2003, p. 174.
  57. Stillman, 2003, p. 175.
  58. Stearns, 2001, p. 966.
  59. Shields, Jacqueline . Jewish Virtual Library. Дата обращения: 22 мая 2006. 11 августа 2012 года.
  60. M.Cohen, Know your people, Survey of the world Jewish population. 1962.
  61. I.Nakham, The notebook of the Jewish community of Sudan.
  62. Daniel Pipes, Greater Syria: The History of an Ambition (New York: Oxford University Press, 1990) p. 57, records 75 victims of the Aleppo massacre.
  63. Levin, 2001, pp. 200—201.
  64. . 11 августа 2012 года.
  65. Stillman, 2003, pp. 156-57.
  66. Leon Shapiro, World Jewish Population, 1972 Estimates. American Jewish Year Book vol.73 (1973), pp.522-529.
  67. . 11 августа 2012 года.
  68. . BBC News . 2008-05-29. из оригинала 31 августа 2018 . Дата обращения: 29 мая 2008 .
  69. . Дата обращения: 18 июня 2011. 13 июня 2015 года.
  70. 13 июля 2011 года.
  71. от 6 октября 2006 на Wayback Machine , Haaretz
  72. от 14 ноября 2017 на Wayback Machine , New York Times
  73. Van Biema, David (2007-07-27). . Time . из оригинала 12 ноября 2011 . Дата обращения: 18 июня 2011 .
  74. . 11 августа 2012 года.
  75. . Дата обращения: 18 июня 2011. 13 июня 2015 года.
  76. . Дата обращения: 18 июня 2011. 8 ноября 2010 года.
  77. {Note: on November 1, 2009 the Wall Street Journal reports in June 2009 an estimated 350 Jews were left-of whom by October 2009-60 had immigrated to the United States and 100 were considering to leave}
  78. . Дата обращения: 16 сентября 2022. 2 октября 2021 года.
  79. 30 августа 2005 года.
  80. Sanasarian (2000), p. 112
  81. Sciolino, Elaine, Persian Mirrors , Touchstone, (2000), p.223
  82. Sanasarian (2000), p. 48
  83. Sciolino, Elaine, Persian Mirrors , Touchstone, (2000), p.218
  84. W. W. Hunter , The Imperial Gazetteer of India, vol XII, Trubner and Co, London, 2nd edition, 1887. Online at: . Дата обращения: 12 января 2008. 11 апреля 2008 года.
  85. Joan G. Roland, The Jewish Communities of India: Identity in a Colonial Era Pg 149 Limited Preview : от 7 июня 2021 на Wayback Machine
  86. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  87. Авдосьев Д. . Федерация еврейских общин России (30 января 2009). Дата обращения: 17 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  88. Сокол Л. . Jewish.ru . Федерация еврейских общин России (12 апреля 2001). Дата обращения: 9 мая 2010. 15 марта 2012 года.
  89. Dilek Güven, Nationalismus, Sozialer Wandel und Minderheiten: Die Ausschreitungen gegen die Nichtmuslime der Tuerkei (6/7 September 1955), Universitaet Bochum, 2006
  90. Рубина, Дина (2009-10-23). . Международное французское радио . из оригинала 3 ноября 2018 . Дата обращения: 15 марта 2010 .
  91. Department of Economic and Social Affairs Population Division. (неопр.) . — United Nations, 2009. — Т. 2008 revision . 24 октября 2018 года.
  92. Ковалевич П. . Jewish.ru . ФЕОР (1 сентября 2010). Дата обращения: 3 сентября 2010. Архивировано из 5 сентября 2010 года.
  93. . BBC News (25 января 2005). Дата обращения: 5 января 2010. 11 августа 2012 года.
  94. . Дата обращения: 18 июня 2011. Архивировано из 3 июня 2012 года.
  95. . 11 августа 2012 года.
  96. . Дата обращения: 18 июня 2011. 17 июля 2011 года.
  97. . Дата обращения: 18 июня 2011. Архивировано из 27 декабря 2012 года.
  98. (PDF). 11 августа 2012 года.
  99. . Дата обращения: 12 октября 2011. 19 сентября 2009 года.
  100. . Дата обращения: 12 октября 2011. 8 июля 2008 года.
