Interested Article - Клушанцев, Павел Владимирович

Па́вел Влади́мирович Клуша́нцев ( 25 февраля 1910 , Санкт-Петербург 27 апреля 1999 , там же) — советский кинооператор, кинорежиссёр, сценарист, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Создатель познавательных фильмов, вызывавших зрительский интерес во всём мире. Совместил научно-популярное кино с научной фантастикой . Считается родоначальником этого жанра в мировом кинематографе. Автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок , многие из которых заимствовали кинематографисты разных стран.

Биография

Родился в дворянской семье в доме на Большой Монетной улице в Санкт-Петербурге . Отец — Владимир Клушанцев был родом из города Старица Тверской губернии . После окончания Петербургского университета много лет работал земским врачом, затем перешёл в Министерство торговли и промышленности . Получил личное дворянство незадолго до рождения сына. После революции устроился контролёром на Мурманскую железную дорогу . Умер в 1919 году. Мать также происходила из дворян, была домохозяйкой. В годы Первой мировой войны служила сестрой милосердия в лазарете. Впоследствии работала делопроизводителем в школе Карла Мая , воспитателем интерната. Погибла во время блокады Ленинграда .

Павел читал и писал с четырёх лет. Мечтал стать писателем, однако, живя в коммунальной квартире с матерью, был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением и ремонтом мебели. Для этого самостоятельно построил токарный станок , на котором также вытачивал шахматы на продажу. Работал репетитором с отстающими школьниками, занимался чертёжно-графическими работами для учебных и научных заведений, мастерил макеты для Военно-санитарного музея.

По окончании школы, утвердившись в своём стремлении к инженерным специальностям, попытался поступить в Технологический институт, но не прошёл по конкурсу. Как был уверен сам Павел — из-за анкеты, где указал, что мать — из дворянской семьи. Поступил в Ленинградский фото-кинотехникум , операторский факультет которого закончил в 1930 году. Был распределён на ленинградскую киностудию « Белгоскино », где сперва работал в качестве ассистента оператора, а с 1932 года — оператором. В 1934 году перешёл на вновь образованную студию « Техфильм », где уже в 1935 году совместно с Лазарем Анци-Половским дебютировал в амплуа режиссёра-постановщика (фильм «Семь барьеров»). В 1939 году тарифицирован оператором высшей категории. Основал на студии цех комбинированных съёмок (1938), который возглавлял до начала Великой Отечественной войны .

С началом войны во время всеобщей мобилизации Клушанцева определили в запас. «Видимо, в военкомате я числился как неполноценный, так как с 16 до 25 лет болел костным туберкулезом и поэтому в своё время не был призван в армию. К тому же я много работал на военно-учебных фильмах» . Занимался документальными съёмками во время блокады Ленинграда . В январе 1942 года попал в стационар с дистрофией третьей степени, где пробыл месяц. Был эвакуирован 28 февраля вместе с женой и дочерью. В тылу продолжил работать на студии «Сибтехфильм» ( Новосибирск ), выпускавшей военно-учебные фильмы.

После окончания войны вернулся на « Лентехфильм ». Стал изобретателем ряда новаторских приёмов и технических приспособлений для комбинированных и трюковых съёмок, в частности, люминесцентный метод (совместно с оператором Анатолием Лаврентьевым). Научно-фантастические мотивы впервые появились у Клушанцева в фильме « » (1951) . В полной мере они реализовались в последующих лентах, начиная с картины «Дорога к звёздам» (1957). В 1962 году вышел художественный фильм « Планета бурь » по одноимённой повести Александра Казанцева , снятый совместно с « Ленфильмом ». Права на его прокат приобрели 28 стран мира .

Всего за годы своей творческой деятельности им снято более ста научно-популярных фильмов и сюжетов для кинопериодики.

