Мур, Элизабет
- 1 year ago
- 0
- 0
Элизабет Фрайс Люммис Эллет ( англ. Elizabeth Fries Lummis Ellet ; 18 октября 1818 — 3 июня 1877 ) — американская писательница, историк и поэт. Она стала первым исследователем деятельности женщин, внёсших вклад в Войне за независимость США .
Свои первые произведения она опубликовала в 1835 году — книга «Poems, Translated and Original». Элизабет вышла замуж за химика Уильяма Генри Эллета ( англ. William Henry Ellet ) и переехала с ним в Южную Каролину . Она опубликовала несколько книг и печаталась во многих журналах. В 1845 году Элизабет Эллет вернулась в Нью-Йорк и заняла своё место в местном литературном сообществе. В том же году был опубликован её самый значительный труд — «Женщины Войны за Независимость» ( англ. The Women of the American Revolution ) — трёхтомник включал рассказы о жизни женщин-патриотов на заре истории Соединенных штатов Америки. Она продолжала писать вплоть до своей смерти в 1877 году.
Элизабет Эллет сыграла ключевую роль в публичном скандале, связанном со взаимоотношениями писателя Эдагара Алана По и поэтессы Фрэнсис Сарджент Осгуд .
Элизабет Фрайс, урождённая Люммис родилась в 1818 году в Нью-Йорке . Её матерью была Сара Максвелл ( англ. Sarah Maxwell , (1780—1849) , дочь участника Войны за независимость, капитана Джона Максвелла ( англ. John Maxwell ). Во время войны Джон Максвелл служил лейтенантом в Сассексе , штат Нью-Джерси . Его повысили до капитана и он продолжил службу во Втором полку округа Хантердон, шт. Нью-Джерси. Он также служил при полку полковника Спенсера в составе Континентальной армии с 7 февраля 1777 года по 11 апреля 1778 года. Позднее он присоединился к армии Джорджа Вашингтона и командовал группой из 100 добровольцев.
Отцом Элизабет Эллет был Уильям Никсон Люммис ( англ. William Nixon Lummis , (1775—1833), врач, изучавший медицину в Филадельфии под руководством врача Бенджамина Раша . В начале XIX века д-р Люммис покинул Филадельфию, он приобрёл поместье Пултни в Содус Пойнте, шт. Нью-Йорк. Элизабет Люммис посещала школу для девочек Aurora Female Seminary в городе Аврора (шт. Нью-Йорк), где она изучала французский, итальянский и немецкий языки. Первым её опубликованным произведением стал перевод «Euphemio of Messina» итальянского поэта и писателя Сильвио Пеллико ( итал. Silvio Pellico ). Элизабет было шестнадцать лет.
В 1835 году Элизабет Люммис опубликовала свою первую книгу « Poems, Translated and Original », в которую в том числе вошла её трагедия Teresa Contarini , основанная на истории Венеции , которая была поставлена в Нью-Йорке и других городах. В это же время она вышла замуж за Уильяма Генри Эллета (1806—1859), химика из Нью-Йорка. Он окончил Колумбийский колледж Колумбийского университета и получил золотую медаль за диссертацию о динитриле щавелевой кислоты . Пара переехала в Колумбию (шт. Южная Каролина ), где он стал профессором химии, минералогии и геологии университета Южной Каролины в 1836 году. Он открыл недорогой способ изготовления нитроцеллюлозы , за что получил от штата серебряную медаль за заслуги.
В этот период Эллет опубликовала несколько книг. В 1839 году она написала критическое эссе « The Characters of Schiller », в которое были включены её переводы стихов Шиллера . Затем последовала « Scenes in the Life of Joanna of Sicily », живое описание увиденного ею за время путешествия по Соединенным штатам Америки в 1840 году . Она продолжала писать стихи, занималась переводами и писала эссе о Европейской литературе, которые публиковала в журналах American Monthly , North American Review , а также Southern Literary Messenger и Southern Quarterly Review . Эллет была весьма плодотворной и писала в самых различных жанрах.
В 1845 году Эллет, оставив мужа на юге, переехала в Нью-Йорк . Она стала частью местного литературного сообщества наряду с Маргарет Фуллер , , Эдгаром Аланом По , Руфусом Уилмотом Гризвольдом , и Фрэнсис Сарджент Осгуд .
