Могенсен, Андреас
- 1 year ago
- 0
- 0
Андреас Калвос (или Кальвос ; греч. Ανδρέας Κάλβος ; апрель 1792 , остров Закинф — 3 ноября 1869 , Лаут) — греческий поэт , один из ранних представителей (совместно с Дионисиосом Соломосом ) в греческой литературе.
Как и Соломос, Калвос родился на острове Закинф, а подростком уехал в Италию учиться, потому что в аристократических кругах Ионических островов было принято получать образование в Италии. В итальянской общественной жизни того периода набирали силы идеи борьбы против национального порабощения, возрождения единого итальянского государства, и юный Калвос подвергся влиянию этих течений. Он подружился с выдающимся итальянским поэтом-революционером Уго Фосколо , сопровождал его в эмиграции в Швейцарии , а позже в Лондоне (за рубежом он зарабатывал на жизнь частными уроками). Вернувшись в Италию в 1820 году , Калвос вошёл в тайную организацию карбонарии , но через год снова был вынужден бежать в Швейцарию. Следя оттуда за событиями Греческой революции , он откликается на них одами и в 1824 году издаёт в Женеве сборник «Лира» («Λύρα»). Через два года в Париже выходит его второй сборник — «Лирика» («Λυρικά»).
Оба сборника содержат по десять од. Их содержание — воспевание свободы, идеалов гражданских качеств, патриотического долга, непримиримость к тиранам и деспотизму , к кабале; размышления о путях революции и её нравственных уроках. Интонация стихов эмоциональная, взволнованная, схожая с романтической, но над поэтикой Калвоса также значительно тяготеют нормы классицизма. Этот просветительский классицизм проявляется в строгой логике мысли, в точности высказываний вплоть до границы эпиграммы , в архаизации языка.
О языке Калвоса стоит сказать отдельно. Хотя по многим признакам (а также формально) его творчество принадлежит к упомянутой Ионической школе, он не был сторонником димотики , которую отстаивали «ионийцы». Его стихи, написанные Кафаревусой с примесью закинфского говора. Можно ли это считать за его убеждения в споре между сторонниками двух вариантов греческого литературного языка, или только за художественное средство, — вопрос сложный: приподнятость, патетичность содержания его гражданской лирики требовала и соответствующей формы (в том числе и лексики). Неслучайно в прологе к сборнику «Лира» он цитирует древнегреческого поэта Пиндара , классика и ярчайшего представителя хоровой (гражданской) лирики античности . К этой лексической сложности добавлялась ещё и усложнённая структура стиха, которую использовал Кальвос (изобретённый им самим размер, близкий к ). Через все это поэзии Калвоса трудно воспринимались современниками; они были оценены лишь после его смерти.
Архаичность словаря не затмевает живых, страстных интонаций Калвосового языка. Его оды воспринимаются как один сплошной гимн свободе, призыв к освобождению. Одновременно поэт уделяет внимание не только поиску путей к воле, но и предостерегает соотечественников от возможного коварства великих держав: ведь не только Османская империя , откровенный враг греков, была среди тех, кто решал их судьбу, но также и Великобритания , Королевство Франция , Российская империя , которые были гарантами греческой независимости, тоже имели на Балканах свои интересы (в частности, они не дали согласия на присоединение к Греции таких территорий, как Эпир , Фессалия , Крит ; Ионические острова тоже несколько лет ещё оставались под британской короной).
Сквозная для творчества Калвоса тираноборческая тематика характерна как для романтизм (господствующего на то время направления в европейской литературе), так и для классицизма , который тогда уже отжил своё, а формально это творчество якобы более классическая. Однако историки литературы склоняются к мысли, что в этом сплаве классицизма и романтизма, который является характерным и для Соломоса и Калвоса, романтизм все же доминирует и выполняет (как и в некоторых других литературах стран Центральной и Восточной Европы) часть функций Просвещения (которое в полной мере, как отдельная эпоха, не произошло в этих странах).
"Пусть те, кто чувствует тяжелую наглую руку страха, терпят рабство; свобода нуждается в добродетели и отваге".
Опубликовав сборник «Лирика», Калвос 1826 года едет в революционную Грецию, намереваясь непосредственно принять участие в борьбе. Но вскоре он переезжает в Керкиры (где господствовала британская администрация, а турецкой власти никогда не было; следовательно, не было и революционных событий). Там он преподаёт в Ионическом университете, публикует в местных газетах фельетоны , критические статьи, философские эссе , но не принимает активного участия ни в политической, ни в культурной жизни.
1852 года он неожиданно отправляется в Великобританию , там женится (второй раз); открывает частный женский лицей.
С 1826 года до самой смерти в 1869 году он не опубликовал ни одного поэтического строки. Причины такого внезапного и окончательного разрыва с творчеством называют разные. С одной стороны, должна была сыграть свою роль личная удача Калвоса, человека от природы замкнутого (возможно, в этом отчасти виноваты сложные обстоятельства его детства: родители рано развелись, Андреас остался с отцом, а тот имел авантюрную натуру, и жить с ним было трудно). С другой стороны, большие надежды, с которыми поэт ехал в Греции в эпоху бурных революционных преобразований, не совсем оправдали себя. Национально-освободительная революция победила, но её достижениями в значительной мере воспользовались другие, а на греческий народ ждали большие разочарования. По решению Лондонской конференции (1832) территориальная целостность Греции была очень ограничена, жёстко обусловленная форма правления ( монархия ), и монарх был «импортирован» — баварский принц Оттон . Демократические преобразования не были осуществлены; многие воспринимали существующий режим как оккупационный. Разочарования в последствиях революции мало тогда общенациональный характер и, в частности, негативно повлияло на развитие художественной литературы (вспомним, что и Соломоса в этот период не закончил ни одного из своих начатых крупных произведений). Неудивительно, что столкновение с такой реальностью не оправдало ожиданий впечатлительного и страстного поэта и привело к его пожизненному молчанию.