  101. Есть предположение, что WOJAC ошиблись с направлением эмиграции, поскольку по данным от 21 июня 2010 на Wayback Machine в Израиль из Алжира переехало 25,7 тысяч евреев, а 130 тысяч эмигрировали во Францию . Аналогичные сведения по числу иммигрантов в Израиле из Алжира содержатся в от 7 ноября 2017 на Wayback Machine и данных от 1 октября 2009 на Wayback Machine
  102. (англ.) (pdf). CBS, Statistical Abstract of Israel 2008 . Центральное статистическое бюро Израиля (2008). Дата обращения: 21 августа 2009. 20 августа 2011 года.
  103. Stillman, 2003, p. xxi.
  104. Bermani, Daphna (2003-11-14). . из оригинала 23 ноября 2007 .
  105. 9 июля 2012 года. by Michal Lando. The Jerusalem Post . July 25, 2007
  106. от 21 августа 2010 на Wayback Machine , MFA.gov.il
  107. . Дата обращения: 12 октября 2011. 15 февраля 2015 года.
  108. от 14 июля 2007 на Wayback Machine
  109. Dror Yemini, Ben (2009-05-16). . Maariv (иврит) . из оригинала 20 июня 2009 . Дата обращения: 23 июня 2009 .
  110. Lyn Julius. (англ.) . The Guardian (25 июня 2008). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  111. Cotler, Irwin (2008-06-30). . Jerusalem Post . из оригинала 29 июня 2011 . Дата обращения: 22 мая 2011 .
  112. (англ.) (18 мая 2011). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  113. David Frum. (англ.) . thedailybeast.com (19 мая 2012). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  114. Tom Gross. (англ.) . tomgrossmedia.com (26 мая 2009). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  115. Zvi Gabay. (англ.) . The Jerusalem Post (16 июня 2012). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  116. Jeffrey Goldberg. (англ.) . theatlantic.com (май 2012). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  117. Aharoni, Ada (2009-07-10). . YnetNews (англ.) . из оригинала 29 августа 2021 . Дата обращения: 10 июля 2009 .
  118. (2003-08-15). . Haaretz . из оригинала 21 июня 2017 . Дата обращения: 11 мая 2011 .
  119. . Агентство еврейских новостей (16 июня 2009). Дата обращения: 5 ноября 2009. 20 августа 2011 года.
  120. от 29 марта 2015 на Wayback Machine , (англ.) , Еврейское телеграфное агентство
  121. от 29 марта 2015 на Wayback Machine
  122. (англ.) . МИД Израиля (3 апреля 2012). Дата обращения: 25 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
  123. . zman.com. Дата обращения: 5 апреля 2012. 11 августа 2012 года.
  124. Stewart Stogel (2012-09-23). (англ.) . The Washington Times. из оригинала 14 октября 2012 . Дата обращения: 25 ноября 2012 .
  125. . 11 августа 2012 года.
  126. . 11 августа 2012 года.
  127. Kliger, Rachelle от 4 июня 2011 на Wayback Machine (18/02/2010) in The Jerusalem Post
  128. . The Guardian . London. 2008-06-25. из оригинала 14 ноября 2012 . Дата обращения: 6 мая 2010 .
  129. от 17 августа 2009 на Wayback Machine The Guardian , 23 June 2008.
  130. Mendes, Philip. 13 января 2013 года. , Presented at the 14 Jewish Studies Conference Melbourne March 2002. Retrieved June 12, 2007.
  131. « от 27 декабря 2008 на Wayback Machine », Sidney Zabludoff, Jewish Political Studies Review 20:1-2 (Spring 2008)
  132. Haaretz . 15 August 2003. 29 марта 2010 года.
  133. от 17 июня 2011 на Wayback Machine The Palestine Chronicles.
  134. . Дата обращения: 18 сентября 2011. 25 августа 2011 года.
  135. Dr. Stanley A. Urman от 28 января 2012 на Wayback Machine
  136. от 7 января 2010 на Wayback Machine