Клушанцев был знаком и встречался с генеральным конструктором советских ракетно-космических систем Сергеем Королёвым . Активно работал с научными консультантами по картинам: профессором Михаилом Тихонравовым (коллега Сергея Королёва), академиком Владимиром Котельниковым , членами-корреспондентами Академии наук СССР астрофизиками Иосифом Шкловским и Николаем Кардашёвым . Павел Клушанцев выступал с собственным докладом «Отношение к проблеме SETI» на Международном научном симпозиуме по поиску внеземного разума в Таллине.

Автор многих изобретений, в том числе стабилизатора камеры для съёмок с воздуха, аппарата для подводной съёмки, способа получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса, призмы Клушанцева (для одновременной съёмки натуры и рисунка) и других . Придуманные им новые и эффективные методы и приёмы комбинированных съёмок впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика , Джорджа Лукаса , Ридли Скотта , а также специалистами по спецэффектам, включая Роберта Скотака.

Является автором ряда научно-популярных книг для детей и юношества. Совокупный тираж только советских изданий его книг превысил полтора миллиона экземпляров. Его книги переведены на 16 языков и изданы в 12 странах мира . Большинство книг Клушанцева проиллюстрировано ленинградскими художниками Евгением Войшвилло и Юрием Киселёвым. Также с ним сотрудничали: Юрий Смольников, Борис Калаушин , Борис Стародубцев, Давид Плаксин . Многие научно-популярные очерки Клушанцева публиковались в ежегодниках « » и « Глобус ».

В кинематографических кругах бытует история, как во время своего первого визита в Москву в годы перестройки Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что чиновники даже не знают, кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас якобы ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“ ». Встреча двух режиссёров так и не состоялась .

В 1990 году американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева, а в апреле 1992 года посетил его в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков. Дочь режиссёра Жанна Клушанцева утверждает, что режиссёр лишь подробно ответил на вопросы Скотака письменно в 1990 году и затем во время короткой встречи с ним в 1992 году . Скотак использовал его профессиональный опыт в своей работе, в том числе, в съёмках фильма « Терминатор 2: Судный день », который в 1992 году был удостоен премии « Оскар » за лучшие спецэффекты .

Скончался 27 апреля 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище .

Семья

Жена — Надежда Александровна Клушанцева (ур. Калинина ) (1912—2000), художник-мультипликатор

  • Дочь — Жанна Павловна Клушанцева (род. 1936)
  • Сын — Михаил Павлович Клушанцев (род. 1945)

Фильмография

  • 1935 (совместно с Л. Анци-Половским )
  • 1937 (совместно с Л. Анци-Половским )
  • 1943 — Сибирь в дни войны
  • 1946
  • 1948 Метеориты (диплом на 9-м Международном кинофестивале в Венеции)
  • 1951 (совместно с Н. Лещенко ; премия за фильм на 7-м Международном кинофестевале в Карловых Варах и диплом на 4-м кинофестивале документальных фильмов в Париже)
  • 1956 (премия за лучший научно-популярный фильм на 9-м Международном фестивале в Карловых Варах)
  • 1957 Дорога к звёздам (вторая премия на 1-м Всесоюзном кинофестивале по разделу научно-популярных фильмов и особая премия за комбинированные съёмки, а также диплом на 3-м Международном кинофестивале документальных и научно-популярных фильмов в Монтевидео )
  • 1960 — Колебания и волны (диплом на Всесоюзном смотре учебных фильмов)
  • 1962 Планета бурь (в перемонтированном и переозвученном виде использован в американских фантастических фильмах « Путешествие на доисторическую планету » (1965) и « Путешествие на планету доисторических женщин » (1968)
  • 1965 Луна (золотая медаль «За удачное сочетание науки и фантастики» на 4-м Международном кинофестивале научно-популярных и фантастических фильмов в Триесте )
  • 1968 Марс (диплом на Смотре произведений ленинградских кинематографистов)
  • 1970
  • 1972 — Веление времени (золотая медаль на Всесоюзном смотре фильмов, посвящённых организации производства)
Обложка книги
«К другим планетам!» 1959

