Interested Article - Беркович, Элиэзер

Элиэ́зер Бе́ркович ( англ. Eliezer Berkovits ; 8 сентября 1908 , Гроссвардайн 20 августа 1992 , Иерусалим ) — религиозный философ , раввин , теолог , писатель .

Биография

Беркович родился в Трансильвании , его отец Бер (Дов) Беркович был раввином и судьёй ( Даян ), преподавал в местной ешиве , в частности, был учителем Иехуды Амиталя, будущего главы ешивы в Алон-Швуте . мать Берковича была также из семьи потомственных раввинов. Дед по матери поддерживал сионистское движение «Поалей мизрахи», приобретал земли близ Хайфы , куда и уехал. Элиезер сопровождал его через всю Румынию в порт Констанца .

Беркович учился в 1922—1928 годах в возрасте 14—20 лет в ешивах Клойзенбурга и Мира , в частности, у раввина Акивы Глазнера, отец которого Шмуэль Глазнер, автор книги «Четвёртое поколение» ( ивр. דור רביע ‎) тоже поддерживал сионизм и уехал в Палестину в 1923 году. Возможно, Беркович успел поучиться и у Шмуэля Глазнера. В ешиве «Мир» Беркович получил звание раввина («смиха») от раввина Иеуды Финкеля .

В Берлинской раввинской семинарии , 1933 год . Четвёртый слева. Пятый справа — глава иешивы, ректор рав Иехиэль Яаков Вайнберг

Затем Беркович перебрался на запад, пробыл некоторое время во Франкфурте-на-Майне , в 1928 году прибыл в Берлинскую раввинскую семинарию и учился там у выдающегося раввина Яакова Иехиэля Вайнберга , автора книги Сридей Эш . Как это было принято в семинарии, он одновременно учился и в берлинском университете вместе с Й. Д. Соловейчиком и (англ.) . В возрасте 25 лет Беркович получил вторую смиху от Вайнберга в 1928 году и одновременно получил звание доктора философии, защитив диссертацию на тему « Юм и деизм » . Уже в берлинский период Беркович поддерживал религиозно-сионистскую организацию «Союз религиозных первопроходцев», ставшую впоследствии основой (англ.) .

В 1933—1939 годах Беркович занимал должность раввина в синагоге в районе Берлина Шарлоттенбург . С приходом к власти нацистов предсказывал в выступлениях их скорое падение, за что подвергался вызовам в гестапо . После Хрустальной ночи Беркович был предупреждён о готовящемся аресте и срочно отправил жену и двух сыновей к родственникам в Хайфу. Сам он сумел бежать в Лондон с двумя чемоданами, один из которых содержал рукописи Вайнберга , семья присоединилась к нему в Лондоне. При бомбёжках Лондона Беркович брал в бомбоубежище чемодан с рукописями Вайнберга, после очередного отбоя выяснилось, что погибла вся библиотека Берковича, но рукописи Вайнберга сохранились и были изданы позднее под названием «Остатки, спасшиеся от огня»( ивр. שרידי אש ‎) .

В дальнейшем занимал раввинские посты в Лидсе ( 1940 1946 годах ), обсуждалась кандидатура Берковича на пост главного раввина Англии, в качестве минуса выдвигался сионизм Берковича. В Англии он издал сборник проповедей « англ. Between yesterday and tomorrow » (1945). Книга « нем. Was ist der Talmud » была уничтожена нацистами. В Англии он написал книгу « англ. Towards historic Judaism » (1943), в которой впервые прослеживаются характерные черты философии Берковича .

После войны он смог вывести спасшихся родственников из Европы в Австралию и переехал туда сам и был раввином в Сиднее в ( 1946 1950 годах ). Там опубликовал только одну книгу: «В поисках основ: пять проповедей» (1947), её основой явились проповеди на субботу между Рош Ха-Шана и Судным днём незадолго до провозглашения государства Израиль . Провозглашения Израиля, произошедшее, когда в Австралии была ночь, произвело на Берковича огромное впечатление, он даже послал сыновей будить евреев, чтобы сообщить им об этом событии .

Дом, где жил Беркович в Иерусалиме, ул. Шимони, 4

В 1950 году Беркович переезжает в Бостон , где еврейская среда была сильнее развита, в частности, он мог там послать сына Дова в еврейскую школу. В Бостоне Беркович был раввином синагоги. В этот довольно спокойный период он написал полемическое сочинение против английского историка Тойнби под названием « англ. Judaism: fossil or ferment? (Иудаизм: окаменелость или закваска?)»( 1956 ). В этот период обнаружились серьёзные расхождения мнений о природе и функциях галахи между Й.-Д. Соловейчиком , сочинения которого приобретали тогда известность и Берковичем .

В 1958 году возглавил отделение еврейской философии в (англ.) в Скоки под Чикаго , задуманном как параллель к Иешиве-университету . Во время пребывания в колледже Беркович написал шесть книг, в том числе, самую важную «Бог, человек и история» (1959, англ. God, man and History ), а также «Молитва» (1962, англ. Prayer ), «Условный брак развод в галахе» (1966, ивр. תנאי בנישואין ובגט ‎), «Бог и человек. Исследования по Библии» (1962, англ. Man and God: Studies in Biblical Theology ), «Вера после катастрофы» (1969, англ. Faith after the Holocaust ), «Современные еврейские философии» (1974, англ. Modern philosophies of Judasim ) и полемическое сочинение против Мартина Бубера «Еврейская критика философии Мартина Бубера» (1962, англ. A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber ) .