Литература

  • en (2002), «Between East and West: A History of the Jews of North Africa». ISBN 1-59045-118-X
  • Beinin, Joel (1998), , University of California Press, c1998. Amer Univ in Cairo Pr, 2005, ISBN 977-424-890-2
  • Cohen, Hayyim J. (1973). The Jews of the Middle East, 1860—1972 Jerusalem, Israel Universities Press. ISBN 0-470-16424-7
  • Cohen, Mark (1995) Under Crescent and Cross , Princeton, Princeton University Press.
  • De Felice, Renzo (1985). Jews in an Arab Land: Libya, 1835—1970 . Austin, University of Texas Press. ISBN 0-292-74016-6
  • Gat, Moshe (1997), The Jewish Exodus from Iraq, 1948—1951 Frank Cass.
  • Gilbert, Sir Martin (1976). The Jews of Arab lands: Their history in maps. London. World Organisation of Jews from Arab Countries : Board of Deputies of British Jews. ISBN 0-9501329-5-0
  • Gruen, George E. (1983) Tunisia’s Troubled Jewish Community (New York: American Jewish Committee, 1983)
  • Harris, David A. (2001). In the Trenches: Selected Speeches and Writings of an American Jewish Activist, 1979—1999 . KTAV Publishing House, Inc. ISBN 0-88125-693-5
  • Lagnado, Lucette (2007) The Man in the White Sharkskin Suit: A Jewish Family’s Exodus from Old Cairo to the New World . Harper Perennial. ISBN 978-0-06-082212-5
  • Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries . Praeger/Greenwood. ISBN 0-275-97134-1
  • Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam . Princeton. Princeton University Press. ISBN 0-691-00807-8
  • Lewis, Bernard (1986). Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice, W. W. Norton & Co. ISBN 0-393-02314-1
  • Morris, Benny. Black, Ian. (1992). Israel’s Secret Wars: A History of Israel’s Intelligence Services . Grove Press. ISBN 978-0-8021-3286-4
  • Nini, Yehuda (1992), The Jews of the Yemen 1800—1914 . Harwood Academic Publishers. ISBN 3-7186-5041-X
  • Parfitt, Tudor. Israel and Ishmael: Studies in Muslim-Jewish Relations , , 2009. ISBN 978-0-312-22228-4
  • Rejwan, Nissim (1985) The Jews of Iraq: 3000 Years of History and Culture London. Weidenfeld and Nicolson. ISBN 0-297-78713-6
  • Roumani, Maurice (1977). The Case of the Jews from Arab Countries: A Neglected Issue , Tel Aviv, World Organization of Jews from Arab Countries, 1977 and 1983
  • Schulewitz, Malka Hillel. (2001). The Forgotten Millions: The Modern Jewish Exodus from Arab Lands. London. ISBN 0-8264-4764-3
  • Schulze, Kristen (2001) The Jews of Lebanon: Between Coexistence and Conflict. Sussex. ISBN 1-902210-64-6
  • Simon, Rachel (1992). Change Within Tradition Among Jewish Women in Libya , University of Washington Press. ISBN 0-295-97167-3
  • from The (англ.) Sixth Edition , Peter N. Stearns (general editor), © 2001 The Houghton Mifflin Company, at (англ.) .
  • Stillman, Norman (1975). Jews of Arab Lands a History and Source Book . Jewish Publication Society
  • Stillman, Norman (2003). Jews of Arab Lands in Modern Times . Jewish Publication Society, Philadelphia. ISBN 0-8276-0370-3
  • Zargari, Joseph (2005). The Forgotten Story of the Mizrachi Jews . Buffalo Public Interest Law Journal (Volume 23, 2004—2005).
  • Segev, Tom. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate. — Metropolitan Books, 2001. — ISBN 0-8050-6587-3 .

Ссылки

  • : Jews Indigenous to the Middle East and North Africa
  • by Semha Alwaya
  • by Ya’akov Meron
  • Reuters
  • by Tani Goldstein
  • (англ.) . World News Inc. (2012). Дата обращения: 26 ноября 2012. 10 декабря 2012 года.
Источник —

Same as Исход евреев из мусульманских стран