Interested Article - Алонсо, Алисия

Али́сия Ало́нсо ( исп. Alicia Alonso ; урождённая Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес дель Ойо , исп. Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martínez del Hoyo ; 21 декабря 1920 , Гавана 17 октября 2019 , там же) — кубинская балерина , хореограф и педагог, создательница . Герой Труда Республики Куба (1998).

Биография

Младшая из четырёх детей, родители — выходцы из Испании, отец — армейский офицер, семья принадлежала к среднему классу. Начала учиться классическому танцу в июне 1931 года в балетной школе Общества музыкального искусства ( исп. Sociedad Pro-Arte Musical ) в Гаване. Её первым педагогом был русский эмигрант Николай Яворский . Дебютировала в балетной постановке 29 декабря 1931 года в ходе показательного концерта учеников балетной школы Общества музыкального искусства . Тем не менее её по-настоящему серьёзным дебютом стало исполнение соло Голубой птицы в балете « Спящая красавица » П. И. Чайковского , поставленном Н. П. Яворским на сцене гаванского театра «Аудиториум» 26 октября 1932 года .

В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства . В 1938 году у них родилась дочь Лаура. Училась в Нью-Йорке и Лондоне . Среди её преподавателей была русская танцовщица Александра Фёдорова . В девятнадцатилетнем возрасте частично потеряла зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось (к старости балерина фактически ослепла). В 1939—1940 годы активно участвовала в создании Американского балетного театра . С 1943 года стала его ведущей артисткой.

2 ноября 1943 года заместила Алисию Маркову в роли Жизели , с триумфа в этой роли началась её мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным , Джорджем Баланчиным , Леонидом Мясиным , Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. Постоянно выступала вместе с Игорем Юшкевичем .

В 1948 году создает на Кубе собственную балетную компанию «Балет Алисии Алонсо» ( исп. Ballet Alicia Alonso ), в дальнейшем ставшую основой для создания .

В 1955 1959 годах , покинув Кубу диктаторского режима Батисты , танцевала в Русском балете Монте-Карло . В 1957 1958 годах выступала на сцене Большого и Кировского театров . Танцевала в различных ролях классического балетного репертуара в театрах Европы, Азии и Америки.

В 1959 году , после победы Кубинской революции , вернулась на родину.

Несмотря на слабое зрение, была одной из самых техничных балерин мира , сценическое долголетие которой стало примером для последующих поколений балерин .

Сценическое долголетие и экстраординарная плодотворная карьера Алисии — редчайшее явление в истории мирового балета.

Agencia Cubana de Noticias (ACN)

Одноактный балет « Кармен-сюита » на музыку Жоржа Бизе ( 1875 ) в оркестровке Родиона Щедрина ( 1967 ) был поставлен 1 августа 1967 года в Национальном балете Кубы балетмейстером Альберто Алонсо для Алисии Алонсо в роли Кармен (экранизирован в 1968 , 1972 и 1973 годах )

В ноябре 2010 , к столетию Хосе Лесама Лимы , поставила балет по его поэме « Смерть Нарцисса » на музыку Хулиана Орбона (см.: (недоступная ссылка с 05-09-2013 [3796 дней] — , ) ).

В 1977 году о балерине снял документальный фильм «Алисия» ( исп. Alicia ) режиссёр Мануэль Дучесне Кусан .

В июне 1984 года на проходившей в Гаване международной ярмарке моды «Куба мода-84» признанные лучшими кубинские духи вместе с государственным знаком качества получили от оценившей их кубинской балерины Алисии Алонсо факсимиле подписи на упаковке. После этого были подписаны контракты на их экспорт в несколько стран Латинской Америки .

Скончалась 17 октября 2019 года в возрасте 98 лет .

«Алисия Алонсо ушла от нас и оставила огромную пустоту, но также и неповторимое наследие, — сказал президент государства Мигель Диас-Канель, — благодаря ей Куба стала одной из ведущих балетных стран в мире. Спасибо, Алисия, за твой нетленный труд».

Театральный организатор

В 1948 году основала Национальный балет Кубы.

