Стеклянный ключ (фильм, 1942)
- 1 year ago
- 0
- 0
«При́нц и Ни́щий» (другое название — «Том Ке́нти» ) — советский художественный фильм, экранизация одноимённого романа Марка Твена . Вышел на экраны 24 января 1943 года .
Том Кенти, сын английского простолюдина, при случайных обстоятельствах попадает во дворец короля Англии. Он знакомится со своим сверстником, наследником престола принцем Эдуардом. Увлечённый рассказом Кенти о жизни улицы, принц решает пробраться в трущобы Лондона и лично испытать удовольствие от игр с уличными мальчишками. Эдуард уговаривает Тома обменяться костюмами. Заглянув в бассейн, мальчики убеждаются, что они как две капли воды похожи друг на друга. Оказавшись на улице, принц претерпевает все невзгоды уличного мальчишки. Он знакомится с подлинной жизнью английских тружеников. Его поражают нищета и бесправие народа, несправедливость действующих в Англии законов. Тем временем Тома Кенти принимают во дворце за наследного принца. Кенти в свою очередь убеждается в лицемерии, царящем при дворе. После смерти короля Том Кенти должен наследовать корону Англии. В день коронации истинный принц заявляет свои права на престол. Том с радостью передаёт бразды правления в руки наследника.
— Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том II. 1961
Актёр | Роль |
---|---|
Мария Барабанова | Том Кенти, нищий / принц Эдуард VI |
Юрий Толубеев | король Генрих VIII |
Сергей Троицкий | Джон Кенти, отец Тома |
Клавдия Половикова | мать Тома |
Матвей Ляров | сэр Берклей |
Андрей Абрикосов | Майльс Гендон |
Сергей Комаров | капеллан |
Елена Кузьмина | ведьма |
Степан Каюков | водовоз |
Георгий Милляр | Йокель, нищий и бывший фермер |
Михаил Трояновский | Бёрнс, нищий |
Алексей Консовский | Гуго, нищий |
Елена Тяпкина | крестьянка |
Александр Гречаный | эпизод |
Елена Максимова | нищая |
Николай Комиссаров | вельможа |
Александр Козубский² | слуга |
Софья Ланская² | Нани Кенти, сестра Тома |
² — не указаны в титрах
Сценарий по повести Марка Твена был написан Николаем Эрдманом в начале 1940-х годов .
Эта многострадальная картина начала сниматься в Одессе, где пустовал нужный нам большой павильон. В первый же день войны он был обстрелян вражеской авиацией, после чего, растеряв по тяжёлой военной дороге часть имущества, мы вернулись в Москву.
— Эраст Гарин , «Встречи с драматургом Н. Р. Эрдманом» 1974
Вскоре студия « Союздетфильм » была эвакуирована в Таджикистан. Выбор на обе главные роли одной актрисы — Марии Барабановой продиктовал в сценах где партнёром актрисы являлась она сама, прибегнуть к кинотрюкам: съёмке кадров по частям. Находившийся в Сталинабаде Михаил Кириллов , энтузиаст комбинированных съёмок , помог также избежать скудности изобразительных средств военного времени:
…в единственном павильоне с рисованными на его стенках декорациями (внутренность Вестминстерского аббатства!!), продолжали мы съёмки «Принца и нищего». Только талант, виртуозный профессионализм и терпение оператора М. Кириллова сделали возможным показать панораму Тауэра и ряд других сложных объектов так, что они хорошо смотрятся и сегодня.
— Эраст Гарин , «Встречи с драматургом Н. Р. Эрдманом» 1974
Классический сюжет Марка Твена прекрасно адаптировался к советским реалиям, нимало не потеряв в комизме положений и авторской иронии, а рисованные декорации, «шутки, свойственные театру», так называемые лацци (от итал. lazzi), обыгрываемые сюжетом о переодевании, и утрированная игра актёров прекрасно демонстрируют театральную природу текста «Принца и нищего».
— Кристина Басс Гарсиа, «Дочки-матери» 2016