Дом купца Габдулвалиева
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом купца Сергея Москвина — жилое здание с коммерческими помещениями в Выборге . Расположенный на главной городской площади — Красной — пятиэтажный дом в центре города Выборга в стиле северный модерн включён в перечень памятников архитектуры.
Для строительства доходного дома состоятельный выборгский купец Сергей Москвин приобрёл участок на площади Красного Колодца , хаотичная деревянная застройка которой в соответствии с городским планом 1861 года, разработанным выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом , после сноса устаревших укреплений Рогатой крепости уступала место каменному многоэтажному строительству.
Автором разработанного в 1907 году проекта здания стал выборгский архитектор Пааво Уотила . Дом Москвина, занимающий выгодный угловой участок, специалисты считают наиболее интересным с архитектурной точки зрения элементом застройки площади, играющим важную роль в восприятии ансамбля зданий. Первый этаж, предназначенный под коммерческие цели (размещение магазинов и отделения банка), отделан гранитом ; верхние этажи отведены под квартиры. Фасад, оформленный в стиле финского национального романтизма , выполнен с применением различных планировочных и композиционных приёмов, включающих разнообразие формы окон, орнаменты и эркеры . Самыми известными элементами декора являются оригинальные парные башенки, венчающие торцовый фасад. В форме квадратных в плане башен исследователи отмечают влияние старинной архитектуры североевропейских городов (церкви Любека , собор Роскилле ). Купеческий дом, как и многие национально-романтические постройки, напоминает старинный замок с боевыми зубчатыми башнями. Проектом предполагалось строительство второй очереди здания — крыла по улице Мира, увенчанного такими же башнями, — но этот план не был выполнен.
В сравнении с соседними зданиями (такими, как здание компании «Отсо» и Аптечный дом ), дом Москвина относительно мало пострадал от советско-финских войн (1939—1944) . Сохранились форма черепичной крыши и многие элементы фасадного декора, но интерьеры понесли утраты при перепланировке. Выполненные на по эскизам Пааво Уотилы изразцовые печи исследователи относят к ценным памятникам декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности первой трети XX века . На месте так и не возведённого второго корпуса в послевоенное время было построено кирпичное здание по типовому проекту .