Элизабет Эллет была одной из центральных фигур публичного скандала, развернувшегося в середине 1840-х годов в Нью-Йорке и связанного с романтическими отношениями, которые связывали Эдгара Аллана По и Фрэнсис Осгуд . Будучи несвободными, По и Осгуд состояли в активной переписке и обменивались кокетливыми стихотворными посланиями в периодике. Однако По, будучи к тому моменту весьма знаменитым, получал большое количество писем от поэтесс и писательниц; многие из этих писем были довольно личного характера, содержали кокетливые намёки, авторы писем флиртовали с По и даже объяснялись ему в любви. Писала ему письма и Элизабет Эллет, которая обсуждала с писателем литературные вопросы. Вполне возможно, что Эллет и Осгуд оказались соперницами, и Эллет боролась за внимание По . Эдгар По писал и посвящал стихи лишь Осгуд, которая была его музой при написании стихотворения «Валентина» . Элизабет прислала По своё стихотворение «Coquette’s Song», которое должно было быть опубликовано в журнале «Broadway Journal» 13 декабря 1845 года. На страницах журнала незамедлительно завязалась резкая стихотворная перепалка между Эллет и Осгуд, в которой Эллет позиционировала себя «непорочной и чистой душой, старающейся спасти грешную душу Осгуд от неминуемой гибели в аду вместе с душой По» .
В январе 1846 года Эллет посетила дом По , пообщалась с женой писателя, Вирджинией Клемм , которая, как утверждается [ кем? ] , показала ей письма Осгуд. Она весьма настоятельно посоветовала Фрэнсис потребовать эти письма обратно, что от имени Осгуд и сделали Маргарет Фуллер и Анна Линч Ботта. По возмутило их вмешательство в его личную жизнь, и он посоветовал Эллет «получше следить за своими собственными письмами» . Он, в частности, мог иметь в виду одно из её писем, написанное на немецком языке и содержавшее просьбу к По «навестить её у неё дома тем же вечером» . Эта фраза могла быть истолкована как неприкрытая попытка соблазнения, но либо По не понял её, либо проигнорировал . Собрав все письма Эллет, По вернул их ей, однако вскоре она всё равно прислала к нему своего брата, полковника Уильяма Люммиса, с требованием о возврате переписки. Диалог между мужчинами получился весьма драматичным, Люммис угрожал По убийством, поскольку не верил уверениям По, что письма уже были возвращены .
Муж Фрэнсис Осгуд, Сэмуэль Стиллман Осгуд, грозился подать на Элизабет Эллет в суд, если она не принесёт извинений. Она написала Осгуд письмо, в котором предположила, что «показанные ей Вирджинией письма скорее всего были подделаны самим По». Она стала распространять слухи, что По не в себе и страдает лунатизмом . Слухи были подхвачены другими недоброжелателями По и вскоре просочились в газеты . Вскоре Осгуд вернулась к мужу, и скандал затих. Серьёзно больная жена По, Вирджиния, очень тяжело переживала скандал. Она получала анонимные письма, возможно, от Эллет, в которых сообщалось об опрометчивых поступках По. На смертном одре Вирджиния призналась, что «Миссис Э. убила её» . Много лет спустя По так отзывался о ней:
«Я презирал миссис Э. просто потому, что она вызывала у меня отвращение; она так никогда и не прекратила своего анонимного преследования».
Оригинальный текст (англ.)«I scorned Mrs. E simply because she revolted me, and to this day she has never ceased her anonymous persecutions»— Эдгар Аллан По
Примерно в 1846 году Эллет начала свой большой исторический проект: истории жизни женщин, которые так или иначе принесли себя в жертву борьбе за независимость. Она изучала частные, неопубликованные письма и дневники, встречалась и интервьюировала потомков борцов за независимость. Она была первым исследователем борьбы за независимость, кто предпринял такие усилия .
Она собрала большое количество материала, нашло множество женщин-патриотов, и как результат первая часть «Женщин Войны за Независимость» (1848) была опубликована в двух томах. Эта работа была благосклонно принята, а третий том с дополнительными материалами был опубликован в 1850 году. Позднее историки признают этот труд самой важной из её работ.
Эллет рассказала историю женщин из каждой колонии и из самых разных слоев общества, за исключением афроамериканцев, чью роль она предпочла проигнорировать. Среди женщин, о которых она писала, были знаменитые Марта Вашингтон , Абигайль Адамс , Мёрси Отис Уоррен и , внёсшие огромный вклад в дело борьбы за независимость. Помимо них, Эллет писала и о неизвестных, но с не меньшим вкладом в общее дело женщинах: женах героев, которые не страшась боевых действий воспитывали детей и защищали свои дома . Она писала: «сейчас практически невозможно переоценить то влияние, которое оказал женский патриотизм на судьбу молодой республики».
