Interested Article - Антисионизм

Первые масштабные антисионистские демонстрации в Подмандатной Палестине , март 1920 года. Протестующие палестинцы, мусульмане и христиане у Дамасских ворот в Старом городе Иерусалима .

Антисиони́зм идеологическое и практическое противодействие сионизму или тому, что понимается под «сионизмом» со стороны представителей различных (в том числе еврейских) идейных и религиозных течений, политических организаций, общественных институтов .

Критика сионизма извне

группа причины протеста
Османская империя
Нацистская Германия
  • радикальный расовый антисемитизм : представление о том, что евреи являются паразитами и представляют угрозу «мировому порядку»;
Палестинское национальное движение
  • стремление контролировать территорию Израиля (Палестину)
Арабское национальное движение
  • представление о том, что территория Израиля является частью земель арабской нации;
  • сопротивление существованию Израиля в качестве чужеродного тела на Ближнем Востоке, которое руководствуется ценностями европейской цивилизации;
Исламский фундаментализм
  • вера в то, что территория Израиля (Палестина) является частью земель ислама ( Дар аль-ислам ), а значит должна находиться под властью мусульман;
Левые космополитические и интернационалистические движения ( анархисты и коммунисты )
  • отрицание идеологии национализма , а значит и права на существование сионизма в качестве национального движения еврейского народа;
  • представление о том, что сионизм является частью колониальной европейской политики на Ближнем Востоке;
Левые проарабские движения

последователи выступают за превращение Израиля в государство всех граждан или его расформирование и создание на его месте одного палестинского или двух национальных государств

Левые либеральные группы в Европе
Радикальные правые , неонацистские и антисемитские группы

Так, часть историков- ревизионистов , скептически относящихся к официально принятой в большинстве западных стран трактовке Холокоста , относят методы поддержания академической мейнстримной версии Холокоста к арсеналу сионистской пропаганды (См. Отрицание Холокоста ).

Христианский фундаментализм
  • отрицание права существования еврейского национального государства, обвинение иудеев в распятии Иисуса Христа .

Критика сионизма изнутри

группа причины протеста
Ультраортодоксы (в частности, Нетурей карто ) в отличие от прочих представителей ортодоксального иудаизма , которые в 1946 году не протестовали против создания еврейского государства.
  • опасение реакции со стороны неевреев по отношению к евреям в мире;
  • убеждение в том, что в иудаизме существует религиозный запрет на попытки приблизить избавление ( геула ) собственными усилиями;
Бунд — лево-социалистическая антисионистская еврейская партия, пользовавшаяся значительным влиянием в Польше перед Второй мировой войной

последователи выступали против репатриации евреев в Палестину

Ассимилированные группы
  • убеждение в том, что еврейство является религией, а не национальностью;

выступали против идеи еврейского национализма

кнааниты (ханаанейцы) — группа нерелигиозных евреев в Палестине
  • представление о том, что следует предпочесть укрепление связи между еврейским и нееврейским населением Палестины за счёт связи с еврейскими общинами в других странах;

часто предпочитали называться « иврим » (עברים) вместо « иехудим » (יהודים)

Постсионизм два основных направления:
  • представление о том, что сионизм был оправдан в своё время, однако в наши дни потерял актуальность, поскольку его основные цели достигнуты; последователи считают, что теперь следует заняться созданием израильского гражданского общества, которое будет равноправным, справедливым и стремящимся к миру; основное внимание следует уделить интеграции нееврейских граждан в израильское общество;
  • представление о том, что сионизм является колониальным движением, которое подвергало дискриминации палестинцев и евреев-выходцев из арабских стран; поэтому следует отвергнуть подобную идеологию и сделать Израиль государством всех граждан, основываясь, в первую очередь, на принципах гуманности ;

часть последователей выступают за создание двух национальных государств (Израиля и Палестины) , в то время как другие считают, что должно существовать одно многонациональное государство

Антисионизм в ООН

10 ноября 1975 года ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН , под влиянием СССР и при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран, приняла Резолюцию 3379 , которая определила сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации ». За принятие резолюции проголосовало 72 государства, против — 35, воздержалось — 32.

16 декабря 1991 года, по требованию США и Израиля, эта резолюция была отменена резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН. За принятие резолюции проголосовало 111 государств, против — 25, воздержалось — 13 .