Алисия Алонсо и Россия

Большое влияние на творчество Алисии Алонсо оказали представители «старой российской школы»; балерина начинала с занятий в балетной школе гаванского Общества музыкального искусства под руководством Николая Яворского, впоследствии её учителями были Анатолий Обухов, Анатолий Вильтзак , Людмила Шоллар и Пьер Владимиров. Алонсо танцевала в балетах Михаила Фокина, Леонида Мясина и Джорджа Баланчина. Первое выступление Алисии в СССР состоялось 31 декабря 1957 года в Риге, а дебют на сцене Кировского театра — 7 января 1958 года. В Большом театре выступила в партии Жизели с партнёром Владленом Семёновым.

2 августа 2011 года на новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт «Viva Alicia!» в честь балерины Алисии Алонсо. Партию Кармен исполняла Светлана Захарова .

Программа концерта состояла из номеров классической и современной хореографии, которые исполнили солисты кубинского балета Садайсе Аренсибия, Анетте Дельгадо, Янела Пиньера, , Дани Эрнандес, Алехандро Вирельес, Осьель Гуно, Ариан Молина, — были показаны «Большой pas de quatre» Чезаре Пуни ( Жюль Перро , Алисия Алонсо), «Гром и молния» на музыку Иоганна Штрауса-сына (хор. Эдуардо Бланко); «Умирающий лебедь» Сен-Санса (современная постановка, модерн — Мишель Дискомби); pas de quatre из балета «Коппелия» Делиба (пост. А.Алонсо); pas de deux из «Лебединого озера», « Волшебная флейта » Дриго, «Дон Кихот», «Кармен-сюита» и «Фиеста Криольи» — всё в редакции Алисии Алонсо .

По словам В. В. Васильева, «имя Алисии Алонсо уже вписано золотыми буквами в историю мирового балета… На Кубе Алонсо стала синонимом понятия „классический танец“, как Галина Уланова в России» .

Признание

Литература

  • De Gamez T. Alicia Alonso at home and abroad. New York: Citadel Press, 1971
  • Siegel B. Alicia Alonso: the story of a ballerina. New York: F. Warne, 1979
  • Arnold S.M. Alicia Alonso: first lady of the ballet. New York: Walker and Co., 1993
  • Maragoto Suárez J.M. Alicia Alonso: reto del devenir. La Habana: Editora Política, 2009

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. — 2010.
  3. (англ.)
  4. Alicia Alonso // (кат.) — , 1968.
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118502131 // (нем.) — 2012—2016.
  6. Российский М. А. У истоков кубинского балета: Николай Яворский (1891—1947) // Балет. — 2000. — № 6. — С. 27—29.
  7. Российский М. А. Русское зарубежье на Кубе: станицы истории. — М. : Вече, 2002. — С. 28.
  8. Российский М. А. Русское зарубежье на Кубе: станицы истории. — М. : Вече, 2002. — С. 29—30.
  9. . Москва . — Алисия Алонсо и Национальный балет Кубы в Большом театре. Дата обращения: 3 августа 2011. 8 сентября 2011 года.
  10. . Дата обращения: 17 апреля 2011. 11 августа 2011 года.
  11. . Дата обращения: 17 апреля 2011. (недоступная ссылка)
  12. . «Carmen» (исп.) . Ballet Nacional de Cuba. Дата обращения: 1 апреля 2011. 9 марта 2012 года.
  13. Бай Е. Субботние репортажи: Ярмарка сюрпризов // «Известия»: газета. — 1984. — 9 июня. — № 161. — С. 5.
  14. . Gazeta.ru (17 октября 2019). Дата обращения: 17 октября 2019. 17 октября 2019 года.
  15. При поддержке Посольства Республики Куба в РФ, Министерства культуры РФ, Российского государственного театрального агентства.
  16. Фирер А. // Российская газета . — 2011. — 4 августа ( вып. 169 , № 5545 ). 4 ноября 2011 года.
  17. Макарычев М. // Российская газета . — 2011. — 3 августа. 3 декабря 2011 года.
  18. О.Свистунова. . — " ИТАР-ТАСС ", МОСКВА, 1 августа. 26 января 2013 года.
  19. . Дата обращения: 14 сентября 2021. 3 августа 2020 года.

Ссылки

  • . Персональный сайт. 25 мая 2012 года. (исп.)
  • (англ.) . danzaballet. 25 мая 2012 года.
  • (англ.) . danzaballet. 25 мая 2012 года.
Источник —

Same as Алонсо, Алисия