В 1975 году репатриировался в Израиль и поселился в Иерусалиме (ул. Шимони, 4), в решении о переезде, видимо, сыграли роль впечатления от Войны Судного дня . В 1982 году Беркович был приглашён по рекомендации члена Верховного суда Менахема Элона тогдашним премьер-министром Менахемом Бегином в комиссию по расследованию убийства Хаима Арлозорова в 1933 году . Беркович написал особое мнение, в котором критиковалась необъективность первого расследования. В Иерусалиме Беркович был раввином синагоги, много писал и преподавал до самой смерти в 1992 году , последняя книга вышла в 1990 году: «Еврейская женщина в течение времён и в Торе» ( англ. Jewish woman in Time and Torah ) .

Всего Беркович написал 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий, и читал лекции на всех этих языках. Он касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения Катастрофы европейского еврейства , писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в традиционном еврейском законе , стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма .

Философия

Характер изложения

Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что делает его более уязвимым для критики. Беркович нигде не пользуется каббалой , при этом он настаивает, что еврейская философия имеет свой автономный характер, что выражено в таких книгах, как « Кузари » Иехуды Галеви . Беркович — ортодоксальный еврей, но его книги имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии. Изучение Берковича во многих случаях требует знания не только еврейского наследия, но и основных течений европейской философской мысли, особенно идеи Юма и Канта .

О Боге

Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви . Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи человека с Богом, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку. . Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).

Об этике

Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта , строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении. Этическое воспитание человека, однако, не может быть совершено только через сознание, воспитание будет эффективным, если будет воздействовать на человека через его материалистическую часть в повседневной жизни.

В иудаизме это достигается через закон, но закон не сводится лишь к воспитанию. Закон так же демонстрирует высокую роль человека в общей схеме Творения.

Философия истории

По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.

Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства . Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру.

Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как части визионерского мессианского процесса (по раввину А. И. Куку ), а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в Мир .

Роль и значение еврейского закона

Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального усовершенствования человечества. Особенно сильно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе . Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.

Галаха

Наиболее известны труды Берковича по положению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.

В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость. Некоторые респонсы р. Берковича включены в сборник его учителя р. Вайнберга.

Современная оценка творчества Берковича

В исследовательском центре « » в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт « », ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича. Конференции по Берковичу проводят и в его основном месте работы в Чикаго .

Библиография

На иврите

  • תנאי בנישואין ובגט , , ירושלים, 1966 .
  • הלכה כוחה ותפקידה , מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981 .
  • תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה , מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986 .
  • משבר היהדות במדינת היהודים , , ירושלים, 1987 .
  • אמונה לאחר השואה , הוצאת בשיתוף , ירושלים, .
  • עמו אנכי בצרה , הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו .
  • אלוהים, אדם והיסטוריה , הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע .

На английском

  • Towards Historic Judaism (1943)
  • Between Yesterday and Tomorrow (1945)
  • Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
  • God, Man, and History (1959)
  • Prayer (1962)
  • A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
  • Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
  • Faith After the Holocaust (1973)
  • Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
  • Crisis and Faith (1976)
  • With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
  • Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)
  • HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
  • Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
  • Unity in Judaism (1986)
  • Jewish Women in Time and Torah (1990)
  • Essential Essays on Judaism (2002), ed.

На немецком

  • Hume and Deism (1933)
  • Was Ist der Talmud? (1938)

На русском

  • « от 25 марта 2010 на Wayback Machine » (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим, 1991)
  • от 10 февраля 2022 на Wayback Machine Издательство аудиокниг «Творящее слово», Иерусалим 2020
  • «Бог, человек и история», перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство « Маханаим », Иерусалим, 2010
  • от 10 февраля 2022 на Wayback Machine Издательство аудиокниг «Творящее слово», Иерусалим 2020
  • « от 30 января 2020 на Wayback Machine », перевод с английского М. Китросской, издательство « Маханаим », Иерусалим

Примечания

  1. , p. 337.
  2. , p. 338.
  3. 11 марта 2007 года. (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней])
  4. , p. 339.
  5. , pp. 339—340.
  6. , pp. 340—341.
  7. Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
  8. Основной мотив книги «Бог, человек и история»
  9. «Бог, человек и история», главы 10, 11
  10. «Бог, человек и история», глава 14
  11. «Вера после Катастрофы», глава 4
  12. «Вера после Катастрофы», Вступление
  13. «Бог, человек и история», глава 13
  14. Status of women with Halacha
  15. . Дата обращения: 6 мая 2010. 17 июня 2011 года.
  16. ивр. Сридей Эш ‎, том 3, 35.
  17. Pauline Dubkin Yearwood. (англ.) . The Chicago Jewish News. Дата обращения: 26 сентября 2011. 3 ноября 2011 года.
  18. Книга вызвала определённую полемику, так что р. Иехиэль Яаков Вайнберг написал письмо в защиту своего ученика, где характеризует его как «человека большой личной честности, ненавидящего лицемеров и любящего мудрецов», см. от 17 июня 2011 на Wayback Machine

Литература

  • Fifty Key Jewish Thinkers , Dan Cohn-Sherbok
  • Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits , Ira Bedzow.
  • от 23 мая 2019 на Wayback Machine , Hyam Maccoby, «The Independent», 15 September 1992
  • Меир Рот. Докторская диссертация. — Рамат-Ган: Университет Бар-Илан, 2011. (иврит)
  • Меир Рот. = אורתודוקסיה הומאנית. מחשבת ההלכה של הרב פרופ' אליעזר ברקוביץ. — Тель-Авив: Акибуц Амеухад, 2013. — 433 с. (иврит)
  • Под редакцией Ильи Дворкина. / М.И.Гринберг . — М.; Иерусалим: Библиотека Михаила Гринберга, 2022. — С. 719-742. — 928 с. — ISBN 978-5-905826-44-3 .
Время деятельности Беркович, Элиэзер в истории иудаизма
Источник —

Same as Беркович, Элиэзер