Библиография

  • К другим планетам!. — Л. : Детгиз (Ленингр. отд-ние), 1959. — 64 с. (переиздана в 1962 году)
  • О чём рассказал телескоп. — Л. : Детгиз (Ленингр. отд-ние), 1962. — 64 с. (переиздана в 1972, 1980, 1984, 1986 и 1989 годах)
  • Станция «Луна». — Л. : Детская литература (Ленингр. отд-ние), 1965. — 64 с. (переиздана в 1974 году)
  • Отзовитесь, марсиане!. — Л. : Детская литература (Ленингр. отд-ние), 1968. — 143 с. (переиздана в 1976 году)
  • Дом на орбите. — Л. : Детская литература (Ленингр. отд-ние), 1975. — 80 с.
  • Одиноки ли мы во Вселенной?. — Л. : Детская литература (Ленингр. отд-ние), 1981. — 190 с.
  • В стороне от больших дорог. — СПб. : Сеанс, 2015. — С. 303. — 1000 экз. ISBN 978-5-905669-10-1 .

Награды и звания

Фильмы о П. В. Клушанцеве

  • «Павел Клушанцев — К звёздам!» (Россия, 2000) — документальный фильм о жизни и творчестве Павла Клушанцева. Производство студии Леннаучфильм . Режиссёр фильма А. Ткаля, автор сценария В. Суслов.
  • «Звёздный мечтатель» (Star Dreamer; Дания, 2002) — документальный фильм о жизни и творчестве Павла Клушанцева. Сценарий и режиссура Сони Вестерхольт и Мадса Бострупа.
  • «Великие комбинаторы» (Россия, 2009) — документальный фильм к 100-летию со дня рождения Павла Клушанцева. Режиссёр Е. Аккуратова, автор сценария Р. Каратеев.

Примечания

  1. — 2003.
  2. Клушанцев Павел. В стороне от больших дорог / сост. Ж. П. Клушанцева. — С.Пб.: Сеанс, 2015. — 303 с. — ISBN 978-5-905669-10-1 .
  3. от 24 декабря 2015 на Wayback Machine на сайте газеты Московский комсомолец // Ольга Горшкова, 24 сентября 2015
  4. , с. 203.
  5. .
  6. от 24 декабря 2015 на Wayback Machine журнал Сеанс // Пётр Лезников, 25 февраля 2015
  7. Харитонов Е., Щербак-Жуков А. На экране — Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909—2002): Материалы к популярной энциклопедии. / НИИ Киноискусства; журнал «Если». — М. : В. Секачев, 2003. — 320 с
  8. , p. 299.
  9. Документальный фильм «Великие комбинаторы», ВГТРК , 2009 год
  10. . Дата обращения: 30 июня 2016. 18 июня 2016 года.
  11. Елисеев Игорь, Цинклер Евгения. // Российская газета. — 2012. — 7 июня ( № 129 (5802) ). — ISSN . 10 июня 2012 года.
  12. . Дата обращения: 23 декабря 2015. 24 декабря 2015 года.
  13. // net-film
  14. // Советское искусство : газета. — 1950. — 18 марта ( № 12 (1204) ). — С. 3 . 2 июня 2021 года.

Литература

  • Кинословарь в двух томах / Гл. ред. С. И. Юткевич. — Энциклопедии. Словари. Справочники. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — Т. 1. — С. 786—788. — 976 с. — 85 000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 832 с. — 100 000 экз.
  • Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство, 1984. — С. 194–195. — 271 с. — 10 000 экз.

Ссылки

  • Павел Клушанцев. . // pavelklushantsev.ru. Дата обращения: 13 марта 2014. 14 марта 2014 года.
  • Харитонов Е. от 11 декабря 2005 на Wayback Machine (Дата обращения: 8 июля 2015)
  • Войтенко И. от 4 июня 2008 на Wayback Machine // журнал «Флорида» (Дата обращения: 8 июля 2015)
  • от 13 июля 2009 на Wayback Machine (Дата обращения: 8 июля 2015)
  • (Дата обращения: 8 июля 2015)
  • от 22 февраля 2014 на Wayback Machine // statehistory.ru (Дата обращения: 8 июля 2015)
Источник —

Same as Клушанцев, Павел Владимирович