Составитель антологии и критик Руфус Вильмонт Гризвольд оказывал Элизабет Эллет содействие в подготовке книги и достал для неё разрешение на ознакомление с материалами Нью-Йоркского Исторического общества (New York Historical Society), членом которого он являлся. Эллет не упомянула в благодарственной надписи его содействие, чем вызвала гнев мстительного Гризвольда . В критической заметке он отметил, что «при содействие нескольких джентльменов, которые лучше знают наши общепринятые правила, она проделала интересную и ценную работу». Гризвольд также посвятил ей большой раздел в своей антологии «Поэтессы Америки» ( англ. The Female Poets of America ) .
Будучи уважаемой и состоявшейся писательницей, Эллет написала свою следующую книгу « Family Pictures from the Bible » в 1849 году. В 1850 она опубликовала « Evenings at Woodlawn », сборник германских легенд и традиций, а также « Domestic History of the American Revolution », которая, возможно является единственной истории борьбы американцев за независимость, рассказанной с точки зрения как мужчин, так и женщин. С 1851 по 1857 год она писала «Watching Spirits», «Pioneer Women of the West», «Novelettes of the Musicians» и «Summer Rambles in the West». Эта книга была основана на путешествии, которое Элизабет Эллет совершила в 1852 году по реке Миннесота ( англ. Minnesota River ). Местный городок Eden Prairie получил своё название от Эллет; её именем там назван популярный туристический маршрут .
В 1857 году она опубликовала 600-страничную энциклопедию по ведению домашнего хозяйства и семейному бюджету под названием «Практическое Домоводство» ( англ. «The Practical Housekeeper» ). Книга была рассчитана на средний и высший класс, состояла из трёх частей: кулинария, ведение домашнего хозяйства и вопросы фармацевтики. Книга содержала тысячи рецептов и советов с ссылками на философов, ученых и античных мыслителей. Книга также включала более пятисот иллюстраций. В предисловии она написала: «В нашей стране еще никогда не публиковалась такого всеобъемлющего труда по Домашнему Хозяйству в форме удобного руководства» .
Среди более поздних её работ « Women Artists in All Ages and Countries » (1859), первая книга подобного рода, которая подробно рассказывает о женщинах-художницах. Также опубликованы « The Queens of American Society » (1867), и « Court Circles of the Republic » (1869), своего рода обзор жизни общества за время правления восемнадцати президентов: от Джорджа Вашингтона до Гранта .
В 1850 году Эллет вместе с мужем перебралась в Нью-Йорк, где он провёл последние годы жизни в качестве консультанта Манхэттанской Газовой Компании ( англ. Manhattan Gas Company ).
В 1852 году Эллет оказалась в центре ещё одного скандала. На этот раз дело касалось развода Руфуса Вильмонта Гризвольда с его второй женой Шарлоттой Мэйерс. Эллет и Энн С. Стивенс написали Шарлотте и посоветовали развода Гризвольду не давать. Они также написали Гарриет МакГриллс ( англ. Harriet McCrillis ), которая после развода собиралась выйти замуж за Гризвольда, и посоветовали её прекратить с ним всякие отношения. Когда развод был получен, они вновь написали Мейерс и посоветовали подать апелляцию. Ответный иск заслушивался в суде 24 февраля 1856 года, где Эллет и Стивенс выступали свидетелями и давали подробнейшие показания о характере Гризвольда. Однако ни Гризвольд, ни Мейерс на слушания не пришли и в иске было отказано . Когда Гризвольд умер в 1857 году, Сара Энн Льюис ( англ. Sarah Anna Lewis ), его друг и писательница, высказала предположение, что Эллет поспособствовала ухудшению его здоровья, и что она «ускорила его смерть» .
В 1857 года она сменила Энн Стивенс на посту главного редактора New York Evening Express . Её муж умер двумя годами позже в 1859 году. Она продолжала писать и, несмотря на то, что своих детей у неё не было, она помогала благотворительным обществам собирать деньги на нужды бедных женщин и детей. В конце жизни она перешла в католицизм , хотя всю сознательную жизни принадлежала к Епископальной церкви . Элизабет Эллет умерла в Нью-Йорке 3 июня 1877 года и была похоронена на кладбище Грин-Вуд в Бруклине .