Антисионизм среди евреев

Иудейский антисионизм

Наторей карта с плакатами Государство «Израиль» — ересь, убийства и грабеж . Вашингтон. Май 2005 года

Главными силами антисионизма среди евреев в начале XX века являлись представители ортодоксального иудаизма . Представителем религиозного антисионизма, в частности, являлся авторитетный раввин Йоэль Тейтельбаум (известный как « Сатмарский Ребе»). В 1920-х гг. главной организацией, противостоявшей сионизму с позиций ортодоксального иудаизма, стала организация Агудат Исраэль , созданная в 1912 году. Однако в 1947 Агудат Исраэль поддержала требование сионистов о создании самостоятельного еврейского государства. В настоящее время большинство ортодоксальных общин и организаций признают Государство Израиль .

Отколовшаяся от Агудат Исраэль в 1935 году община Нетурей карто до сих пор категорически отказываются признать право Государства Израиль на существование.

Антисионизм в СССР и странах социалистического лагеря

Карикатура, посвящённая « Делу врачей » в журнале « Крокодил », январь 1953

Владимир Ленин видел в сионизме одно из проявлений «буржуазного или мелкобуржуазного национализма, противостоящего пролетарскому интернационализму и проповедующего классовый мир между рабочими и капиталистами одной национальности». В статье «Мобилизация реакционных сил и наши задачи» (1903) Ленин заявлял, что « сионистское движение непосредственно гораздо более грозит развитию классовой организации пролетариата, чем антисемитизм , и, так как для нас, социал-демократов , не существует „избранных“ и „неизбранных“ народов, то мы никак не можем отказаться от задачи борьбы с „предрассудками еврейской массы“» . Со второй половины 1920-х годов принадлежность к сионизму рассматривалась в Советском Союзе как политическое преступление. Антисионизм был присущ всем партиям Коммунистического интернационала ( Коминтерна ).

В 1930-е годы советский антисионизм стал срастаться с антисемитизмом. В это время были ликвидированы почти все некоммунистические еврейские организации, закрыты синагоги и другие учреждения, а многие раввины арестованы или убиты .

В Арабо-израильской войне 1947—1949 годов руководство СССР оказало дипломатическую поддержку сионистам в деле создания еврейского государства. Но уже в 1948—1949 годах сионистские организации были ликвидированы во всех странах Европы и Азии, находившихся под влиянием СССР . Пик преследований как в СССР, так и в странах-сателлитах пришёлся на период между 1948 и 1953 годами — до смерти Сталина .

После Шестидневной войны все коммунистические страны, кроме Румынии, прекратили дипломатические отношения с Израилем. В начале 1970-х годов сионизм был запрещён на Кубе . В 1973 году в СССР был снят антисионистский документально-пропагандистский фильм « Тайное и явное (Цели и деяния сионистов) ». В 1983—1990 годах в СССР действовал Антисионистский комитет советской общественности .

Из правой среды в коммунистический/советский дискурс был заимствован миф о еврейском заговоре . В условиях начала Холодной войны «еврей-сионист» изображался как агент англо-американского империализма, стремящегося к войне за господство в мире; была сформирована новая теория, пока только участия (не лидерства) евреев в борьбе за мировое господство. Уже в кампании против «космополитов», параллельно с которой велось поддерживающее её дело Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) 1948—1952 годов, но преимущественно начиная с процесса Рудольфа Сланского 1952 года (в Чехословакии) и с « Дела врачей » 1948—1953 годов пропаганда стала представлять «еврея-сиониста» не только в качестве идейного, но и как было предопределено Сталиным ещё в 1939 году, политического врага, создающего разветвленную сеть заговоров, направленных против советских вождя, народа и государства . На следующем этапе, в эпоху «застоя» , сионизм был отождествлён с еврейством, объявлен « новым фашизмом » и расизмом , а затем стал рассматриваться как главная сила «империалистического заговора» , а еврейство — как онтологический враг всех других народов мира . Эта теория заговора распространилась и на ряд несоветских левых идеологий .

Арабский антисионизм

В настоящее время мусульманский мир (за редчайшим исключением ) является главным и наиболее организованным оппонентом сионизма. Враждебное отношение к сионизму стало одной из причин создания Арабской лиги . Арабские политологи и государственная пропаганда рассматривают Израиль как незаконное государственное образование. К началу 1960-х гг. сионистские организации были ликвидированы во всех арабских странах. В 1975 г. арабские государства сыграли главную роль в принятии Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму, а в 1991 г. многие из них голосовали против её отмены. Антисионистская пропаганда является одной из основных внешнеполитических тем вещания ливанского телеканала Аль-Манар .

Антисионизм в западном мире

Британский политик, министр по делам Ближнего Востока Уолтер Эдвард Гиннесс был известен как ярый антисионист, по указанию которого в 1944 году был закрыт допуск в Палестину еврейских беженцев из Европы . Под его же давлением Турция не позволила высадиться беженцам с корабля « Струма ». Организацией « Лехи » было организовано и осуществлено его убийство.

