Interested Article - Олигер, Николай Фридрихович

Никола́й Фри́дрихович (Фёдорович) Олиге́р (1882—1919) — русский прозаик и драматург.

Биография

Родился в 20 ноября ( 2 декабря ) 1882 года в Омске . Сын военного аптекаря ( провизора ), надворного (позднее — коллежского ) советника Фридриха Рейнгольда (Фридриха Карловича; ?—1901) и Наталии Августы, урождённой Шёнберг.

Окончил шесть классов Омской гимназии (1899), был исключён за революционную деятельность и поступил в Механико-химическое техническое училище в Саратове , откуда также был исключён.

В декабре 1901 — июне 1902 года находился в заключении в Омском тюремном замке. После освобождения два года был под негласным надзором, до сентября 1904 жил в основном в Томске , выезжая в Омск, был секретарём редакции томской газеты «Сибирский вестник», подрабатывал журналистикой и репетиторством. В 1903 некоторое время служил конторщиком пароходного общества в Порт-Артуре .

Был членом РСДРП . Осенью 1904 занимался партийной работой на Кубани . В декабре 1904 года был арестован в Екатеринодаре за участие в антиправительственной демонстрации.

Затем отошёл, по состоянию здоровья, от революционной деятельности.

Осенью 1906 года переехал в Санкт-Петербург . В конце 1911 года в связи с обострившимся туберкулёзом уехал в Одессу , в 1912 — за границу, жил во Франции , на юге Италии . В феврале 1913 поселился на Капри , встречался с И. А. Буниным , Ф. И. Шаляпиным , М. Горьким , в марте 1913 читал у последнего свою драму. Осенью 1913 года вернулся в Санкт-Петербург. В конце февраля 1914 года снова выехал за границу, жил в Ницце и её окрестностях.

В начале 1915 года добровольно отправился на фронт, был уполномоченным Второго сибирского передового врачебно-питательного отряда Всероссийского городского союза и Сибирского общества помощи раненым. Весной 1916 года был контужен .

В 1917 году отправился в путешествие по восточным странам.

Осенью 1918 года приехал в Харбин . Работал начальником осведомительного отдела при штабе атамана Г. М. Семёнова . С сентября 1918 года был официальным редактором ежедневной харбинской газеты «Призыв».

В конце 1918 года переехал в Читу . Был избран членом краевого бюро Конституционно-демократической партии . В читинской газете «Русский Восток» некоторое время регулярно публиковал сводки созданного им Бюро печати.

В апреле 1919 вошёл в число сотрудников читинского еженедельника «Театр и искусство», но из-за обострения туберкулёза практического участия в его работе не принимал.

Умер 27 ноября 1919 года в Чите. Похоронен на кладбище Покровского женского монастыря .

Семья

Был женат на Людмиле Николаевне Третьяковой (1880 — не ранее 1956), в браке имел дочь Татьяну (1902—1916).

Литературное творчество

В 1897—1904 помещал свои произведения под псевдонимом Н. Степняк в газетах: «Сибирская жизнь», «Восточное обозрение», «В степном крае» и других. С 1906 года печатал рассказы, очерки, повести в «Новом журнале для всех», « Русском богатстве », « Вестнике Европы ». В 1907 году выпустил первый сборник рассказов.

С началом Первой мировой войны сотрудничал в еженедельнике «Лукоморье» М. А. Суворина . В 1914 году в «Лукоморье» напечатал «Дорожные наброски» — о впечатлениях первых дней войны при его возвращении в Россию через Балканы , рассказы о событиях на фронте и в прифронтовой полосе, в Польше . В 1916 в издательстве «Лукоморье» вышел сборник его рассказов «Волки».

Выступал как драматург. В рукописи осталась ранняя пьеса «Пансион» (1896). Весной 1913 года в Суворинском театре и в театре Корша бьла поставлена его пьеса «Победители».

В 1919 году, находясь в Чите, опубликовал очерк «За далёкими морями (Из набросков туриста)», передающий ностальгию по России, и основанную на индийском предании символическую сказку «Поцелуй» — о влекущей тайне и красоте смерти. В многочисленных политических статьях (за подписью Н. О. и Н. Оль ) давал негативные оценки большевистским вождям — В. И. Ленину , Л. Д. Троцкому , А. В. Луначарскому и проводимой ими политике, а также той интеллигенции , которая перешла к ним на службу. «От революции мы ожидали много хорошего, а получили много худого», — писал он.

В советское время произведения Олигера практически не издавались.

Особенности творчества

Олигер рассматривается критикой как представитель народнической литературы, уже затронутой веяниями модернизма .

В его творчество, относящемся большей частью к периоду между первой русской революцией и первой мировой войной, отразился путь интеллигента , захваченного волной революционного движения перед 1905 годом, но отошедшего от него в период реакции . В центре его произведений находится жизнь революционеров, но не столько сама борьба, сколько быт подпольщиков , тюрьмы , ссылки и т. п. Критика отмечает незаурядное обличительное мастерство автора, проявившееся, в частности, в рассказах: «В часы отдыха», «Судный день», «По амнистии» и других. Вместе с тем его повести о революционерах «Белые лепестки», «Кожаный чемодан», «Принцесса», написанная в подражание « » В. Ропшина повесть «На аванпостах» вызывали упрёки в надуманности и расчёте на обывательский интерес. Олигеру принадлежат также рассказы и повести «В долине», «Земля» — о событиях 1905 года в деревне.