Одними из известных представителей антисионизма в современном западном мире являются [ источник не указан 122 дня ] :

Христианский антисионизм

Баптистские проповедники Томас Уильямсон и Мэтью Генри критикуют христианский сионизм, заявляя, что неправомочно библейские обетования распространять на современное государство Израиль, основанное в 1948 году. Во-первых, они настаивают, что Завет был заключен не с народом, а лично с Авраамом . Во-вторых, семенем Авраама являются не только граждане Израиля, но и враждующие с ними палестинцы. В-третьих, Бог даже для древнего Израиля не требовал безусловной поддержки, так как его цари часто заблуждались и впадали в грех. В-четвертых, Бог дал евреям Обетованную Землю при условии соблюдения ими Завета, который, в том числе, подразумевал уважительное и справедливое отношение к пришельцам и иноземцам. В-пятых, христианский сионизм, ожидая исполнения библейских пророчеств, фактически настроен на конфронтацию и срыв мирного урегулирования в Палестине .

Антисионизм в современной России

Одной из наиболее организованных антисионистских сил в постсоветсой России было Общество «Память» . Определённое влияние на российскую общественность оказывают работы публициста Юрия Мухина , являвшегося также главным редактором антисионистских газет « Дуэль » и « К барьеру ». По мнению Леонида Радзиховского , на практике термином «антисионизм» зачастую прикрываются антисемитские взгляды .

Критика антисионизма как формы антисемитизма

По мнению премьер-министра Бельгии Ива Летерма , антисионизм часто является лишь формой антисемитизма . По словам Мартина Лютера Кинга , «антисионист — наследник антисемита, и всегда был таким» .

Историк писал, что к 1975 году, когда ООН приняла резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму «антисионизм был пропитан знакомыми аргументами, символами, историческими стереотипами и целями антисемитизма». Этот антисионизм отрицал право Израиля на существование, приписывая все конфликты и противоречия предполагаемой «еврейской сущности» и/или заговору «мирового еврейства» . Для обозначения антисионизма как формы антисемитских взглядов известный американский учёный и консервативный публицист Даниэль Пайпс ввёл термин « Новый антисемитизм » .

В декабре 2023 года Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, которая приравняла антисионизм к антисемитизму. За резолюцию проголосовали 311 конгрессменов, против — 14 .

Примечания

  1. 1 февраля 2009 года.
  2. 29 сентября 2008 года.
  3. . Дата обращения: 22 августа 2010. 3 июня 2011 года.
  4. Klaus Holz. Anti-Zionism in the USSR // Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / , editor. — Santa Barbara : ABC-CLIO , 2005. — Vol. 1 (A–K). — P. 26—27. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4 .
  5. Klaus Holz. Anti-Zionism in the USSR // Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / , editor. — Santa Barbara : ABC-CLIO , 2005. — Vol. 1 (A–K). — P. 27. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4 .
  6. , с. 34.
  7. , с. 201.
  8. , с. 26.
  9. , с. 219.
  10. , с. 38.
  11. , с. 55—57.
  12. , p. 195.
  13. . Дата обращения: 8 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  14. . Дата обращения: 9 мая 2010. 20 сентября 2010 года.
  15. . Дата обращения: 8 октября 2009. 19 июня 2008 года.
  16. 29 октября 2008 года.
  17. . Дата обращения: 11 ноября 2013. 11 ноября 2013 года.
  18. . Дата обращения: 10 ноября 2009. Архивировано из 22 декабря 2009 года.
  19. . Дата обращения: 15 июля 2009. Архивировано из 3 ноября 2011 года.
  20. . Дата обращения: 22 января 2012. 11 мая 2013 года.
  21. Richard S. Levy. Anti-Zionism // Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / , editor. — Santa Barbara : ABC-CLIO , 2005. — Vol. 1 (A–K). — P. 26. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4 .
  22. . Дата обращения: 23 февраля 2010. 8 октября 2008 года.
  23. . Israel info (6 декабря 2023). Дата обращения: декабрь 2023.

Литература

  • Дымерская-Цигельман Л. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2006. — № 2 . — С. 1—68 .
  • Митрохин Н. А. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2013. — № 2 . — С. 214—232 .
  • Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование / Перевод с французского Г. А. Абрамова. — М. : Мосты культуры / Гешарим , 2011. — 584 с. — ISBN 978-5-93273-331-4 .
  • Wistrich, Robert S. (2015). . Israel Journal of Foreign Affairs . 9 (2): 189—199. doi : . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка )

Ссылки

Источник —

Same as Антисионизм