Со временем в его книгах усиливается ощущение внутреннего кризиса революционера-интеллигента, несовместимости политической борьбы с личным счастьем. В его повестях многократно повторяется образ революционера-интеллигента, индивидуалиста и эстета, одинокого среди товарищей, в глубине души утратившего интерес к революционной деятельности и веру в её необходимость и в этом безразличии даже теряющего ощущение реальности окружающей жизни («На аванпостах», «Холод», «Ангел смерти»).

Психологическая деградация бывшего революционера в обстановке литературно-артистической богемы эпохи реакции показан в повести от 7 августа 2017 на Wayback Machine . Позднее Олигер всё чаще обращается к изображению пошлости чиновно - мещанской среды, отдаёт дань модной «проблеме пола» («Дачный уголок»), в его творчестве постепенно всё больше усиливаются эротические мотивы , доходящие, по мнению некоторых современников — критиков и читателей, до порнографии («Заповедное», «В часы отдыха», «Вечер»).

Повествовательная манера Олигера большей частью реалистична, с элементами психологизма , но в ряде рассказов приём опускания имён и ряда фактических подробностей создаёт абстрактно- символический тон, напоминающий манеру Леонида Андреева («Любовь», «Диктатор», «Рабочий»). Обращался автор и к фантастическому жанру («Праздник весны», см. ниже). По мнению критики, наибольшей художественной правдивости и эмоциональной силы достигает он в некоторых повестях о тюрьме и смертной казни («Тимка», от 15 апреля 2016 на Wayback Machine — повесть, высоко оцененная Короленко , от 15 апреля 2016 на Wayback Machine ), а среди произведений из жизни обывателя удачнее всего его рассказы о детях, где быт даётся с точки зрения детского восприятия («Бабушкина смерть», «Летний папа»). К слабым сторонам его произведений относят мелодраматизм ситуаций, натурализм деталей.

Утопия «Праздник весны»

Исследователям русской фантастики Олигер известен главным образом как автор романтической (имеющей некоторые черты и обращённой в основном к читательницам, а не к читателям) утопии «Праздник весны» (1911), описывающей общество будущего.

О социальном устройстве изображаемого в книге общества судить трудно, однако подчёркивается, что, несмотря на материальное благополучие, отсутствие социальных конфликтов и неограниченную свободу (уважается даже решение добровольно уйти из жизни), червь неудовлетворённости подтачивает душу утопийцев.

Современная критика сочла роман слабым, в упрёк автору ставилось то, что его представления о грядущем строе наивны и ограничиваются картинами в духе эстетского индивидуализма и слащавой эротики, что его книга не содержит ни социального, ни эстетического идеала.

По мнению Всеволода Ревича , роман интересен попыткой создать утопию чисто художественными средствами. Вместо традиционных для этого жанра манеры — с «экскурсоводом» и «экскурсантами», статистическими выкладками и пространными экономическими объяснениями, автор даёт групповой портрет определённого среза гармонического общества (действие происходит в среде творческой интеллигенции) и показывает некоторое психологическое отличие людей будущего от своих современников, что достаточно непросто.

Библиография

  • Олигер Н. Ф. . Рассказы. — СПб. , 1907. — Т. І.
    • Олигер Н. Ф. . Рассказы. — изд. 2. — СПб. , 1910. — Т. І.
    • Олигер Н. Ф. . Рассказы. — М. , 1908. — Т. ІI.
    • Олигер Н. Ф. . Рассказы. — СПб. , 1910. — Т. ІII.
  • Олигер Н. Ф. . Судный день. — СПб., Новый мир, 1908.
  • Олигер Н. Ф. . Принцесса : Роман. — СПб. , 1910.
  • Олигер Н. Ф. . Праздник весны : Роман. — СПб. : Освобождение, 1911.
  • Олигер Н. Ф. . Собрание сочинений. — СПб. , 1911—1918. — Т. I-V, VII-Х.
  • Олигер Н. Ф. Ангел смерти. — М., 1913
  • Олигер Н. Ф. . Волки. — Пг., изд. Лукоморье, 1916.
  • Олигер Н. Ф. Ночные тени. — Пг., 1917
  • Олигер Н. Ф. Принцесса. — Пг.. 1917
  • Олигер Н. Ф . Обреченные. — М., 1918
  • Олигер Н. Ф . На краю степи. — М.-Л., ГИЗ, 1928.

Примечания

  1. Максим Горький упоминает об Олигере в своём очерке «Ленин», описывая его неудачную попытку побеседовать с Г. В. Плехановым .
  2. Летов Б. Д. Короленко-редактор. — Л. , 1961.
  3. Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. — 1970.
  4. Ревич В. А. . — М. : Знание. — 64 с. 9 июля 2016 года.

Литература

  • Чертков Л. Н. // Краткая литературная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5 . — С. 423 .
  • Колтоновская В. А. Художник-сибиряк // Новая жизнь. — СПб. , 1910.
  • Герои и образы Олигера // Современная жизнь. — 1914. — Т. V .
  • Схож М. Е. Словарь сибирских писателей, поэтов и учёных. — 9-е изд.. — Иркутск, [1916].
  • Материалы для сибирского словаря писателей. — М. , 1927.
  • Сибирская советская энциклопедия. — [1922].

Ссылки

Источник —

Same as Олигер, Николай Фридрихович